2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения Л.Д. ГУТРИНА (Екатеринбург, Россия) УДК 821.161.1-14(Берггольц О. Ф.) <...> В стихотворении смыкаются ключевые для Берггольц 1930-х гг. темы любви, родины и поэтического слова. <...> Лирическая героиня стихотворения показана в состоянии расколотости – между любовью как личным чувством и любовью к Родине и вождю. <...> Продемонстрировано наложение образов возлюбленного, Родиныматери и «отца народов» в фигуре адресата песни. <...> Лирический сюжет реализуется посредством мотива слова/песни, особой парадигмы местоимений. <...> Специфика чувства лирической героини конкретизируется через апелляцию Берггольц к стихотворению Блока с ключевым образом России-Жены: в «Обещании» Берггольц Россия обретает черты мужчины, в любви к которому и признается героиня. <...> В поэтике стихотворения очевидны отсылки к песням о Сталине, которые создавались в СССР в 1930-е гг. <...> Под оболочкой страха скрывается внутренняя расколотость лирического Я, утрата человеком своей цельности. <...> Сюжет лирического стихотворения – динамика переживаний его лирического субъекта, смена его состояний, чувств, мыслей. <...> : «Центром лирического стихотворения является его герой (лирическое Я) <…> <...> Лишь в процессе развертывания этого лирического сюжета лирический герой («Я») приобретает известную конкретизацию, исходящую прямо или косвенно от тех или иных элементов реальной действительности, от связей и отношений, включенных в стихотворение» [Сильман 1977: 74, 77]. <...> Рассмотрим в связи с проблемой лирического сюжета стихотворение О. Берггольц <...> В стихотворении смыкаются 38 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения ключевые для Берггольц 1930-х гг. темы любви, родины и поэтического слова. <...> Принципиальным для трактовки темы творчества в этот период становится ее аранжирование мотивами невнятности и невозможности высказывания; в частности, это заметно <...>