1953 г. и с 1958 г. возглавлял лабораторию психологии детей младшего школьного возраста, в которой вместе с В.В. Давыдовым разрабатывал теорию учебной дея тельности. <...> В 1963 г. возглавил ла бораторию психологии подростков и вместе с Т.В. Драгуновой разрабатывал тео рию подросткового возраста. <...> С 1968 г. — зав. лабораторией диагностики психичес кого развития школьников, с 1979 г. — зав. лабораторией психологии детей шести летнего возраста, где изучались психические особенности детей шестилетнего возраста в связи с включением их в систему школьного обучения. <...> В раннем детстве речь ребенка, будучи средством общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осу ществляемой ребенком, а также с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. <...> Действия ребенка в большинстве случаев осущес твляются или совместно со взрослыми, или при их помощи. <...> Таким образом, уже в пределах диалогической формы речь ребенка приобрета ет довольно связный характер и позволяет выражать многие отношения. <...> <…> В психологии делались неоднократные попытки объяснить факт интенсивно го усвоения грамматических форм в раннем детстве. <...> Однако такое представление об усвоении грамматических форм не может быть принято, так как оно не объясня ет самого главного — как ребенок приходит к пониманию флективной природы языка. <...> С самых начальных моментов овладения языком оно воспринима ется ребенком в первую очередь со своей материальной, звуковой стороны. <...> Вся та колоссальная работа, которую проделывает ре бенок, научаясь отличать одно слово от другого, есть прежде всего работа над ма териальной, звуковой стороной языка. <...> Наблюдательные педагоги, например Ю.И. Фаусек (1922), подметили, что ма ленькие дети любят произносить какоенибудь слово, часто искаженное или ни чего не значащее, только потому, что им нравятся составляющие его звуки. <...> Заме чательный знаток <...>