Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения  / №1 2016

«ЧЕРНЫЙ МОНАХ» А. ЧЕХОВА И А. БЛОКА (К ПРОБЛЕМЕ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА) (125,00 руб.)

0   0
Первый авторБарковская
Страниц10
ID570202
АннотацияВ статье отстаивается понимание лирического сюжета как движения чувства, развития эмоции. Элементы описаний мира внешнего (портрет, пейзаж, деталь) становятся носителями лирического переживания. В качестве примера анализируется лирический сюжет в стихотворении А. Блока «Здесь ночь мертва. Слова мои дики…». В стихотворении упоминается «черный монах», что дает основание для сопоставления образного строя стихотворения с рассказом А. Чехова «Черный монах», тем более что для «прозы настроений» писателя характерна музыкальная (сонатная) композиция, что доказано Н. Фортунатовым. Некоторое сходство деталей этих двух произведений только подчеркивает принципиальное различие эпического и лирического типов сюжета. Событийный сюжет в рассказе Чехова завершен, лирический сюжет в стихотворении Блока сжат в одну точку и оставляет лирического героя в ситуации «распутий». Анализ стихотворения показывает, что сюжет стихотворения (нарастание отчаяния и рвущийся из груди крик) реализуется не в событийной канве, а в самом интонационном строе текста
УДК821.161.1-14:821.161.1-32
Барковская, Н.В. «ЧЕРНЫЙ МОНАХ» А. ЧЕХОВА И А. БЛОКА (К ПРОБЛЕМЕ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА) / Н.В. Барковская // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения .— 2016 .— №1 .— С. 29-38 .— URL: https://rucont.ru/efd/570202 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В статье отстаивается понимание лирического сюжета как движения чувства, развития эмоции. <...> Элементы описаний мира внешнего (портрет, пейзаж, деталь) становятся носителями лирического переживания. <...> В качестве примера анализируется лирический сюжет в стихотворении А. <...> ». В стихотворении упоминается «черный монах», что дает основание для сопоставления образного строя стихотворения с рассказом А. Чехова <...> «Черный монах», тем более что для «прозы настроений» писателя характерна музыкальная (сонатная) композиция, что доказано Н. <...> Некоторое сходство деталей этих двух произведений только подчеркивает принципиальное различие эпического и лирического типов сюжета. <...> Событийный сюжет в рассказе Чехова завершен, лирический сюжет в стихотворении Блока сжат в одну точку и оставляет лирического героя в ситуации «распутий». <...> Анализ стихотворения показывает, что сюжет стихотворения (нарастание отчаяния и рвущийся из груди крик) реализуется не в событийной канве, а в самом интонационном строе текста. <...> Учитывая тот факт, что лирика, «царство субъективности», выражает мир внутренний, содержанием лирического произведения обычно называют переживание (мысли, чувства, настроения, побуждения, состояния лирического субъекта). <...> Соответственно, лирический сюжет понимается как движение, развитие, динамика этой эмоциональной «волны», ее спады, нарастания, контрапункты, варьирование (потому чаще говорят не о сюжете в лирике, а о композиции стихотворения: время здесь течет как бы сгустками, от строфы к строфе, огромную роль играют ритмиче28 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения ские факторы, не только повторы – звуковые, лексические, синтаксические, но и паузы, особенно концевые, формирующие, как известно, вертикальное пространство стиха). <...> Как видим, историческая ретроспекция также указывает на эмоциональную природу содержания лирического произведения. <...> Все детали <...>