ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА СПЕЦВЫПУСК Посвящен Всемирному форуму Международной ассоциации школьных библиотек ИАСЛ2014 Москва, 25—30 августа 2014 г. ///910 2014 ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА Печатный орган Русской школьной библиотечной ассоциации ƒУУ„ЛВ ¯НУО¸М˚В ·Л·ОЛУЪВН‡Л Л ·Л·ОЛУЪВНУ‚В‰˚, НУООВ„Л Л В‰ЛМУП˚¯ОВММЛНЛ, УТТЛИТНЛВ Л Б‡Ы·ВКМ˚В ˜ЛЪ‡ЪВОЛ! <...> ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ///910 ‘2014 СОДЕРЖАНИЕ Всемирный форум Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship — IASL/ИАСЛ). <...> 9 ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ ВСЕМИРНОГО ФОРУМА ИАСЛ2014 Выступления: О.Ю. Васильевой, А.А. Фурсенко, О.Ю. Баталиной . <...> Библиотекарь глазами студентов, или «Метод создания имиджа» (Оkada D. <...> Спасибо, Тодд Росс, профессор исследовательского центра Рутгерс кого университета, США Наш форум — колоссальное событие на фоне тех по литических событий, которые происходят в мире. <...> Здесь пользу нашли для себя все категории гостей, от профессоров, исследователей до школьных биб лиотекарей, учителей, издателей, редакторов. <...> Большая часть их информационного обеспечения организована РШБА, за что ей большое спасибо. <...> Жаль, что профессор Тодд Росс не принял участие в панельной сессии, организованной в день открытия форума. <...> Т.И. Полякова, заведующая ИБЦ СанктПетербургской академии постдипломного педагогического образования, председатель регионального отделения РШБА, г. СанктПетербург Форум — это смешение культур. <...> Вчера в ходе своего докла да я собрал рисунки школьных библио текарей с изображением библиотеки. <...> Японские студенты представляют биб лиотеку как помещение со стеллажами, столами, стульями и книгами, схема тично. <...> Но цель у нас одна: биб лиотека должна стать местом, где произойдет связь времен, поколе ний и технологий. <...> В ходе мозгового штурма на коуч сессии было интересно понять, что разного было наработано в трех группах. <...> Кетрин Манк, школьный библиотекарь, США Поделюсь своими мыслями, идеями, которые возникли <...>
Школьная_библиотека_№9_2014.pdf
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
Печатный орган Русской
школьной библиотечной
ассоциации
ƒÓÓ„Ë ¯ÍÓθÌ˚ ·Ë·ÎËÓÚÂÍ‡Ë Л ·Ë·ÎËÓÚÂÍӂ‰˚,
НУООВ„Л Л В‰ЛМУП˚¯ОВММЛНЛ, УТТЛИТНЛВ Л Б‡Ы·ВКМ˚В
˜ËÚ‡ÚÂÎË!
—ÔˆˇθÌ˚È ÌÓÏ ÊÛ̇· Ï˚ ÔÓÒ‚ˇ˘‡ÂÏ ¬ÒÂÏËÌÓÏÛ
ÙÓÛÏÛ ÃÂʉÛ̇ӉÌÓÈ ‡ÒÒӈˇˆËË ¯ÍÓθÌ˚ı ·Ë·ÎËÓÚÂÍ
(International Association of School Librarianship у
IASL/»¿—À) (25ñ30 ‡‚„ÛÒÚ‡ 2014 „Ó‰‡, ÃÓÒÍ‚‡)
“Âχ ÏÓÒÍÓ‚ÒÍÓ„Ó ÙÓÛχ у ´ÿÍÓθ̇ˇ ·Ë·ÎËÓÚÂ͇ ‚
Ó·˘ÂÒÚ‚Â Á̇ÌËÈ: ЛТФУО¸БЫВП ÍÓ„ÌËÚË‚Ì˚ ÚÂıÌÓÎÓ„ËË, ÒÓÁ‰‡ÂÏ
͇ÚË‚ÌÛ˛ ΢ÌÓÒÚ¸ª, ·˚· Т ФУМЛП‡МЛВП ÔËÌˇÚ‡
Â„Ó Û˜‡ÒÚÌË͇ÏË Í‡Í ÔÂÒÔÂÍÚË‚ÌÓ ̇ԇ‚ÎÂÌË ‡Á‚ËÚˡ
¯ÍÓθÌ˚ı ·Ë·ÎËÓÚÂÍ ‚ ‡·ÓÚ ТУ Ò‚ÓËÏË ˜ËÚ‡ÚÂΡÏË.
