2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения Т.В. ЗВЕРЕВА (Ижевск, Россия) УДК 821.161.1-93-31(Веркин Э.) <...> ББК Ш383(2Рос=Рус)63-8,44 «ОБЛАЧНЫЙ ПОЛК» ЭДУАРДА ВЕРКИНА: МЕЖДУ ФОТОГРАФИЕЙ И КАРТИНОЙ Аннотация. <...> В данном исследовании рассмотрена проблема реконструкции героического мифа в современной детской литературе. <...> На примере повести Эдуарда Веркина «Облачный полк» выявлены ведущие принципы современной исторической прозы. <...> Основным авторским приемом становится «прием остранения», который позволяет дать принципиально новый взгляд на события Великой Отечественной войны. <...> Остраненный взгляд главного героя необходим Веркину для выхода за пределы какого бы то ни было знания и обращения действительности в сферу чистого видения. <...> Символично, что главный герой повести – Дмитрий – увлекается фотографией. <...> Любое прошлое, с точки зрения автора, неизбежно обращается в застывшую систему смыслов, вследствие чего необходимо преодолеть автоматизм восприятия и выйти к реальности, не опосредованной предшествующим языковым опытом. <...> В статье также рассмотрен вопрос о принципах репрезентации истории. <...> разоблачает исторический нарратив, обнажает его связь с литературной условностью. <...> В «Облачном полку» история не оставляет следов для будущего, отсюда сквозной для текста мотив засвеченной пленки. <...> В конечном счете, внутренним конфликтом текста становится конфликт истории и искусства. <...> Веркин убедительно показывает, что любое событие обретает сверхсмысл только благодаря искусству, обращающему историю в миф. <...> Будучи произведением, написанным для подростков, оно быстро переросло целевую аудиторию и пополнило ряды лучших произведений о Великой Отечественной войне. <...> Феноменальный успех повести, получившей многочисленные литературные премии, обеспечен двуадресностью текста, одновременно направленного и на посвященного читателя и читателя, который, быть может, впервые соприкасается <...>