Новосибирский государственный педагогический университет Институт философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 6 (63) 2015 Всероссийский научный журнал Редакционная коллегия Н. В. Наливайко главный редактор, доктор философских наук, профессор, директор НИИ ФО НГПУ В. И. <...> 3 РАЗДЕЛ I УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Прокопенко С. А., Селевич Т. С. <...> 84 РАЗДЕЛ III ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ Сапрыгин Б. В. <...> . Практики идентификации в гражданской нации (на примере обучения государственному языку) . <...> 108 РАЗДЕЛ IV ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ Петров В. В., Наливайко Н. В. <...> 180 РАЗДЕЛ VI КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Варющенко В. И. <...> . Буддийская философия, образование и медитация: актуальность традиции Наланды . <...> . Имагология и травелог: формирование образа «чужих» стран и народов . <...> 244 Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений служебным положением Адрес редакции: 630126, Новосибирск, ул. <...> Вертгейм Оператор электронной верстки Н. А. Бутин Набор Т. С. <...> Косенко, Е. С. Сусуева СЛОВО РЕДАКТОРА Дорогой читатель, перед вами 6-й номер журнала «Философия образования» за 2015 г. и 63-й номер с момента издания. <...> Шмайса мы получили прекрасно оформленную книгу «Конституция земли», где на английском, немецком, чешском, словацком и русском (благодаря нашей рабо3 Философия образования, № 6(63), 2015 те по переводу данного документа на русский) языках данная конституция представлена всему миру. <...> Наливайко 4 РАЗДЕЛ I УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Part I. <...> Прокопенко С. А., Селевич Т. С., 2015 Прокопенко Сергей Артурович – доктор технических наук, профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. <...> E-mail:sibgp@mail.ru Селевич Татьяна Семёновна <...>
Философия_образования_№6_2015.pdf
Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 6 (63) 2015
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2015
Все права защищены
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
С. В. Иванова
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
А. Н. Чумаков
Н. М. Чуринов
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора .........................................................................................................................3
РАЗДЕЛ I
УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ,
УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Прокопенко С. А., Селевич Т. С. (Томск). Исследование и развитие
представления о сущности университета................................................................5
Абрамова М. А. (Новосибирск), Назарова И. Л. , Неустроева А. Н. (Якутск).
Взаимодействие организаций науки и образования в СССР
и новые модели университетов в современной России .................................. 23
Власова О. А. (Санкт-Петербург). Дискурс университета
в работах К. Ясперса и его историко-биографический контекст ................. 29
Борисенко И. Г. (Красноярск), Камашев С. В., Косенко Т. С., Наливайко Н. В.
(Новосибирск), Цыцкун Т. А. (Новороссийск). От образования человека –
к эффективной экономике: социально-философский аспект ......................... 41
Тарасова А. А. (Новосибирск). Диалог науки и образования ............................... 49
Черных С. И. (Новосибирск), Борисенко И. Г. (Красноярск). Smartтехнологии:
перспективы и реальность ................................................................ 59
РАЗДЕЛ II
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Чернов Д. В. (Новосибирск). Система профессионального образования
по социальной работе: возможности парадигмального анализа ................ 67
Рыманов Д. М. (Семей, Казахстан). Философия управления
в высшей школе: опыт, проблемы, перспективы ............................................... 75
Ушакова Е. В. (Барнаул). Парадигма медицинского образования
в системе медицинского знания: научно-философский анализ.................. 84
Стр.1
РАЗДЕЛ III
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Сапрыгин Б. В. (Новосибирск). Недостатки менталистского подхода
при объяснении языковых явлений (на примере преподавания
семантики английского перфекта) ..........................................................................98
Вальгер О. А. (Новосибирск). Практики идентификации в гражданской
нации (на примере обучения государственному языку) ............................. 108
РАЗДЕЛ IV
ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ
Петров В. В., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Аксиологические основы
развития образования в обществе знания ......................................................... 119
Косенко Т. С., Власюк Н. Н. (Новосибирск). Россия: в поисках ценностной
основы воспитания...................................................................................................... 127
Суханова Н. П., Сапрыгин Б. В. (Новосибирск). Российская наука
и образование в XIX в.: конфликт традиционных ценностей
и пореформенных устремлений ............................................................................. 134
Хасанов М. Ш., Петрова В. Ф. (Алматы, Казахстан). Смысловые ценности
образования Республики Казахстан ..................................................................... 145
Яковенко Л. Н. (Курск). Ценностная парадигма высшего образования
и прагматизм.................................................................................................................. 155
Чеботарев В. В. (Новосибирск). Современный терроризм и образование:
проблема взаимодействия........................................................................................ 160
РАЗДЕЛ V
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Ломов С. П. (Москва), Медведев Л. Г. (Омск). Изобразительное искусство
как фактор формирования научного мировоззрения школьников ......... 168
Дирксен Л. Г. (Новосибирск). Философские аспекты интеграции
природосообразности и культурологического подхода
в деятельности студентов-дизайнеров ............................................................... 180
РАЗДЕЛ VI
КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Варющенко В. И. (Санкт-Петербург), Гайкова О. В. (Новосибирск).
Инновационный подход к содержательному наполнению
исторического образования школьников .......................................................... 189
Урбанаева И. С. (Улан-Удэ). Буддийская философия, образование
и медитация: актуальность традиции Наланды .............................................. 199
Ерохина Е. А. (Новосибирск). Принимающее сообщество и мигранты
в образовательном пространстве: проблемы и перспективы .................... 209
Капустянская К. В. (Саров), Кубанев Н. А., Набилкина Л. Н. (Арзамас).
Имагология и травелог: формирование образа «чужих» стран
и народов ......................................................................................................................... 218
РАЗДЕЛ VII
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара «Медицина и школа» ........................................................... 224
Правила оформления статей для авторов и заявление об этике публикаций
и недобросовестной практике ................................................................................ 244
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
15.12.2015
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. л. 23,5
Уч.-изд. л. 25,2
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 282.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Стр.2