ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2013 Введение Когда атлеты выходят на спортивные арены самых значимых международных соревнований, к ним приковано внимание всего мира. <...> Управление спортивными мероприятиями 4 Спортивные соревнования разных уровней – от массовых детских стартов до чемпионата мира – это в каждом конкретном случае отдельные мероприятия со своей спецификой и особенностями организационного характера. <...> Именно с точки зрения организатора мы будем рассматривать управление спортивными событиями и спортивными зрелищами, в которых задействованы не только специалисты спортивного администрирования, но и специалисты различных смежных компетенций: организации спортивного шоу, реализации билетных программ, спортивного маркетинга и т.д. <...> В качестве теоретической основы изучения проблематики использовались труды таких исследователей, как В.С. Родиченко «Спортивные соревнования: информация, управление» (1978), В.В. Галкин «Экономика и управление физической культурой и спортом» (2006), В.И. Жолдак «Менеджмент спорта и туризма» (2001), В.Н. Зуев «Управление системой спортивного соревнования» (2001), И.И. Переверзин «Менеджмент спортивной организации» (2002), А.В. Починкин, С.Г. Сейранов «Экономика физической культуры и спорта» (2011), Б.Н. Петров «Массовые спортивно-художественные представления» (2006), Р. Эдельман <...> Исходя из этих нововведений, поменялись и управленческие подходы в продвижении спортивных проектов на глобальные рынки, появились новые организаторы и правообладатели на спортивные мероприятия. <...> С учетом интересов рекламодателей, производителей продукции, так или иначе связанной со спортом (напитков, спортивного питания, медикаментов), появилась огромная аудитория потребителей продукции и услуг спортивной отрасли по всему миру. <...> В спортивной сфере таковыми, безусловно, являются Международный олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации (МСФ) и спортивные бизнес-корпорации <...>
Ивент-менеджмент_в_спорте._Управление_спортивными_мероприятиями._Учебно-методическое_пособие.pdf
УДК 796/799
ББК 75.4
А52
Рецензенты:
Маршев В. И. – доктор экономических наук, заслуженный
профессор Московского Университета, член Международной
федерации легкой атлетики IAAF;
Егоров Е. В. – доктор экономических наук, профессор.
Алтухов С. В.
А52 Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортивными
мероприятиями: учебно-методическое пособие [Текст] /
С. В. Алтухов. – М. : Советский спорт, 2013. – 200 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0686-8
В учебно-методическом пособии с современных позиций рассматриваются
актуальные проблемы организации и управления
спортивными мероприятиями: государственное регулирование, материально-техническое
обеспечение, основные компетенции специалистов,
методология ивент-менеджмента в спорте, технологические особенности
взаимодействия субъектов данного вида деятельности.
Адресовано специалистам физической культуры и спорта, преподавателям,
слушателям программ дополнительного образования
«Менеджмент в спорте», аспирантам, студентам высших и средних
специальных учебных заведений, а также всем тем, кому интересны
вопросы планирования, организации и управления спортивными
мероприятиями.
УДК 796/799
ББК 75.4
ISBN 978-5-9718-0686-8
© Алтухов С. В., 2013
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2013
Стр.2
Содержание
Введение ..................................................................................................... 3
1. Спорт и особенности его организации в разных
странах .................................................................................................. 6
1.1. Эволюция спорта в эпоху информатизации
и глобализации .............................................................................. 6
1.2. Формы государственного участия в управлении
спортом .......................................................................................... 16
2. Планирование спортивных мероприятий ............................... 27
2.1. Формы и виды спортивных мероприятий.
Единый календарный план ........................................................ 27
2.2. Внешняя среда спортивной организации.
Стейкхолдеры ............................................................................... 32
2.3. Система определения победителей
в соревнованиях ................................................................................... 42
3. Организация спортивных соревнований ................................ 54
3.1. Организационный комитет мероприятия
и его задачи ................................................................................... 54
Стр.204
205
3.2. Исполнительная дирекция и мастер-план
мероприятия ................................................................................. 57
3.3. Подбор персонала и профессиональные компетенции
организаторов ............................................................................... 63
4. Реализация мастер-плана спортивного мероприятия.
Основные функциональные подразделения ......................... 68
4.1. Регламент соревнований ............................................................ 68
4.2. Финансы и смета затрат мероприятия ..................................... 70
4.3. Материально-техническое обеспечение и подготовка
технического задания .................................................................. 74
4.4. Служба протокола мероприятия ............................................... 80
4.5. Безопасность спортивного мероприятия ................................. 85
4.7. Аккредитация ............................................................................... 92
4.8. Транспорт ...................................................................................... 94
4.9. Организация питания участников и гостей
мероприятия ................................................................................. 95
4.10. Билетная программа ................................................................... 98
4.11. Оформление арены и реклама ................................................... 103
4.12. Организация телевизионной съемки и трансляции
спортивного мероприятия ......................................................... 108
4.13. Пресс-центр и работа прессы на мероприятии ....................... 116
4.14. Медиа и IT-сервисы на мероприятии ...................................... 121
4.15. Спонсоры и маркетинг ............................................................... 123
4.16. Допинг-контроль ......................................................................... 130
4.17. Спортивная медицина ................................................................ 133
4.18. Система статистики и результатов соревнований .................. 136
4.19. Волонтеры ..................................................................................... 138
4.20. Организация торжественных церемоний ................................ 140
Содержание
Стр.205
АЛТУХОВ С.В. ИВЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТ В СПОРТЕ. Управление спортивными мероприятиями
206
5. Управление спортивным мероприятием .................................. 149
5.1. Оперативный штаб управления мероприятием ..................... 149
5.2. Группа ивент-презентации мероприятия ................................. 150
5.3. Управление спортивным шоу ......................................................... 153
Заключение ................................................................................................ 156
Приложения ............................................................................................... 157
Список литературы ................................................................................. 202
Стр.206