¬Ô‚˚ ‚ ËÒÚÓËË ÏËÓ‚Ó„Ó Л ÓÚ˜ÂÒÚ‚ÂÌÌÓ„Ó ·Ë·ÎËÓÚ˜ÌÓ„Ó
‰Â· ФУ ËÌˈˇÚË‚Â –ÿ¡¿ ÒÚÓθ χүڇ·ÌÓÂ Л Á̇˜ËÏÓÂ
‰Îˇ ̇¯Â„Ó ·Ë·ÎËÓÚ˜ÌÓ„Ó ÒÓÓ·˘ÂÒÚ‚‡ ÒÓ·˚ÚË ÔÓ¯ÎÓ
‚ –ÓÒÒËË.
‘ÓÛÏ ÔËÌˇÎ УНУОУ 450 Û˜‡ÒÚÌËÍÓ‚ ЛБ ‰‚‡‰ˆ‡ÚË ˜ÂÚ˚Âı
ÒÚ‡Ì Ïˇ. –ÓÒÒ˲ Ô‰ÒÚ‡‚ΡÎË ÎˉÂ˚ ‚ ӷ·ÒÚË ÚÂÓËË,
ÏÂÚÓ‰ËÍË Л Ô‡ÍÚËÍË ¯ÍÓθÌÓ„Ó ·Ë·ÎËÓÚ˜ÌÓ„Ó ‰Â·.
Õ‡ ÙÓÛÏ ÔËÂı‡ÎË ÛÍÓ‚Ó‰ËÚÂÎË Â„ËÓ̇θÌ˚ı ÓÚ‰ÂÎÂÌËÈ
–ÿ¡¿ ТУ Ò‚ÓËÏË ‰Â΄‡ˆËˇÏË, ÎÛ˜¯Ë ·Ë·ÎËÓÚÂ͇Ë
Ó·‡ÁÓ‚‡ÚÂθÌ˚ı Û˜ÂʉÂÌËÈ, ÔÂÔÓ‰‡‚‡ÚÂÎË ·Ë·ÎËÓÚ˜ÌÓ-ËÌÙÓχˆËÓÌÌ˚ı
Ù‡ÍÛθÚÂÚÓ‚ ‚ÛÁÓ‚ ÍÛθÚÛ˚ Л ËÒÍÛÒÒÚ‚,
ÏÂÚÓ‰ËÒÚ˚ Л ÔÂÔÓ‰‡‚‡ÚÂÎË ЛМТЪЛЪЫЪУ‚ ÔÓ‚˚¯ÂÌˡ Í‚‡ÎËÙË͇ˆËË
Л ЛМТЪЛЪЫЪУ‚ ‡Á‚ËÚˡ Ó·‡ÁÓ‚‡Ìˡ ЛБ ‰‚‡‰ˆ‡ÚË
‰‚Ûı ÂÒÔÛ·ÎËÍ, ‰Â‚ˇÚË Í‡Â‚, ˜ÂÚ˚Âı ‡‚ÚÓÌÓÏÌ˚ı ÓÍÛ„Ó‚,
ÒÓÓ͇ ТВПЛ Ó·Î‡ÒÚÂÈ, ‡ Ú‡ÍÊ ÃÓÒÍ‚˚, —‡ÌÍÚ-œÂÚ·ۄ‡,
—‚‡ÒÚÓÔÓΡ.
ŒÒÌÓ‚Ì˚ ‡·Ó˜Ë ‰ÌË ÙÓÛχ ÔÓ¯ÎË ‚ Á‡Î‡ı „ÓÒÚËÌˈ˚
´ ÓÒÏÓÒª, ̇Á‚‡ÌË ÍÓÚÓÓÈ ÔÓÒÚÓˇÌÌÓ ‡ÒÒÓˆËËÓ‚‡ÎÓÒ¸
МВ ÚÓθÍÓ Ы ÓÒÒËÈÒÍËı, МУ Л Ы Á‡Û·ÂÊÌ˚ı Û˜‡ÒÚÌËÍÓ‚ Т
‚Â΢‡È¯ËÏË Ì‡Û˜Ì˚ÏË ‰ÓÒÚËÊÂÌˡÏË Ì‡¯ÂÈ –Ó‰ËÌ˚.
