№ 1 (17) 2013 Редакция: Тамара Донская, Ольга Гамазкова, Нелли Ермолаева, редакторы Мария Седенкова, художественное оформление и макет Татьяна Никулина, финансовоэкономический директор проекта Любовь Кучмиёва вёрстка Елена Дуденко, корректор Людмила Трубина, Райса Хайруллина, РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ На учнометодический жу рнал Заместитель Главный редактор Меджи Черкезова, доктор педагогических наук, профессор Жанна Критарова главного редактора Редакционный совет: Татьяна Балыхина, кандидат педагогических наук декан факультета повышения квалификации работни ков образования Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры русского языка в национальной школе Института Севера Российского государст венного педагогического университета им. <...> М.А. Шолохова, действительный член АПСН РФ, доктор педагогических наук, профессор Елизавета Хамраева, профессор кафедры славянских языков и методики их преподавания МПГУ, заведующая редакцией национальной литературы издательства «Дрофа», доктор педагогических наук Руслан Хайруллин, Марина Ганженко, профессор кафедры русской литературы и журналистики XX–XXI вв. <...> МПГУ, доктор педагогических наук старший научный сотрудник ИСМО РАО, кандидат педагогических наук Раиса Арзуманова, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, доцент кафедры русского языка медицинского факультета РУДН, кандидат педагогических наук Содержание Содержание ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Татьяна Кудрявцева Ирина Шонтукова Раиса Хацукова Рита Маскова Марина Ганженко 3 Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках русского языка 9 Структурная методика М.Ш. Шекихачевой 10 Комплексная работа по повторению орфографии, вопросов словообразования и семантизации лексики на уроках русского языка 18 Конспект урока русского языка в 8-м классе Комплексное повторение. <...> На примере изучения рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника <...>
Русский_язык_в_национальной_школе_№1_2013.pdf
№ 1 (17)
2013
Редакция:
Тамара Донская,
Ольга Гамазкова,
Нелли Ермолаева,
редакторы
Мария Седенкова,
художественное
оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический
директор проекта
Любовь Кучмиёва
вёрстка
Елена Дуденко,
корректор
Людмила Трубина,
Райса Хайруллина,
РУССКИЙ ЯЗЫК
В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
На учнометодический жу рнал
Заместитель
Главный редактор Меджи Черкезова,
доктор педагогических наук, профессор
Жанна Критарова
главного редактора
Редакционный совет:
Татьяна Балыхина,
кандидат педагогических наук
декан факультета повышения квалификации работни
ков образования Российского университета дружбы
народов, доктор педагогических наук, профессор
профессор кафедры русского языка в национальной
школе Института Севера Российского государст
венного педагогического университета им. А.И. Герцена,
доктор педагогических наук, профессор
проректор по учебнометодической работе
Московского педагогического государственного
университета, доктор филологических наук, профессор
директор Института этнокультурного образования
Башкирского ГПУ им. М. Амуллы, доктор филоло
гических наук, профессор, заслуженный деятель
науки Республики Башкортостан
Резеда Мухаметшина, декан факультета филологического об ра зо вания Татарс
кого государственного гуманитарнопедагогического
университета, доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Ольга Александрова, заведующая сектором филологического образования
ИСМО РАО, кандидат педагогических наук
Татьяна Кудрявцева,
Дмитрий Насилов,
Лариса Савельева,
Адрес:
111675, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 93155 37, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
заведующая лабораторией русского языка как государст
венного ИСМО РАО, кандидат педагогических наук
профессор кафедры тюркологии МГУ
им. Ломоносова, доктор филологических наук
заведующая кафедрой начального языкового образо
вания Института детства Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена,
кандидат педагогических наук, доцент
Рамазан Сабаткоев, директор Центра этнолингвистической витальности
МГГУ им. М.А. Шолохова, действительный член
АПСН РФ, доктор педагогических наук, профессор
Елизавета Хамраева, профессор кафедры славянских языков и методики
их преподавания МПГУ, заведующая редакцией
национальной литературы издательства «Дрофа»,
доктор педагогических наук
Руслан Хайруллин,
Марина Ганженко,
профессор кафедры русской литературы и
журналистики XX–XXI вв. МПГУ,
доктор педагогических наук
старший научный сотрудник ИСМО РАО,
кандидат педагогических наук
Раиса Арзуманова, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, доцент
кафедры русского языка медицинского факультета
РУДН, кандидат педагогических наук
Стр.1
Содержание
Содержание
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Татьяна Кудрявцева
Ирина Шонтукова
Раиса Хацукова
Рита Маскова
Марина Ганженко
3 Формирование коммуникативных умений
и навыков на уроках русского языка
9
Структурная методика М.Ш. Шекихачевой
10 Комплексная работа по повторению
орфографии, вопросов словообразования и
семантизации лексики на уроках русского языка
18
Конспект урока русского языка в 8-м классе
Комплексное повторение.
22 Словообразовательные возможности
производящего слова «земля».
Исследовательская работа по лингвистике
ученика 6-го класса
27 Реализация основных положений новых
образовательных стандартов в практике
преподавания литературы. На примере изучения
рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»
в VI классе
Руслан Хайруллин
Лидия Манько
33 Методическая система изучения литературы
народов России
44
Изучение творчества Габдуллы Тукая
в средней школе
В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ УЧИТЕЛЯ
Альбина Султанова
51 Ориентировочное планирование по русскому
языку для VII класса на основе УМК «Русский
язык. 7 кл.: учебник для образовательных
учреждений с родным (нерусским) и русским
(неродным) языком обучения»
под ред. Е.А. Быстровой. III четверть
Алена Иванова
2
Галина Попова,
Саргылана Поротова
58 «Два языка — два крыла»
60
Взаимосвязанное обучение языкам с опорой
на родной язык
© Современное образование
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1’ 2013
Стр.2