Московского университета Вестник Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ Издательство Московского университета НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 4 • 2012 • ОКТЯБРЬ–ДЕКАБРЬ Выходит один раз в три месяца СОДЕРЖАНИЕ К 110-летию со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина Подол ь с к и й А. И. Введение . <...> Психологическая концепция П.Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки . <...> Гальперина об ориентировке как концептуальный базис рефлексивной психологии творческого мышления . <...> С., Ст ра хов Н. Н. Метод контекстной вставки как инструмент компьютеризированного контроля качества знаний . <...> N 4 CONTENTS To the 110th anniversary of Petr Yakovlevich Galperin Podol s k i y A. <...> Galperin’s psychological conception: On some directions and prospective of further development . <...> Galperin’s attempt of creation of non-classical psychology. <...> Мы постарались построить этот номер так, чтобы отразить в нем если не все (что совершенно невозможно не только в журнальном выпуске относительно небольшого объема, но и в гораздо более обширной публикации), то часть из основных линий реализации того, что может быть названо «системой психологии Гальперина». <...> Одновременно со 110-летним юбилеем самого Петра Яковлевича можно отметить и 60-летний юбилей существования его теории: летом 1952 г. П.Я. Гальперин впервые выступил перед широкой научной аудиторией с представлением «гипотезы формирования умственных действий», содержавшей в себе существенную часть будущей системы. <...> Несмотря на солидный возраст, система Гальперина отнюдь не представляет собой «отработанный материал». <...> Не утверждая, разумеется, что Петр Яковлевич предложил универсальные ответы на все вопросы психологии, позволю себе высказать глубокое убеждение в том, что система психологии П.Я. Гальперина может стать в высшей степени полезным навигатором в бурном море современной научно-психологической жизни (при условии правильного пользования этим навигатором). <...> О.А. Карабанова и В.К. Шабельников представляют тот уникальный курс, которому Петр Яковлевич в начале 1970-х <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№6_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 4 • 2012 • ОКТЯБРЬ–ДЕКАБРЬ
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
К 110-летию со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина
Подол ь с к и й А. И. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Подольский А. И. Психологическая концепция П.Я. Гальперина:
некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Не ч а е в Н. Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии
методологии деятельностного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ст епа нов а М. А. П.Я. Гальперин: опыт построения неклассической
психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ша б е л ьников В. К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования
умственных действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ка р а б а но в а О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной
ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к
П.Я. Галь перину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Семе но в И. Н. Учение П.Я. Гальперина об ориентировке как
концептуальный базис рефлексивной психологии творческого
мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бе р с ене в а Н. В., Чу р б а нов а С. М. Возрастные и индивидуальные
возможности систематического исследования «творческой»
задачи детьми в русле подхода П.Я. Гальперина . . . .
5
11
23
43
53
73
83
92
Стр.1
Са лми на Н. Г. Программа формирования начальных математических
понятий и опыт ее реализации в практике обучения 101
Ка б а нов а О. Я. Теория П.Я. Гальперина — перестройке содержания
учебных предметов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Пог ожи на И. Н. Деятельностный групповой тренинг — новый
способ формирования сложных коммуникативных умений,
разработанный на основе метода П.Я. Гальперина . . . . . . . . . . 123
Методика
Шмеле в А. Г., Пор тнов а Д. С., Ст ра хов Н. Н. Метод контекстной
вставки как инструмент компьютеризированного контроля
качества знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Эмпирические исследования
Марке лов В. И. Влияние специально организованного стимулирования
на изменение выраженности показателей «Самоактуализационного
теста» у студентов помогающих профессий . . 148
Юбилеи
К 75-летию Елены Михайловны Ивановой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
К 60-летию Александра Шамилевича Тхостова . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Указатель статей, опубликованных в «Вестнике Московского
университета. Серия 14. Психология» в 2012 г.. . . . . . . . . . . . . . 163
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2012
Стр.2
К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.Я. ГАЛЬПЕРИНА
02.10.1902—25.03.1988
Стр.3