œÂ‰ÒÚ‡‚ËÚÂÎË ‚·ÒÚË, Û˜ÂÌ˚Â, ¯ÍÓθÌ˚ ·Ë·ÎËÓÚÂ͇Ë
Л ÏÂÚÓ‰ËÒÚ˚, ËÁ‰‡ÚÂÎË –ÓÒÒËË ‰ÓÒÚÓÈÌÓ Ô‰ÒÚ‡‚ËÎË Ò‚Ó˛
ÒÚ‡ÌÛ. ‘ÓÛÏ ÓÍÓ̘‡ÚÂθÌÓ Û·Â‰ËΠ̇¯Ëı ·Ë·ÎËÓÚÂ͇ÂÈ
‚ ÚÓÏ, ˜ÚÓ УМЛ ‚˚·‡ÎË Ô‡‚ËθÌ˚È ÔÛÚ¸ ‡Á‚ËÚˡ, ‡ Á‡Û·ÂÊÌ˚Â
„ÓÒÚË ÓÚϘ‡ÎË, ˜ÚÓ ÓÒÒËˇÌ‡Ï ÂÒÚ¸ ˜ÂÏ „Ó‰ËÚ¸Òˇ.
Õ‡ ÙÓÛÏ ÒÓÒÚÓˇÎ‡Ò¸ ÚÓÊÂÒÚ‚ÂÌ̇ˇ ˆÂÂÏÓÌˡ ÓÚÍ˚Úˡ,
Ôӯ· ‡·ÓÚ‡ ÔÎÂ̇Ì˚ı Á‡Ò‰‡ÌËÈ, Ô‡ÌÂθÌÓÈ ÒÂÒÒËË,
ÔˇÚË ÚÂχÚ˘ÂÒÍËı Л Ó‰ÌÓÈ ‚˚ÂÁ‰ÌÓÈ ÒÂ͈ËË, ‚ÓÒ¸ÏË
Ó·Û˜‡˛˘Ëı ÒÂÏË̇ӂ Л ‰‚Ûı ÍÛ„Î˚ı ÒÚÓÎÓ‚, ‚ ЪУП ˜ËÒÎÂ
ÍÓÛ˜-ÒÂÒÒˡ. ¡˚ÎË Á‡ÒÎÛ¯‡Ì˚ ÒÔˆˇθÌ˚Â Л ÔÓÙÂÒÒËÓ̇θÌ˚Â
‰ÓÍ·‰˚, ‚˚ÒÚÛÔÎÂÌˡ, Ó„‡ÌËÁÓ‚‡Ì˚ ÔÂÁÂÌÚ‡ˆËË
Л ‚˚ÒÚ‡‚ÍË. ”˜‡ÒÚÌËÍË ÔÓÎÛ˜ËÎË ‚ÓÁÏÓÊÌÓÒÚ¸ ÔÓÒÂÚËÚ¸ ·Ë·ÎËÓÚÂÍË
ÃÓÒÍ‚˚ Л ÔËÌˇÚ¸ Û˜‡ÒÚË ‚ ‡Û͈ËÓ̇ı.
’Ó˜ÂÚÒˇ, ˜ÚÓ·˚ ‚ÒÂ, НЪУ МВ ÒÏÓ„ ÔËÒÛÚÒÚ‚Ó‚‡Ú¸ ̇ ÙÓÛÏÂ,
ÒÚ‡ÎË Û˜‡ÒÚÌË͇ÏË ˝ÚÓ„Ó „‡Ì‰ËÓÁÌÓ„Ó ÒÓ·˚Úˡ Т ÔÓÏÓ˘¸˛
ÊÛ̇·, ‡ ÚÂ, НУПЫ ÔÓÒ˜‡ÒÚÎË‚ËÎÓÒ¸ ÔÓ·˚‚‡Ú¸ ̇
ÌÂÏ, ‚ÌÓ‚¸ Ó˘ÛÚËÎË Â„Ó Á‡Ï˜‡ÚÂθÌÛ˛ ‡ÚÏÓÒÙÂÛ ‰ÛÊ·˚,
ÒÓÚÛ‰Ì˘ÂÒÚ‚‡ Л ÒÓÎˉ‡ÌÓÒÚË.
