Московского университета Вестник Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Розов Н.Х. <...> Диверсификация программ профессиональной подготовки в международных образовательных стандартах в области информационных технологий . <...> Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников . <...> Розов (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Обсуждается актуальный вопрос подготовки квалифицированных преподавательских кадров для высшей школы и повышения квалификации педагогического корпуса. <...> Сегодня активно обсуждается и энергично внедряется государственная концепция “научно-исследовательских университетов”. <...> Система ЕГЭ в корне противоречит данной задаче. <...> Ключевые слова: образование, развитие мозга, творческий потенциал, ЕГЭ, информационные технологии, деградация умственной деятельности, идеология. <...> В своем стремлении оградить ребенка от перегрузки при изучении школьных предметов чиновники от образования тоже полностью вторят госпоже Простаковой. <...> Не хочется думать, что нынешние реформаторы системы среднего образования, рассуждая в точности, как госпожа Простакова, поступают так в силу своего весьма узкого кругозора и скудных познаний. <...> Пономарев (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) В статье обсуждается тенденция совершенствования в современном образовании. <...> Были проанализированы данные по победам на международных и российских олимпиадах и успеваемости, а также баллам ЕГЭ студентов химического факультета (N = 738). <...> Результаты проведенного исследования подтверждают продуктивность конкурсного отбора абитуриентов с использованием механизма предоставления льгот победителям и призерам олимпиад федерального уровня, а также сочетания результатов ЕГЭ с дополнительным вступительным экзаменом по химии. <...> Ключевые слова: олимпиады <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№1_2013.pdf
Московского
университета
Вестник
Cåðèÿ 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Розов Н.Х. Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение
квалификации ......................... 3
Педагогические размышления
Новаковская Þ.Â. Какое образование нам íóæíî? ......... 13
Пономарев Р.Е. Рост, развитие и совершенствование в образовании . . 31
Опыт практической педагогики
Гордеева Ò.Î., Осин Å.Í., Кузьменко Í.Å., Леонтьев Ä.À., Рыжова
О.Н. Эффективность различных систем конкурсного отбора
ñòóäåíòîâ............................ 38
Юрасова М.В. Оценки систем качества подготовки выпускников
в вузах России ......................... 55
Слово мэтра
Лебедев Ñ.Ë. ×åáûøåâ, студенты и другие ............. 67
IT в образовании
Андропова Е.В., Сухомлин В.А. Диверсификация программ профессиональной
подготовки в международных образовательных стандартах
в области информационных технологий ......... 73
Андреев А.А. Педагогика информационного общества ........ 87
Черемошкина Л.В. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные
способности старших школьников .......... 94
Чужая жизнь и берег дальний
Мейер М.С. Перспективы развития российско-турецких университетских
связей ......................... 114
¹1•2013•ßÍÂÀÐÜ—ÌÀÐÒ
Выходит один раз в три месяца
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 ã.
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Rozov N.Kh. High-school teachers: training and professional development. .
Pedagogical Ideas
Novakovskaya Y.V. What kind of education do we need? ........ 13
Ponomarev R.E. Growth, development and improvement in education . . 31
Experience of Practical Pedagogics
Gordeeva T.O., Osin E.N., Kuzmenko N.E., Leontiev D.A., Ryzhova O.N.
About efficiency of the different systems of entrants selection to
the universities.......................... 38
Urasova M.V. Rating of training quality system of Russian students . . . 55
The Word of Master
Lebedev S.L. Chebishev, students and others ............. 67
IT in Education
Andropova E.V., Sukhomlin V.A. Diversification of professional development
programms in terms of international education standards in
the IT area ........................... 73
Andreev A.A. Pedagogy of the information society ........... 87
Cheremoshkina L.V. Active internet usage as an impact on cognitive abilities
of high-school children ................... 94
Foreign Life and Distant Land
Meier M.S. Prospects of the Russian-Turkish university relations..... 114
3
© Издательство Московского университета.
“Вестник Московского университета”, 2013
Стр.2
ÂÅÑÒÍ. ÌÎÑÊ. ÓÍ-ÒÀ. ÑÅÐ. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013.¹1
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ:
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Н.Х. Розов
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова;
e-mail: fpo.mgu@mail.ru)
Обсуждается актуальный вопрос подготовки квалифицированных
преподавательских кадров для высшей школы и повышения квалификации
педагогического корпуса.
Ключевые слова: высшее образование, педагогические кадры, педагогика
высшей школы, подготовка и повышение квалификации преподавателей
высшей школы.
Сегодня активно обсуждается и энергично внедряется государственная
концепция “научно-исследовательских университетов”.
Ее суть в том, что в системе высшего образования первостепенное
внимание требуется обращать на развитие научной
работы в инновационных направлениях, на максимальное повышение
научного потенциала преподавателей и широкое развертывание
ими исследовательских работ, в первую очередь —
имеющих экономическую и практическую полезность. Поэтому
преподаватели должны быть нацелены на привлечение студентов
к научным исследованиям, совместным или даже самостоятельным.
Именно “научные показатели” (число публикаций и патентов,
грантов и премий, индекс цитируемости в реферируемых
журналах, прежде всего — в зарубежных, уровень оснащенности
лабораторий и объем финансирования исследований, число сотрудников
— лауреатов Нобелевской премии и др.) являются
главными индикаторами модных в наше время “рейтингов” для
определения престижности университетов.
С этой концепцией напрямую связано расширение финансирования
для закупки новейшего научного оборудования и модернизации
лабораторной базы, создание “бизнес-инкубаторов”
и специальных междисциплинарных исследовательских групп,
приглашение крупных ученых из-за рубежа для руководства российскими
научными коллективами. Особое значение предлагает3
Стр.3