Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.  / №4 2012

Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода (60,00 руб.)

0   0
Первый авторНечаев
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц20
ID340849
АннотацияВ статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П. Я. Гальперина.
УДК159.95
Нечаев, Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода / Н. Нечаев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. .— 2012 .— №4 .— С. 23-42 .— URL: https://rucont.ru/efd/340849 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Н. Н. Нечаев РОЛЬ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий. <...> Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П.Я. Гальперина. <...> В этой связи стоит заново задуматься о том, какую роль может и должна сыграть в развитии деятельностного подхода теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФУД). <...> Более того, весьма широко распространена точка зрения, согласно которой ТПФУД, возможно, более удачно, чем другие теории, раскрывает некоторые приемы Нечаев Николай Николаевич — академик РАО, докт. психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогической антропологии, проректор Московского государственного лингвистического ун-та. <...> «Инструментальная» психологиятеория деятельности — ТПФУД: преемственность и борьба идей Первоначально указанная точка зрения связана с непониманием и неприятием А.Н. Леонтьевым определенных теоретических позиций, сформулированных П.Я. Гальпериным в результате многолетних исследований процесса поэтапного формирования умственных действий, и это при том, что оба они с 1930-х гг. принадлежали к одной научной школе, в которой А.Н. Леонтьев всегда занимал позицию лидера (Нечаев, 2003). <...> Но и здесь А.Н. Леонтьева можно понять — явная и не всегда обоснованная оппозиционность многих основных идей книги по отношению к позициям кафедры общей психологии и самого А.Н. Леонтьева, к содержанию учебников и теоретических курсов требовала большей аккуратности в подготовке текста. <...> Но это был авторский текст самого П.Я. Гальперина, внутренне достаточно четко противопоставленный леонтьевскому варианту теории деятельности» (Леонтьев, 2001, с. <...> Учитывая содержание дискуссии, возникшей между А.Н. Леонтьевым и П <...>