Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА» Серия 1 Выпуск 5—6 Федеральное государственное научное учреждение «Психологический институт» Российской академии образования Русская школьная библиотечная ассоциация Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет Х р е с т о м а т и я Под ред. <...> Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова Москва 2013 ББК 88.4 И88 Настоящее издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда грант РГНФ № 110600646а. <...> Участники проекта — сотрудники Психологического института РАО: Н.Л. Карпова, др психол. наук, академик АПСН (руководитель); Г.Г. Граник, др психол. наук, академик РАО; М.К. Кабардов, др психол. наук, зам. директора ПИ РАО; Н.А. Борисенко, канд. филол. наук; А.А. Бородинова, библиотекарь; Л.А. Карпенко, канд. психол. наук; З.Н. Новлянская, канд. психол. наук; О.Л. Обухова, м.н.с. <...> © ФГНУ «Психологический институт» РАО, 2013 © Н.Л. Карпова, Г.Г. Граник, М.К. Кабардов, 2013 © Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013 ISBN 9785915400961 100летию первого Психологического института России, основанного в 1912 г., п о с в я щ а е т с я СОДЕРЖАНИЕ Введение Карпова Н.Л., Граник Г.Г., Кабардов М.К. <...> Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию. <...> О функциях чувства языка в решении школьниками семантикосинтаксических задач. <...> Становление читательской позиции у детей и подростков. <...> Два варианта читательского становления в условиях слепоглухоты. <...> Библиотерапия в семейной групповой логопсихотерапии: исследование проективной функции. <...> Конк ретной задачей проекта был анализ теоретических и практических разработок по психологии чтения и грамотности за 100 лет в недрах Психологического инс титута (ныне ФГНУ ПИ РАО <...>
Профессиональная__библиотека_школьного_библиотекаря._Серия_1_№5_2013.pdf
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
Серия 1
Выпуск 5—6
Федеральное государственное научное учреждение
«Психологический институт»
Российской академии образования
Русская школьная библиотечная ассоциация
Исследования чтения и грамотности
в Психологическом институте
за 100 лет
Х р е с т о м а т и я
Под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова
Москва
2013
Стр.2
ББК 88.4
И88
Настоящее издание подготовлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
грант РГНФ № 110600646а.
Участники проекта — сотрудники Психологического института РАО:
Н.Л. Карпова, др психол. наук, академик АПСН (руководитель);
Г.Г. Граник, др психол. наук, академик РАО; М.К. Кабардов, др психол. наук,
зам. директора ПИ РАО; Н.А. Борисенко, канд. филол. наук;
А.А. Бородинова, библиотекарь; Л.А. Карпенко, канд. психол. наук;
З.Н. Новлянская, канд. психол. наук; О.Л. Обухова, м.н.с.;
С.А. Сараев, ст. инж.; О.Д. Черкасова, с.н.с.; Н.И. Черкашина,
зав. научн. бибкой; С.В. Шишкова, с.н.с.; О.А. Якимчук, н.с.
Рецензент — др психол. наук, проф., гл.н.с. ПИ РАО И.С. Якиманская
И88
Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет:
Хрестоматия / Под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. ПИ РАО. —
М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. — 432 с.
ISBN 9785915400961
В хрестоматии представлены исследования по проблеме психологии чтения и грамот
ности в 100летней истории Психологического института Российской академии образова
ния (1912–2012 гг.). Одним из предметов изучения сотрудников различных лабораторий и
подразделений института наряду с основными темами были психологопедагогические
основы чтения и грамотности.
Данная хрестоматия может быть использована в научнотеоретической деятельности
психологами, педагогами, методистами и филологами, а также в практике преподавания в
высшей и средней школе.
© ФГНУ «Психологический институт» РАО, 2013
© Н.Л. Карпова, Г.Г. Граник, М.К. Кабардов, 2013
© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013
ISBN 9785915400961
Стр.3
100летию
первого Психологического института России,
основанного в 1912 г.,
п о с в я щ а е т с я
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Карпова Н.Л., Граник Г.Г., Кабардов М.К. Исследования по чтению
и грамотности в Психологическом институте за 100 лет .................................7
1910–1920е годы
Артемов В.А. Естественноэкспериментальное изучение детского чтения....31
Выготский Л.С. Предыстория развития письменной речи ............................39
Леонтьев А.Н. Психологическое исследование речи......................................59
Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения ...............66
Лурия А.Р. Исследование письма и чтения.....................................................71
Рыбников Н.А. (ред.) Массовый читатель и книга..........................................83
Шпильрейн И.Н., Рейтынбарг Д.И., Нецкий Г.О. Язык красноармейца.
Опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона..........92
1930е годы
Богоявленский Д.Н. Роль правил в усвоении орфографии...........................100
Палей И.Р., Богоявленский Д.Н. Язык книг и газет для начинающих читать....105
Палей И.Р. Записи при чтении......................................................................110
Вальдгард С.Л. Очерки психологии чтения ..................................................117
Гурьянов Е.В. Учет навыка в чтении..............................................................125
Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению .............................132
Шварц Л.М. Психологический анализ некоторых приемов обучения
чтению.............................................................................................................136
Шпет Г.Г. Театр как искусство......................................................................145
Шпет Г.Г. Комментарии к «Посмертным запискам Пиквикского клуба»
Ч. Диккенса.....................................................................................................148
1940е годы
Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении
правописанию.................................................................................................152
3
Стр.4
Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником
литературного произведения .........................................................................160
Орлова А.М. О синтаксической грамотности ...............................................167
Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим
и недисциплинированным ученикам............................................................172
Соколов А.Н. Недостаточность фрагментарных форм внутренней речи
для понимания трудных (отвлеченных) текстов и необходимость в этом
случае развернутого проговаривания слов....................................................178
Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной
литературы .....................................................................................................183
1950е годы
Менчинская Н.А. Психологические требования к учебнику........................191
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи ...............................199
Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах.......206
Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности
обучения младших школьников родному языку ..........................................210
Сабурова Г.С. Психологические особенности анализа грамматических
форм иностранного языка в процессе перевода...........................................212
1960е годы
Давыдов В.В. Построение учебных предметов. Русский язык.....................217
Лейтес Н.С.Ранний восход: проблема детской одаренности.......................222
Липкина А.И. Приемы обучения учащихся сложным формам анализа
текста в начальной школе ..............................................................................229
Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Развитие собственной
активной речи ребенка…................................................................................234
1970е годы
Айдарова Л.И. Задачи и возможное содержание курса родного языка
с точки зрения психолога...............................................................................247
Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования
орфографической грамотности .....................................................................252
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Что значит «уметь работать
с книгой»? .......................................................................................................257
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Установка.............................259
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Расшифруйте»
предложение ...................................................................................................263
4
Стр.5
Леонтьев А.А. Педагогическое общение........................................................265
Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения..............271
Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы...277
Чистякова Г.Д. Понимание текста в процессе чтения .................................285
Якиманская И.С. Значение учебнометодической литературы в развитии
умственной активности учащихся.................................................................289
Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников....292
1980е годы
Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками
семантикосинтаксических задач..................................................................295
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения...........................302
Локалова Н.П. Стадии овладения учениками литературным текстом.
Психологические закономерности развития процессов смыслового
анализа ............................................................................................................310
Некрасова Ю.Б. Функции пропедевтического этапа. Библиотерапия........318
Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Становление читательской позиции
у детей и подростков.......................................................................................324
Новлянская З.Н. Роль установок в развитии художественного восприятия...331
Юдина О.Н. Теоретические и практические аспекты интеграции
изучения русского языка с личностным развитием школьников................335
Шакирова Г.М., Юдина О.Н. Формирование нравственных убеждений
как задача воспитывающего обучения ..........................................................339
1990е годы
Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей. Дихотомия языка
и речи в обучении иностранным языкам ......................................................342
Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии .....................350
Суворов А.В. Два варианта читательского становления в условиях
слепоглухоты...................................................................................................358
2000е годы
Голзицкая А.А. Библиотерапия в семейной групповой логопсихотерапии:
исследование проективной функции............................................................363
Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения
в учебниках нового типа по русской филологии ..........................................369
Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить................375
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение .......................................381
5
Стр.6
Чуприкова Н.И., Клащус Н.Г. Когнитивные основы грамотного чтения ...392
Шаповал С.А. Библиопсихология и эстетическое восприятие....................394
2010е годы
Вайзер Г.А. Приемы анализа учебных текстов в процессе самостоятельной
работы школьников........................................................................................398
Вайзер Г.А. Обучение школьников способам анализа текстов физических
задач с неполными данными .........................................................................400
Миронова К.В. Психологодидактическое исследование проблемы
восприятия лирической поэзии учащимися подросткового возраста.........403
Смирнова Е.О. Психологическая экспертиза современных детских книг ...408
Цукерман Г.А. Читательская грамотность российских учащихся................412
Заключение...........................................................................................................421
Глоссарий ..............................................................................................................424
Использованные источники ..................................................................................431
6
Стр.7