№ 4 О. А. Карабанова ОРИЕНТИРУЮЩИЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ОТ Л.С. <...> ВЫГОТСКОГО К П.Я. ГАЛЬПЕРИНУ В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. <...> На основе учения об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина обосновывается роль и место ориентирующего образа в структуре социальной ситуации развития, реализующего активнодейственное отношение ребенка к миру. <...> Выделены виды ориентирующих образов, показана их возрастная специфика. <...> Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития. <...> Ключевые слова: социальная ситуация развития, внутренняя позиция, ориентировка, ориентирующий образ, социальные контексты, зона ближайшего развития. <...> Galperin’s theory, amounted the basis to discuss the role and the functions of the orienting image in the social situation of development structure. <...> Orienting image realizes the child’s activity-eff ective attitude to the world. <...> Th e types of the orienting images are allocated; the age-related specifi city of the images is shown. <...> Key words: social situation of development, internal position, orientation, orienting image, social contexts, zone of proximal development. <...> В учении о структуре и динамике психологического возраста Л.С. Выготский рассматривает социальную ситуацию развития как важнейшую характеристику возраста, раскрывающую отношения ребенка и его социального окружения. <...> Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания, поскольку имманентно предполагает активность самого ребенка в построении отношений с окружающими Карабанова Ольга Александровна — докт. психол. наук, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> Возрастная специфика и содержание категории социальная ситуация развития в стабильных и кризисных возрастах были подвергнуты глубокому теоретическому и экспериментальному анализу в работах отечественных психологов (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.) <...> . Значительный шаг в развитии представлений <...>