Пономарев (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) В статье обсуждается тенденция совершенствования в современном образовании. <...> На основании анализа взаимного влияния процессов роста, развития и совершенствования обсуждаются возможности организации образовательного пространства. <...> Идеи роста и развития широко распространены в педагогической науке и психологии. <...> Более того, данные понятия вышли далеко за пределы научных статей, монографий, дискуссий. <...> Сегодня студенты педагогических специальностей говорят о развивающей функции урока, а учителя-практики решают развивающие задачи. <...> Идеи развития, максимального раскрытия способностей, обретения индивидуальности и неповторимости выражают взгляды многочисленных социальных групп, куда входят не только представители педагогической профессии. <...> Данное обстоятельство говорит о наличии и в современном образовании, и за его пределами определенной идеологии — идеологии развития, которая уже воспринимается как данность, как само собой разумеющееся. <...> Это нередко приводит к ослаблению критического восприятия идей роста и развития, а соответственно и выхолащиванию их научного содержания. <...> Так, Д.Б. Эльконин, рассматривая развитие как процесс качественных, а рост — количественных изменений, обращал внимание, что в истории психологии долгое время бытовали концепции, согласно которым психологические изменения “рассматривались как простой рост”, а ребенок представлял собой маленького взрослого [1 : 27—28]. <...> При этом еще Л.С. Выготский утверждал, что рост “входит в об31 щий состав процессов развития, но не как определяющая, а как подчиненная величина” [2 : 393]. <...> Однако именно показатели роста нередко выдвигаются на первый план и служат основанием оценки уровня развития. <...> Они складываются в ходе взаимодействия с обществом, когда ребенок усваивает социально-культурное содержание, а сам процесс усвоения выступает “всеобщей <...>