Актуальность исследования и подготовки хрестоматии из трудов сотрудников Института вызваны тем, что в последние десятилетия не только в нашей стране в связи с большими социальными изменениями, но и в развитых странах изза миг рации населения и внедрения компьютерной техники резко обозначилась проб лема снижения общей образованности, культуры чтения и грамотности. <...> Сотруд никами Психологического института за 100 лет накоплен богатейший арсенал психологопедагогических исследований, практических разработок и учебноме тодического материала по проблемам чтения и грамотности, что требует обобще ния и дальнейшего развития. <...> В последние десятилетия подготовлены комплекты новых учебников и программ для средней школы, проведены новые исследования в области чтения, библиопсихологии и библиотерапии, в частности — по пробле ме зрительного восприятия и опознания текста, что лежит в основе процесса обу чения и особенно значимо на начальной ступени образовательного процесса — обучения чтению и письму. <...> Основным предметом изучения стали психологопедагогические основы чтения и грамотности и обучения чтению в трудах сотрудников Психологичес кого института, а также рассмотрение чтения как деятельности и выявление психологопедагогических условий становления культурного читателя. <...> Конк ретной задачей проекта был анализ теоретических и практических разработок по психологии чтения и грамотности за 100 лет в недрах Психологического инс титута (ныне ФГНУ ПИ РАО), уже внедренных в практику образования прог рамм обучения, методик и учебных пособий, а также современные разработки и программы повышения эффективности обучения чтению и грамотности. <...> Также применялся ис торикометодологический анализ теорий обучения чтению и сравнительный анализ различных подходов к проблеме становления читательской культуры и соответствующих практик обучения. <...> . Проблемы чтения и гра <...>