ЕГЭ как катализатор кризиса российского образования . <...> Взаимооценивание студенческих работ с помощью устройства “Кликер” . <...> Основные трудности первокурсников и мотивы их учебной деятельности . <...> Попов, А.Г. Чаплыгин (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Статья посвящена обзору причин стремительного развития в последние годы в мировом высшем образовании “рейтинговой эпидемии”, а также сравнительному анализу основных подходов и принципов, используемых при формировании рейтингов вузов. <...> Ключевые слова: рейтинги вузов, формирование рейтинга, педагогические вузы, характеристика деятельности вузов, сравнительный анализ. <...> Стремительно увеличивается число стран, в которых составляются рейтинги в сфере высшего образования национального и регионального масштабов, появляются многочисленные исследовательские группы, создающие рейтинги вузов. <...> В 2003 г. был опубликован первый Академический рейтинг университетов мира (ARWU), потом стали появляться и другие глобальные рейтинги, в которых сравниваются между собой лучшие университеты мира. <...> В 2009 г. появляется Меморандум Евразийской конференции по рейтингам университетов, заметно расширяющий толкования Берлинских принципов. <...> Перейдем к краткой характеристике основных подходов и принципов, используемых при формировании глобальных рейтингов вузов. <...> Даже в последнем рейтинге ARWU 2010 г. в число лучших 50 мировых университетов попали лишь 6 представителей континентальной Европы, а их места красноречиво говорят о сохраняющемся (по версии ARWU) лидерстве англосаксонской высшей школы: Федеральный технологический институт (Швейцария, Цюрих — 23-е место в мире и 4-е в Европе после университетов Кембриджа, Оксфорда и университетского Колледжа в Лондоне), Университет Париж-6 (Франция — 39-е место в мире и 6-е в Европе), Университет Копенгагена (Дания — 40-е место в мире и 7-е в Европе), Каролинский институт (Швеция — 42-е место в мире <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№3_2011.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Попов Л.В., Чаплыгин А.Г. Рейтинги высших учебных заведений. Педагогические
вузы России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Педагогические размышления
Малинецкий Г.Г., Подлазов А.В. ЕГЭ как катализатор кризиса российского
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Реалии педагогического образования
Новикова Г.В., Майдокина Л.Г. Развитие субъектности будущего педагога 160
Чему и как учить?
Шухардина В.А., Ларькова Н.А. Информатизация учебного процесса на факультете
педагогического образования МГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Слово мэтра
Розанов В.В. О ближайшей работе учебного ведомства . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Змеев В.А. Годы учебы М.В. Ломоносова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Чужая жизнь и берег дальний
Явич Р., Геркерова А.М. Взаимооценивание студенческих работ с помощью
устройства “Кликер” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Кладезь идей и опыта
Рыжиков С.Б. В каком классе можно рассказывать школьникам о проблемах
нанотехнологий? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Голоса молодых
Маряхина Н.Н. Основные трудности первокурсников и мотивы их учебной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
В перерывах между лекциями
Златопольский Д.М. Штрих-код . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 3 • 2011 • ИЮЛЬ—СЕНТЯБРЬ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Popov L.V., Chaplygin A.G. Ratings of universities. Pedagogical higher education
universities in Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Pedagogical Ideas
Malinetzky G.G., Podlazov A.V. USE as a catalyst for the crisis of Russian Education 118
Reality of Pedagogical Education
Novikova G.V., Maidokina L.G. Future teacher subjectivity development . . . . . . 160
How and what to learn?
Shuhardina V.A., Larkova N.A. Informatization of the educational process at the
Faculty of pedagogical education MSU . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
The Word of Master
Rozanov V.V. About the nearest work of educational department . . . . . . . . . . . . 177
To the 300th Anniversary from the Date of M.V. Lomonosov’s Birth
Zmeev V.A. Years of M.V. Lomonosov’s study . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Foreign Life and Distant Land
Yavich R., Gerkerova A.M. Smart technologies in education . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Fountain of Ideas and Experience
Ryzhikov S.B. In which class we can discuss with schoolboys the problems of nanotechnology?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Voices of Youth
Mariakhina N.N. Difficulties and motives of students in there first year in the
process of chemistry learning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
During the Intervals
ZlatopolskyD.M. Bar-code . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 3
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ
Л.В. Попов, А.Г. Чаплыгин
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:
fpo.mgu@mail.ru)
Статья посвящена обзору причин стремительного развития в последние
годы в мировом высшем образовании “рейтинговой эпидемии”, а также сравнительному
анализу основных подходов и принципов, используемых при формировании
рейтингов вузов. Оценивается возможность применения сложившихся
методологий и систем ранжирования, методов и технологий рейтинговых оценок
для характеристики многогранной деятельности педагогических вузов России.
Ключевые слова: рейтинги вузов, формирование рейтинга, педагогические
вузы, характеристика деятельности вузов, сравнительный анализ.
Последние два десятилетия ознаменованы невиданным ранее ростом
конкуренции и между образовательными системами стран и регионов,
и между вузами. Самым ярким примером такой конкуренции
глобального масштаба стало формирование и развитие Болонского
процесса, направленного на создание единого европейского пространства
высшего образования. Фактически этот процесс стал попыткой
Европы принять комплекс мер по противодействию доминированию,
лидерству и растущей экспансии североамериканских университетов.
Но для любого соревнования, для любой конкурентной борьбы нужны
измерители, нужны системы оценок. И такими инструментами для
сравнительной оценки учебных заведений стали рейтинги. Началась
настоящая “рейтинговая эпидемия”.
Стремительно увеличивается число стран, в которых составляются
рейтинги в сфере высшего образования национального и регионального
масштабов, появляются многочисленные исследовательские группы,
создающие рейтинги вузов. Рейтинги вузов преодолели национальные
границы. В 2003 г. был опубликован первый Академический рейтинг
университетов мира (ARWU), потом стали появляться и другие глобальные
рейтинги, в которых сравниваются между собой лучшие университеты
мира.
Растет число средств массовой информации, порталов, общественных
организаций, работающих в области рейтингов вузов. Оформляется
3
Стр.3