1 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Н.Х. <...> Розов (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Обсуждается актуальный вопрос подготовки квалифицированных преподавательских кадров для высшей школы и повышения квалификации педагогического корпуса. <...> Ключевые слова: высшее образование, педагогические кадры, педагогика высшей школы, подготовка и повышение квалификации преподавателей высшей школы. <...> Сегодня активно обсуждается и энергично внедряется государственная концепция “научно-исследовательских университетов”. <...> Ее суть в том, что в системе высшего образования первостепенное внимание требуется обращать на развитие научной работы в инновационных направлениях, на максимальное повышение научного потенциала преподавателей и широкое развертывание ими исследовательских работ, в первую очередь — имеющих экономическую и практическую полезность. <...> Поэтому преподаватели должны быть нацелены на привлечение студентов к научным исследованиям, совместным или даже самостоятельным. <...> Именно “научные показатели” (число публикаций и патентов, грантов и премий, индекс цитируемости в реферируемых журналах, прежде всего — в зарубежных, уровень оснащенности лабораторий и объем финансирования исследований, число сотрудников — лауреатов Нобелевской премии и др.) являются главными индикаторами модных в наше время “рейтингов” для определения престижности университетов. <...> С этой концепцией напрямую связано расширение финансирования для закупки новейшего научного оборудования и модернизации лабораторной базы, создание “бизнес-инкубаторов” и специальных междисциплинарных исследовательских групп, приглашение крупных ученых из-за рубежа для руководства российскими научными коллективами. <...> Особое значение предлагает3 ся придать расширению академической мобильности студентов и преподавателей, прежде всего — командированию <...>