Методическая система изучения литературы народов России I. <...> Понятие о методической системе изучения литературы народов России При описании методической системы изучения литературы народов России необходимо остановиться на соотношении терминов «методика» и «методическая система». <...> Термин «методика» (в отношении преподавания и изучения литературы) используется нами в двух значениях: 1) как педагогическая наука и 2) как методическая система изучения литературного произведения. <...> Для описания системы необходимо охарактеризовать её цели, содержание образования, дидактические процессы, методы, средства, формы обучения и её принципы. <...> При создании методической системы изучения литературы народов России в школе ставилась следующая цель: освоение учащимися вершинных явлений литературы народов России как неотъемлемой части общероссийского литературного процесса, системообразующим компонентом которого является русская литература. <...> Литература народов России в школе представлена «ядром», входящим в Федеральный государственный образовательный стандарт, и произведениями, актуальными для тех или иных регионов и поэтому включёнными в национальнорегиональный компонент в форме факультативов, построенных на географическом и/или лингвистическом принципах. <...> Поэтому при изучении литературы народов России устанавливаются её связи с другими компонентами литературного образования — с родной, русской и зарубежной литературами. <...> В результате включения литературы народов России в систему литературного образования система продуцирует новый взгляд на литературный процесс. <...> От парадигмы бикультурной, в рамках которой учащиеся воспринимают только две литературы — родную и русскую, совершается переход к парадигме поликультурной, в которой культурное многообразие признаётся общезначимой ценностью. <...> 33 Руслан ХАЙРУЛЛИН, профессор МПГУ, доктор педагогических наук РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ <...>