№ 910—2014 (143144)
Издается с января 2000 г.
Издатель:
Русская школьная библиотечная
ассоциация
Главный редактор
Т.Д. ЖУКОВА
Ответственный редактор
Л.Б. ЗУПАРОВА
Исполнительный директор
А.Б. ПЛОТНИКОВ
Компьютерная верстка:
Т.В. ПОЛИНА
Наш новый адрес:
115114 Москва,
1й Кожевнический пер, д. 6, корп. В,
к. 105 А
Тел./факс: 8(495) 2801851,
8(903) 6159036
Email: rusla@rusla.ru
Портал: www.rusla.ru
Присланные материалы
не возвращаются и не рецензируются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только
с письменного разрешения редакции.
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации
ПИ № 7714253 от 20 декабря 2002 г.
Подписные индексы по каталогу
«РОСПЕЧАТЬ» на полугодие — 18220, на
год — 85130; По каталогам: ГАЛ— 43951;
Урал-пресс — 18220; АРЗИ — 43951
Формат 60х84 1/8.
Тираж 6000 экз. Заказ
Подписано в печать 25.12.14.
© Русская школьная библиотечная
ассоциация, 2014
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленного электронного
оригиналмакета в типографии ОАО «Альянс
«Югполиграфиздат», ВПК «Офсет» 400001
Волгоград, ул. КИМ, 6.
Тел./факс: (8442) 266010, 974821, 974940.
Стр.3
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
///910 ‘2014
СОДЕРЖАНИЕ
Всемирный форум Международной ассоциации школьных библиотек (International
Association of School Librarianship — IASL/ИАСЛ)...........................................................................4
ПРИВЕТСТВИЯ ФОРУМУ:
Путин В.В., Президент Российской Федерации.....................................................................2 с. обл.
Сингх Д., президент Международной ассоциации школьных библиотек........................................8
Жукова Т.Д., президент Русской школьной библиотечной ассоциации..........................................8
Каганов В.Ш., заместитель министра образования и науки Российской Федерации.....................9
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ ВСЕМИРНОГО ФОРУМА ИАСЛ2014
Выступления:
О.Ю. Васильевой, А.А. Фурсенко, О.Ю. Баталиной ........................................................................12
Д.Н. Давыдова ....................................................................................................................................14
Д.В. Зайцева........................................................................................................................................15
Д. Сингха.............................................................................................................................................16
ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД ОТКРЫТИЯ ФОРУМА
Александров Ю.И. Чему и как мы учимся в разных культурах........................................................26
ПАНЕЛЬНАЯ СЕССИЯ «Наука — школе: через библиотеки — в будущее».
Участники:
Александров Ю.И., Гендина Н.И., Карпова Н.Л.. Колин К.К., Курков С.Н., Столяров Ю.Н. ..36
КОУЧСЕССИЯ «Стандарт профессии педагогабиблиотекаря. Вызовы глобального мира.
Профессиональные стратегии педагогабиблиотекаря» .................................................................46
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Сайкс Д.А. Библиотекари и ученики XXI века ...............................................................................62
Оберг Д. История разработки магистерсикх онлайнпрограмм для педагоговбиблиотекарей
в Австралии, Канаде и США (Oberg D. Developing Online Masters Programs for
TeacherLibrarians: A Brief History of School Library Education at a Distance) ..................................67
Лонг Мей. Перспективные пути когнитивного образования для библиотек удалённых средних
школ Китая (Long Mei. Finding the Path of Cognitive Education for Remote High School
Library in China)..................................................................................................................................75
ШульцДжонс Б., Ледбеттер С., Бишоп Д. Изучение различия между восприятием учебной
Редакционная коллегия:
Л.А. АБРАШКИНА
Н.А. БАРСУКОВА
Н.В. БУБЕКИНА
М.А. ВЕДЕНЯПИНА
А.И. ВИСЛЫЙ
С.Н. ГАЙФУТДИНОВА
2
Н.И. ГЕНДИНА
В.В. ЗВЕРЕВИЧ
Л.Е. КОРШУНОВА
Б.В. ЛЕНСКИЙ
Н.И. МИХАЙЛОВА
И.Б. МИХНОВА
М.М. САМОХИНА
А.В. СОКОЛОВ
О.Р. СТАРОВОЙТОВА
Ю.Н. СТОЛЯРОВ
И.И. ТИХОМИРОВА
В.П. ЧУДИНОВА
Стр.4
среды школьной библиотеки учащимися разного пола. (SchultzJones B., Ledbetter C., Bishop J.
