В центре внимания авторов сентябрьского номера журнала – инженерное образование как основа инновационного развития страны. <...> Об основных этапах реформирования вуза рассказывает ректор Московского политеха Андрей Николаенко в интервью, открывающем номер. <...> В последующих материалах подробно анализируется опыт университета в части внедрения проектной деятельности в образовательный процесс на уровне бакалавриата и магистратуры, привлечения к преподаванию специалистов-практиков, формирования у студентов надпрофессиональных компетенций. <...> Одним из важнейших событий сентября в сфере образования стала конференция EdCrunch, репортаж с которой опубликован в рубрике «Событие». <...> Один из участников конференции – директор LEGO Education в России и в странах СНГ Ольга Ломбас дала редакции «КО» интервью о подходах компании к разработке образовательных программ, которое также представлено в текущем номере. <...> АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО: «МЫ МОЖЕМ РАЗВИВАТЬСЯ ТОЛЬКО ПУТЕМ РАВНОПРАВНОГО ДИАЛОГА». <...> 4 Ректор Московского политехнического университета Андрей Николаенко ответил на вопросы редакции «Качества образования» об особенностях процесса слияния и ключевых направлениях развития вуза. <...> ВЗГЛЯД РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. <...> 8 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОСКОВСКОМ ПОЛИТЕХЕ. <...> В Московском политехническом университете уверены, что включение проектной деятельности в учебный процесс позволяет соблюсти баланс между освоением фундаментальной базы и практических навыков и обеспечить выпускнику успешный карьерный старт. <...> КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНОЙ МАГИСТРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ЖЕСТОМИМИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС – SURDOJET». <...> 26 В ближайшем будущем в самых разных сферах занятости будут все более востребованы надпрофессиональные компетенции: многоязычие и мультикультурность, навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность <...>
Качество_образования_№9_2016.pdf
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО: «МЫ МОЖЕМ РАЗВИВАТЬСЯ ТОЛЬКО ПУТЕМ
РАВНОПРАВНОГО ДИАЛОГА»......................................................................................4
Ректор Московского политехнического университета Андрей Николаенко ответил
на вопросы редакции «Качества образования» об особенностях процесса слияния и
ключевых направлениях развития вуза.
ВЗГЛЯД
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ..................................................................................................................8
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОСКОВСКОМ ПОЛИТЕХЕ.........................................12
За время обучения в вузе студент должен не только получить сумму знаний и умений,
но и найти или сформировать под себя место на рынке труда. В Московском политехническом
университете уверены, что включение проектной деятельности в учебный
процесс позволяет соблюсти баланс между освоением фундаментальной базы и практических
навыков и обеспечить выпускнику успешный карьерный старт.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНОЙ МАГИСТРАТУРЫ
НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ЖЕСТОМИМИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС –
SURDOJET»................................................................................................................18
ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ............................................................................................23
Неготовность выпускников технических вузов к полноценному
включению в инженерный процесс – это одна из наиболее частых
претензий работодателей к российской системе образования.
Один из путей преодоления разрыва между теорией и
практикой заключается в расширении возможностей участия
студентов в реальных инженерных проектах во время обучения
в университете.
ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ..................................................................................26
В ближайшем будущем в самых разных сферах занятости будут все более востребованы
надпрофессиональные компетенции: многоязычие и мультикультурность,
навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность и др. О том,
как вузы реагируют на изменения требований рынка труда, и в частности о новых
программах по развитию коммуникативных навыков студентов ИТ-направлений,
рассказывает Олеся Змазнева, заместитель декана ИТ-факультета Московского
политехнического университета.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ «КО»
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ
WORLDSKILLS. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.................30
Ориентация на результаты обучения требует новых подходов
к их оценке: классическая модель, подразумевающая ответ студента
на теоретический вопрос случайного билета и выполнение
типового упражнения, не дает преподавателям возможности
составить полное и объективное представление о приобретенных
учащимися компетенциях. Заменить стандартный экзамен
может выполнение реального практического задания, в ходе которого
студент демонстрирует полученные знания и навыки сразу
по нескольким дисциплинам.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.2
ВУЗЫ И РАБОТОДАТЕЛИ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ
РЫНКА ТРУДА...........................................................................................................34
Как сделать образовательную программу высшего образования «чувствительной» к
запросу внешней среды? Это ключевой вопрос для всех вузов, и он находится в центре
образовательной реформы Московского политехнического университета, которая
началась два года назад. Однако актуализацию программы нельзя рассматривать как
отдельную процедуру. Суть реформы заключается в том, чтобы создать условия,
при которых постоянное обновление станет неотъемлемой частью реализации программы
в университете.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ОЛИМПИАДА НТИ КАК СТУПЕНЬ ИНЖЕНЕРНОЙ КАРЬЕРЫ........................................38
Крупнейшие политехнические вузы страны совместно запустили
проект, направленный на выявление талантливых школьников
и профориентацию по инженерным специальностям. Его участники
получат не только возможность без экзаменов поступить
в ведущие университеты, но и практический опыт решения
нестандарт ных технических задач.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИНЖЕНЕРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ........41
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЕСПЕЧАТ НОВЫЕ
СТАНДАРТЫ .............................................................................................................44
Для того чтобы привести среднее профессиональное образование в соответствие с
требованиями работодателя, сегодня обновляются, совершенствуются и создаются
новые федеральные государственные образовательные стандарты, на основании
которых будут проектироваться новые образовательные программы для российских
колледжей и техникумов.
СОБЫТИЕ
EDCRUNCH 2016.......................................................................................................48
При активной поддержке Министерства образования и науки РФ в Москве ежегодно
проходит одна из крупнейших в мире конференций по новым образовательным
технологиям, в которой принимают участие известные российские и зарубежные
эксперты. Задача конференции – идентифицировать текущие тенденции развития
образовательных технологий и выделить наиболее перспективные.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
ИГРАЙ, ДУМАЙ, УЧИСЬ.............................................................................................50
Обучение через игру – отнюдь не новый подход в педагогике, однако именно сегодня
инновационные образовательные технологии позволяют сделать учебу как никогда
яркой и увлекательной. Принцип интегрирования игры в учебный процесс успешно
реализует компания LEGO Education. На вопросы редакции о подходах компании к разработке
образовательных программ и оценке результатов отвечает Ольга Ломбас,
директор LEGO Education в России и в странах СНГ.
ЗА РУБЕЖОМ
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. АЗИАТСКИЙ ВЗГЛЯД...................................................54
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА ОТ СЛУЖБЫ «ГАРАНТ»........................................................60
Председатель
редакционного совета
Карл Донерт
Редактор
Татьяна Баирампас
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2017 год.
Почтовый адрес:
105005, Москва, ЦАО,
Спартаковская пл., д. 14,
стр. 4, оф. 4209
БЦ Central Street
Тел./факс: +7 (495) 663-93-47
www.edu-quality.ru.
E–mail:
info@edu-quality.ru
Тираж 10 000 экземпляров
Цена свободная.
Свидетельство
о регистрации средств
массовой
информации
в Министерстве РФ
по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых
коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал
обязательна.
Редакция не несет
ответственности
за достоверность информации
в рекламных
объявлениях, а также
информации о мероприятиях,
предоставленной
их организаторами.
Мнение авторов может
не совпадать с мнением
редакции.
Редакция оставляет
за собой право последней
литературной правки.
Отпечатано в типографии
«Практика»
Стр.3