Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения  / №1 2016

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (На материале повести В. Астафьева «Пастух и пастушка») (125,00 руб.)

0   0
Первый авторОляндэр
Страниц15
ID570218
АннотацияВ статье сопоставляются мелодики и ритмики повести В. Астафьева «Пастух и пастушка» и узловых фрагментов романа Л. Толстого «Воскресение». Устанавливается перекличка таких стержневых мотивов, как необоримость любви и процесс обновления жизни, сосредоточено внимание на торжестве духовного человека над его бесчеловечным двойником. Опорой для избранных подходов к анализу мелодической основы повести В. Астафьева «Пастух и пастушка» и отдельных картин весны в романе Л. Толстого «Воскресение» служат методологические принципы С. Бураго. Ритмико-мелодический уровень астафьевской повести представлен как важнейший элемент ее структуры. Доказывается, что ее формо- и смыслообразующая функции крайне важны для раскрытия писательского замысла, понимания целостности произведения. Раскрывается специфика кольцевой, обрамляющей композиции. Анализируются звуковая организация текста как способ воплощения конфликта уже на уровне Обрамления. Доказывается, что рядоположение названия повести («Пастух и пастушка) с ее жанровым уточнением (Современная пастораль) вносит в ожидание реципиента предчувствие беды. Введение фрагмента из оперы «Пиковая Дама» явилось своеобразной формой признания в искренности, взаимопонимании и чистоты любви. Установлено, что созвучие между пасторальными тональностями в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка» и опере П. Чайковского «Пиковая дама» уподоблены тому гармоническому созвучию, которое характеризует внутренние структурные соотношения в произведении композитора. Сопоставленный гуманистический пафос В. Астафьева с пафосом Л. Толстого вселяет веру в победу добра над злом, Жизни над Смертью: в затекстовом уровне астафьевской повести победно звучит: «И смертью смерть поправ»
УДК821.161.1-31
Оляндэр, Л.К. МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (На материале повести В. Астафьева «Пастух и пастушка») / Л.К. Оляндэр // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения .— 2016 .— №1 .— С. 202-216 .— URL: https://rucont.ru/efd/570218 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения Л.К. ОЛЯНДЭР (Луцк, Украина) УДК 821.161.1-31(Астафьев В.) <...> ББК Ш33(2Рос=Рус)63-8,44 МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (На материале повести В. Астафьева <...> «Пастух и пастушка» и узловых фрагментов романа Л. Толстого <...> Устанавливается перекличка таких стержневых мотивов, как необоримость любви и процесс обновления жизни, сосредоточено внимание на торжестве духовного человека над его бесчеловечным двойником. <...> Опорой для избранных подходов к анализу мелодической основы повести В. Астафьева <...> «Пастух и пастушка» и отдельных картин весны в романе Л. Толстого <...> Ритмико-мелодический уровень астафьевской повести представлен как важнейший элемент ее структуры. <...> Доказывается, что ее формо- и смыслообразующая функции крайне важны для раскрытия писательского замысла, понимания целостности произведения. <...> Анализируются звуковая организация текста как способ воплощения конфликта уже на уровне Обрамления. <...> Доказывается, что рядоположение названия повести («Пастух и пастушка) с ее жанровым уточнением (Современная пастораль) вносит в ожидание реципиента предчувствие беды. <...> Введение фрагмента из оперы «Пиковая Дама» явилось своеобразной формой признания в искренности, взаимопонимании и чистоты любви. <...> Установлено, что созвучие между пасторальными тональностями в повести В. Астафьева <...> «Пиковая дама» уподоблены тому гармоническому созвучию, которое характеризует внутренние структурные соотношения в произведении композитора. <...> 201 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения Ритм и в самом деле явление сложное… <...> <…> Из всех … определений ритма только одно оказалось позитивным, а именно: ритм как повторение и соразмерность, однако и оно… не может быть признано достаточным… <...> <…> Недостаточность же определения ритма через повторение видится в том, что функция ритма в жизни человека <...>