2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения А.А. СТЕПАНОВА (Днепропетровск, Украина) УДК 821.161.1-31(Замятин Е. <...> И) ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,44 АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ / ДИОНИСИЙСКОЕ КАК ФАУСТОВСКАЯ АНТИНОМИЯ В РОМАНЕ ЕВГЕНИЯ ЗАМЯТИНА «МЫ» Аннотация. <...> Конфликт аполлонического и дионисийского рассматривается как модус реализации фаустовской темы. <...> Подчеркивается раздвоение духовного состояния персонажей в попытках отождествить себя и со сторонниками Единого Государства (аполлоническое начало), и с представителями «дикого» мира (дионисийское начало). <...> Констатируется, что в душевных сомнениях Д-503 просматриваются черты «русского Фауста». <...> Акцентируется дуализм образа І-330, наследующего одновременно черты образов Фауста и Мефистофеля. <...> На пространственном уровне конфликта рассматривается столкновение двух миров – Единого Государства и Мира за Зеленой Стеной как вечной оппозиции цивилизации и природы. <...> В осмыслении конфликта аполлонического / дионисийского усматривается мысль Замятина об ограниченности обоих начал в отдельных проявлениях, так и об их несоединимости в художественном пространстве романа: революция терпит поражение. <...> Философский уровень реализации конфликта аполлонического / дионисийского осмыслен Замятиным с позиции теории энтропии. <...> В философии Замятина энтропия становится синонимом застоя и, как следствие, деградации и смерти, спасением от которой может являться только вечная активность энергии. <...> В этой связи коллизия аполлонического / дионисийского в романе «Мы» проецируется на противопоставление энтропийного и энергийного начал. <...> Отсюда идея вечной, бесконечной революции как энергии, взрывающей энтропию, выводящей Вселенную из состояния покоя. <...> Взаимодействие психологического, пространственного и философского уровней позволяет реализовать комплекс идей – бесконечной революции, протеста против 181 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК <...>