Investigating Differences Between Male and Female Students' Perceptions of School Library
Learning Environments).......................................................................................................................84
БранчМюллер Дж., де Гроот Дж. «Эта роль подтолкнула меня к новым направлениям»:
понимание перехода от учителя к педагогубиблиотекарю.(BranchMueller J., de Groot J.
«This role pushed me in new directions»: Understanding the Transition from Teacher to TeacherLibrarian) .97
Бхаргава М. Школьная библиотека и общество знаний: использование когнитивно
ориентированных технологий для формирования творческой личности (Bhargava M. School
library in the knowledge society: use of cognitive technologies, form creative person) .........................103
Окада Д. Библиотекарь глазами студентов, или «Метод создания имиджа» (Оkada D.
Using the image drawing method to examine student perceptions of school libraries)..........................112
СЕКЦИЯ «Медиаинформационная грамотность — путь к самореализации личности»........116
Шор О.Л. Формирование информационной культуры личности средствами библиотеки ........117
СЕКЦИЯ «Мир множества миров современной школьной библиотеки» в поисках
гармонии интеллекта, технологии, культуры» ................................................................................128
Бородина В.А. Читательское самообразование в школе: когнитивный аспект ............................129
СЕКЦИЯ «Информационные технологии — ресурс развития современных школьных
библиотек»............................................................................................................................................136
Лютецкий В.М. Библиотека — культурный центр школы.............................................................137
Творческая встреча с Н. Смирновой ......................................................................................................140
ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД ЗАКРЫТИЯ ФОРУМА
Тодд Р. От информации к знаниям: школьные библиотеки как центры познания
творчества и развития ......................................................................................................................142
Церемония вручения наград ИАСЛ2014........................................................................................152
Участвуем в аукционе..............................................................................................................154
«Читающая мама — читающая нация». Итоги конкурса ..............................................................158
ОТЗЫВЫ О ФОРУМЕ:
Росс Т., Гендина Н.И., Полякова Т.И., Окада Д. ..............................................................................6
Делегация школьных библиотекарей УстьЛабинского района Краснодарского края,
Манк К., Бородина В.А., Дурукан А., Такемура К. ...........................................................................7
Азизов Э.С..........................................................................................................................................66
Старикова Г.Г., Цыплакова С.П., Макарян Л.А. .............................................................................83
Соколова Е.Н. и делегация Липецкой области, Анчугова Е.Г., Белаш А.Ф.................................126
Вечтомова О.И., Валиуллина С.И., Мерзлякова Л.А., делегация Смоленской области,
Шашкина В.Н., Светачева Е., Писарева О.А. ................................................................................127
Самойлова А.В, Головань Е.В., Штаненко В.А..............................................................................135
Смирнова Н......................................................................................................................................141
Региональные представительства РШБА..............................................................................................159
3 с. обл. Продолжение следует!
Общественный совет при редколлегии:
О.П. АЛИЕВА
Е.Л. АСТАПЕНКО
Е.В. ГОЛОВАНЬ
Т.Б. ГУГИНА
Е.В. ГУСЕВСКАЯ
Н.В. ЕГОВКИНА
И.П. КРУК
В.С. НЕМЫЧЕНКОВА
Н.С. САМЫЛОВСКАЯ
Е.Л. СВЕТАЧЕВА
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА № 9—10 2014
Е.Н. СОКОЛОВА
В.Н. ТАРАСЕНКО
В.А. ШТАНЕНКО
3
Стр.5