Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Дороги старого профессора (280,00 руб.)

0   0
Первый авторПриемский Дмитрий Григорьевич
АвторыФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики"
ИздательствоРоссийский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики
Страниц356
ID575132
АннотацияКнига повествует о судьбе автора сквозь призму дела, которому он посвятил жизнь, - взрывателям ракетного боеприпаса. События развиваются на фоне сложной истории нашей страны.
Кому рекомендованоДля широкого круга читателей
ISBN978-5-9515-0297-1
УДК623.454.8(092)
ББК31.4
Приемский, Д. Г. Дороги старого профессора / ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики"; Д. Г. Приемский .— Саров : Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, 2015 .— 356 с. — ISBN 978-5-9515-0297-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/575132 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФГУП «Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» 16+ Д. Г. Приемский ДОРОГИ СТАРОГО ПРОФЕССОРА Саров 2015 УДК 623.454.8(092) ББК 31.4 П 75 Приемский Д. Г. П75 Дороги старого профессора – Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2015. <...> ISBN 978-5-9515-0297-1 Книга повествует о судьбе автора сквозь призму дела, которому он посвятил жизнь, – взрывателям ракетного боеприпаса. <...> С 1952 года я служил в офицерском звании в представительстве центрального аппарата Министерства обороны при одном из профильных НИИ ракетной промышленности, а затем – в ядерном центре, родине атомных бомб и ракетных боевых частей с ядерным зарядом. <...> Эти 4 Дороги старого профессора отказы сообщают миру, что надежный взрыватель разработать не так уж просто. <...> Размышления, связанные с этими отказами взрывателей, вызвали мое воспоминание о том, что разработчики ракет, в особенности ракет дальнего действия, всегда считали взрыватель чем-то второстепенным. <...> Потому что сконструирована так, что для нее никак не сделать взрыватель, обеспечивающий полноценный взрыв ее заряда во всех возможных случаях применения ракеты. <...> Она затрагивает вопросы истории создания первых взрывателей для ракет дальнего действия. <...> В настоящей книге приведены также некоторые сведения, касающиеся истории ядерных боевых частей ракет дальнего действия, разработанных в СССР в 1950 – 1960-х годах. <...> С 1892 года по 1907 год его отец (мой дед) Николай Николаевич Приемский работал на Сормовских заводах (Нижний Новгород) сначала главным механиком, а с 1905 года директором этих заводов. <...> 8 Дороги старого профессора Сам же Николай Николаевич Приемский поступил на советскую государственную службу и летом 1918 года был назначен начальником изыскательной партии с базой в Перми. <...> Потом судьба занесла его в Сестрорецк, пригород СанктПетербурга (тогда еще Петрограда), на старинный оружейный завод. <...> До 6 лет меня в Сестрорецк привозили родители только летом по воскресеньям <...>
Дороги_старого_профессора.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.353
Стр.354
Стр.355
Стр.356
Дороги_старого_профессора.pdf
Стр.1
ФГУП «Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» 16+ Д. Г. Приемский ДОРОГИ СТАРОГО ПРОФЕССОРА Саров 2015
Стр.2
УДК 623.454.8(092) ББК 31.4 П 75 Приемский Д. Г. П75 Дороги старого профессора – Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2015. – 355 с. ISBN 978-5-9515-0297-1 Книга повествует о судьбе автора сквозь призму дела, которому он посвятил жизнь, – взрывателям ракетного боеприпаса. События развиваются на фоне сложной истории нашей страны. УДК 623.454.8(092) ББК 31.4 ISBN 978-5-9515-0297-1 ©ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2015
Стр.3
ОТ АВТОРА Эта книга – продолжение и развитие моих предыдущих книг [1, 2] – является, в известном смысле, их обобщением. Поводом для обобщений послужила военная опасность, вновь охватывающая весь мир уже в XXI веке. В этих условиях роль оружия и, как следствие, боеприпасов, естественно возрастает. Я волею судеб один из уже немногих живых свидетелей развития гонки вооружений, стартовавшей по окончании Великой Отечественной войны. С 1952 года я служил в офицерском звании в представительстве центрального аппарата Министерства обороны при одном из профильных НИИ ракетной промышленности, а затем – в ядерном центре, родине атомных бомб и ракетных боевых частей с ядерным зарядом. Всем нам хорошо известно, что существуют снаряды, бомбы и ракеты. Мы бесчисленное количество раз в фильмах и телевизионных репортажах смотрели на то, как их сбрасывают с самолетов, запускают со стартовых установок, выстреливают ими из пушек. Понятно, что каждый из этих образцов боеприпасов предназначен для подрыва и разрушения как можно большего числа рукотворных сооружений и вывода из строя как можно большего числа людей. И когда мы этот процесс пуска или выстрела видим, у нас не возникает мысли о том, что, дойдя до своей цели в городе, в поле или на море, эти боеприпасы могут не взорваться. Нам вообще не приходит в голову, что в этом есть какая-то проблема. Между тем после очередного военного столкновения в одной из горячих точек мира нам говорят, что прежде, чем туда можно будет возвращаться мирным жителям, нужно еще собрать неразорвавшиеся ракеты и снаряды. И здесь мы тоже киваем головой, считая, что, конечно, так и надо. Как-то раз показывали репортаж из современной Сирии об обстреле ее столицы Дамаска и его последствиях. На какой-то площади в объектив камеры попала застрявшая в уличном покрытии армейская мина. В землю она углубилась примерно наполовину под углом 30 – 40 градусов, вверх стабилизатором. Эта картина наглядно иллюстрировала случай отказа в своей работе взрывателя мины. Сейчас, когда эта книга готовится к изданию, происходят «украинские события». На экране показывают неразорвавшиеся снаряды у домов местных жителей. Эти
Стр.4
4 Дороги старого профессора отказы сообщают миру, что надежный взрыватель разработать не так уж просто. Это показывает также роль взрывателя в эффективности метательного боеприпаса как такового. Эффективность мины, торчащей посреди площади, и снаряда во дворе равны нулю. В принципе, заряд взрывчатого вещества в них мог бы сам сдетонировать от удара о почву, но, по физической сущности этого явления, взрыв от него был бы неорганизованный и слабый. Скорей всего, серьезного вреда он бы не нанес. Размышления, связанные с этими отказами взрывателей, вызвали мое воспоминание о том, что разработчики ракет, в особенности ракет дальнего действия, всегда считали взрыватель чем-то второстепенным. Я неоднократно был тому свидетелем. Авторитетные в техническом мире специалисты никак не могли воспринять, что разработанная ими великолепная ракета, предназначенная доставить заряд массой (весом) в тонны на расстояние многих тысяч километров, в таком виде для боевого использования не годна. Потому что сконструирована так, что для нее никак не сделать взрыватель, обеспечивающий полноценный взрыв ее заряда во всех возможных случаях применения