Н.И. ЧУПРИКОВА Умственное развитие и обучение Методика обучения чтению Д.Б. Эльконина с последующими модификациями Долгое время принятый при обучении чтению буквослагательный метод может служить ярким примером движения в обучении от отдельных элементов (буквы и звуки) к целому (слоги и слова). <...> В этом отношении звуковой метод, предложен ный Ушинским, был большим шагом вперед. <...> <…> Как справедливо отмечено Л.Е. Журовой, при звуковом методе дети работают с целыми звучащими словами, а не с изолированными звуками. <...> Однако многие последующие методические разработки не только не усовершенствовали метод Ушинского, но скорее привели к обратным результа там. <...> По нашему глубокому убеждению, писал Д.Б. Эльконин об этом методе, «из рук К.Д. Ушинского он вышел лучше, чем стал потом в результате разнообразных усовершенствований» . <...> <…> Главным недостатком принятой методики обучения Эльконин считал то об стоятельство, что в ней «каждый звук языка изучается отдельно», что эта методи ка «проходит мимо ознакомления детей со строением звуковой формы слова», что звуковая структура слова не выступает как таковая перед сознанием ребенка. <...> В противоположность этому главный принцип методики Эльконина состоит в том, чтобы прежде всего познакомить детей с общим прин 381 ципом звуковой структуры слова, «не затемняя его конкретными отношениями звука и буквы», и так организовать их деятельность, «чтобы на первый план перед ребенком выступила именно звуковая структура слова». <...> Звуковая структура слова и есть то исходное целое, которое в методике Эль конина составляет основу последующего знакомства детей с названиями букв как знакамисигналами входящих в эту структуру отдельных звуков. <...> Это самое первое общее знание, так как ни с названиями отдельных звуков, ни с их бук венными эквивалентами детей пока не знакомят. <...> Вместе с тем само это целое как определенная структура еще не дано ребенку непосредственно, а требует <...>