2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения Ямпольский М. <...> А.В. КУБАСОВ (Екатеринбург, Россия) УДК 821.161.1-3 ББК Ш33(2Рос=Рус)6-444 «ТОВАРИЩ БРУК» С.Д. КРЖИЖАНОВСКОГО И «ПОДПОРУЧИК КИЖЕ» Ю.Н. ТЫНЯНОВА: ВАРИАНТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МНИМОСТИ Аннотация. <...> В статье рассматривается художественный мир рассказа С.Д. Кржижановского «Товарищ Брук» в проекции на «Подпоручика Киже» Ю.Н. Тынянова. <...> Заглавие повести Тынянова отсылает к историческому прошлому страны, тогда как заглавие рассказа Кржижановского декларирует современную автору советскую действительность. <...> Кржижановский писал стихи, со стихотворной формой речи его рассказ роднит смысловая сгущенность. <...> По аналогии с формулой Тынянова – «теснота стихового ряда», можно утверждать, что у Кржижановского есть «теснота новеллистического ряда». <...> Сюжет его рассказа строится на развертывании и варьировании парононимической аттракции. <...> Фантастичность достигается Кржижановским и за счет мены позиций, связанных с категорией одушевленности / неодушевленности. <...> Принципы омонимии, паронимии, палиндрома уподобляют художественный мир Крыжижановского силлогизму. <...> Бытие и мнимость взаимообратимы, что делает возможным бытие мнимости. <...> У Тынянова фантастическому сюжету рассказа придается исторически правдоподобный характер. <...> Кржижановский доводит до предела то, что в «Подпоручике Киже» имеет реальнобытовое обоснование (описка писаря). <...> Сюжет «Товарища Брука» полностью помещен в плоскость художественной речи. <...> По словам Вадима Перельмутера, «попытки опубликовать эту книгу – да еще в канун Первого съезда писателей, – 169 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения естественно, не было и быть не могло» [Кржижановский 2001: 2, 674]1 . <...> Анализируемый рассказ впервые увидел свет только в составе второго тома собрания сочинений писателя, ровно через семьдесят лет после его создания. <...> В качестве <...>