ракеты. В ней нужно кое-что переделать или ограничивать ее применение. Но подобные мнения существуют, разговоры ведутся уже давно, лет 40 – 50 и, казалось, должны были бы стать глубоким анахронизмом. Но как я только что говорил, на экране демонстрировался отказ современного, наверняка серийного взрывателя для оружия метательного назначения, а разговоры о поисках невзорвавшихся боеприпасов по сей день продолжаются. Это показывает, что круг задач, связанных с ударным подрывом боеприпаса, по-прежнему существует. Не важна странапроизводитель этого взрывателя. Проблемы, связанные с ним, имеют общий характер. Мы все знаем, что в России объявлено о необходимости модернизации вооружения, на это отпущены огромные деньги. Понятие вооружения, как известно, включает снаряды и ракеты, а значит, и их ударные взрыватели. О них мало кто знает, но не стоит допускать, чтобы о них потом схватились. Такое бывало не один раз. Со взрывателями у меня связана вся жизнь. Некоторые ее подробности, надеюсь, будут интересны читателю сами по себе. Живых свидетелей того времени остается все меньше, а легенды о нем уже слагаются. В своих воспоминаниях [1] я выступаю как его свидетель, а здесь постараюсь передать его влияние на меня, начиная с детства, отрочества и юности. Может быть, события, происходящие на бытовом уровне
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 СЕМЬЯ Немного о моих предках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 В школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Сестрорецкие впечатления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Начало войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Ленинградская блокада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 НАЧАЛО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ Аэрофлот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Московские впечатления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Страна 1942 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 В техникуме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Окончание школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 В институте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Возвращение в Ленинград . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Лена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Особенности семейной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Окончание института . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 В ДОЛЖНОСТИ ИНЖЕНЕРА ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Аспирантура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Артиллерийская академия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 ВЗРЫВАТЕЛИ Взрыватели для снарядов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Организация разработки взрывателей для снарядов . . . . . . . . . . . . . 163 Начало разработки взрывателей для ракет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Основные принципы разработки взрывателей для баллистических ракет. Особенности ракеты в сравнении со снарядом . . . . . . . . . . . . . 170 Взрывательное устройство ракеты ФАУ-2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Взрывательное устройство ракеты Р-1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Стр.353
Содержание 353 Взрывательное устройство ракеты Р-2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Результаты начального этапа разработки взрывателей для баллистических ракет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 СТАНОВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ВЗРЫВАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПЕРВЫХ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ Организация НИИ-137 и начало работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Сборочный цех . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Приемо-сдаточные испытания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Завод на Ржевке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Испытания на полигоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Общие соображения по методике испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 Испытательный пульт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 ФРАГМЕНТЫ ИЗ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Снова проблемы с «пятым пунктом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Сочи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Рождение сына . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 Особенности быта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 Характер обязанностей изменился . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Кандидатская диссертация и другое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 УДАРНЫЕ ДАТЧИКИ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ БЧ Переезд в Арзамас-16 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 О работе во ВНИИЭФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 Первые действия в новой должности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 Повседневные заботы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 Развитие событий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 Дальнейшая жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Снова работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 Развитие отдела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Разделение отдела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 Докторская диссертация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 Постановка научных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Эскизный проект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 Образование отделения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 Прощание с армией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 Уход старого руководства и новые тенденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
Стр.354
354 Дороги старого профессора Конверсия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 Болезнь и увольнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 ВОЗВРАЩЕНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Прощание с коллективом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 Петербургская повседневность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 Обращение к предкам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 Снова деловая жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 Завершение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Стр.355
Дмитрий Григорьевич Приемский Дороги старого профессора Редактор Е. А. Мясоедова Компьютерная верстка С. Н. Фролова Дизайн обложки К. А. Мухина Подписано в печать 12.06.2015 Формат 70×100/16 Печать офсетная. Усл. печ. л. ∼28,8. Уч.-изд. л. ∼24 Тираж 250 экз. Зак. тип. 8-2015 Отпечатано в Издательско-полиграфическом комплексе ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» 607188, г. Саров Нижегородской обл., ул. Силкина, 23
Стр.356