ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 / 2016 серия РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВЕКОВ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ Екатеринбург 2016 УДК 80.01 (082) ББК Ш5 (2-р) 6-3 У 68 Редакционная коллегия: Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения»: Н.В. Барковская, д-р филол. наук, проф. <...> У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». <...> (Серия «Русская литература XX -XXI веков: направления и течения». <...> Центральной теоретической проблемой явилась проблема специфики лирического сюжета, а также диалектика традиций и новаторства. <...> Ответственная за выпуск: Н.В. Барковская ISSN 2306-7462 © ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016 © Уральский филологический вестник, 2016 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения СОДЕРЖАНИЕ От редакции . <...> .5 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ О специфике лирического сюжета Полежаева Т.В. <...> Экспрессионистическое начало в лирике О.Э. Мандельштама и Н.С. Гумилёва . <...> «Товарищ Брук» С.Д. Кржижановского и «Подпоручик Киже» Ю.Н. Тынянова: варианты представления мнимости . <...> Аполлоническое / дионисийское как фаустовская антиномия в романе Евгения Замятина «Мы» . <...> «Облачный полк» Эдуарда Веркина: между фотографией и картиной . <...> Остров Готланд как благодатная Самария: поэтический опыт И. <...> Пиковая дама: женственность и старость в современной российской женской литературе . <...> Свое понимание проблемы сюжетности лирических стихотворений высказали Н.В. Барковская (полагающая, что сюжет в лирике – не развитие событий, а движение чувства), Л.Д. Гутрина (демонстрирующая на материале стихотворения О. Берггольц <...> , О.А. Скриповой, исследовавшей лиризацию балладного сюжета в поэме М. Цветаевой <...> В статье Н.В. Налегач через тематический мотив небесных светил исследуется <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Русская_литература_XX-XXI_веков_направления_и_течения_№1_2016.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
ВЕСТНИК
№ 3 / 2016
серия
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВЕКОВ:
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ
Екатеринбург
2016
Стр.2
УДК 80.01 (082)
ББК Ш5 (2-р) 6-3
У 68
Редакционная коллегия:
Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения»:
Н.В. Барковская, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
М.А. Литовская, д-р филол. наук, проф.
(Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина)
Е.В. Пономарева, д-р филол. наук, проф.
(Южно-Уральский государственный университет)
М.Н. Липовецкий, д-р филол. наук, проф.
(Университет штата Колорадо, Болдер, США)
У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВО
«Уральский государственный педагогический университет».
/ Гл. ред. Н.В. Барковская – Екатеринбург, 2016. –
Вып. 3. – 318 с.
(Серия «Русская литература XX -XXI веков: направления и
течения». Вып. 17)
ISSN 2306-7462
В данном выпуске сборника представлены статьи российских, украинских,
белорусских, венгерских и финских исследователей о современной
русской литературе. Центральной теоретической проблемой
явилась проблема специфики лирического сюжета, а также диалектика
традиций и новаторства. Уделено внимание жанровостилевым
тенденциям творчества конкретных авторов.
Статьи, представленные в сборнике, послужат установлению диалога,
коррекции методологических подходов и приемов анализа поэтики,
обмену опытом в рамках научного сотрудничества.
Сборник рассчитан на специалистов-филологов, студентов, учителей
литературы.
Тексты публикуются в авторской редакции.
Ответственная за выпуск: Н.В. Барковская
ISSN 2306-7462
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016
© Уральский филологический вестник, 2016
Стр.3
2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3
Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции ............................................................................................ .5
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
О специфике лирического сюжета
Полежаева Т.В. Сюжет в лирике: целостно-системный подход ........ .9
Барковская Н.В. «Черный монах» А. Чехова и А. Блока: к проблеме
лирического сюжета ....................................................................... 28
Гутрина Л.Д. «Обещание» О.Ф. Берггольц: лирический сюжет стихотворения
...................................................................................... 38
Верина У.Ю. «Переживание сюжета» и композиция стихотворений
С. Львовского ................................................................................. 46
ПОЭТИКА МОДЕРНИЗМА
Раковская Н.М. Русская классика в парадоксальной критической
рефлексии К. Леонтьева ................................................................ 55
Силантьева В.И. Традиция в перспективе переходного времени ...... 67
Налегач Н.В. Небесные образы в книге стихов И. Анненского «Тихие
песни» ....................................................................................... 81
Йожа Д.З. Метаморфозы Дарьяльского: диалог инициационного и
мифологического текстов в эволюции нарциссического героя . 91
Алексеева Н.В. Роман Андрея Белого «Маски»: игровое начало и
формы его воплощения ................................................................108
Маршалова И.О. Мифопоэтика образов в циклах «Разлука» Марины
Цветаевой и «После разлуки» Андрея Белого .................116
Скрипова О.А. Трансформация балладного сюжета в поэме
М. Цветаевой «На Красном коне» ..............................................127
Шестакова М.А. Экспрессионистическое начало в лирике
О.Э. Мандельштама и Н.С. Гумилёва ........................................139
Ленская С.В. Семантико-структурные особенности заглавий в
русской и украинской малой прозе 1920-х годов (опыт сравнительного
анализа) .....................................................................147
3
Стр.4
2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3
Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения
Пархаева А.А. Жанровая модель микроцикла К. Федина «Сказочки»
..................................................................................................158
Кубасов А.В. «Товарищ Брук» С.Д. Кржижановского и
«Подпоручик Киже» Ю.Н. Тынянова: варианты представления
мнимости ................................................................................169
Степанова А.А. Аполлоническое / дионисийское как фаустовская
антиномия в романе Евгения Замятина «Мы» ...........................181
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Житко Р.Г. Художественное воплощение и коннотация категории
пустоты в романе В.О. Пелевина «t» ...................................192
Оляндэр Л.К. Музыкальная структура прозаического текста. (На
материале повести В. Астафьева «Пастух и пастушка») ..........201
Зверева Т.В. «Облачный полк» Эдуарда Веркина: между фотографией
и картиной ......................................................................216
Нечаева Е.А. Эстетическая коммуникация в художественной
практике московского концептуализма .....................................223
Подлубнова Ю.С. «Что не нравится – я просто отменяю»: остранения
Д.А. Пригова ......................................................................232
Минеева И.Н. Остров Готланд как благодатная Самария:
поэтический опыт И. Фонякова ..................................................243
Фокина С.А. Семиотизация страстей как проявление авторской
идентичности в on-line пространстве. Случай «павичевского»
стихотворения Елены Рыжковой ..........................................252
Кузнецова Л.В. Поэтика пространства литературного текста на
экране ............................................................................................261
Савкина И.Л. Пиковая дама: женственность и старость в современной
российской женской литературе ...................................274
Черняк М.А. «Сегодня в газете – завтра в куплете»: отражение
современной истории в российской массовой литературе .......288
Сведения об авторах ...........................................................................296
SUMMARY............................................................................................300
4
Стр.5