Yao X., Collins P. Recent change in non-present perfect constructions in British and American English. <...> 4+372.016:81 ПРАКТИКИ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ НАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЯЗЫКУ)3 О. А. Вальгер (Новосибирск) Статья посвящена изучению практик, обеспечивающих преемственность постоянно воссоздаваемому конструкту нации в условиях свободного доступа ко всему разнообразию культурных знаков, который предоставляет нам современный мир. <...> Автор рассматривает пример обучения государственному языку, которое привлекается элитами как средство унификации кода для эффективной трансляции коллективного нарратива. <...> Развитие языка до кода обучения и официально-делового общения рождает языковые практики, которыми пользуется индивид в социальном общении. <...> Эти языковые практики в значительной степени определяются тем, какой принцип членства практикуется в национальном сообществе. <...> В современном мире поле возможного социального опыта индивида беспрецедентно широко по сравнению с предыдущими эпохами, и обучение государственному языку становится одним из способов обеспечения наличия некоторой общей части социального опыта у широкого круга не взаимодействующих непосредственно членов одного национального сообщества. <...> Поскольку национальная идентичность существует в форме сверки процессов самоидентификации и идентификации индивида, роль обучения государственному языку в этом процессе может быть описана как предоставление потока ситуаций, вызывающих процессы сверки. <...> Идея многоэтнического гражданского национального сообщества основывается на допущении того, что языковая личность изменчива. <...> Процесс обучения государственному языку изменяет языковую идентичность, делая восприятие ее индивидом более осмысленным и символически маркированнным, что обеспечивает схожесть культурных знаков в опыте разных членов одного и того же политического сообщества. <...> Ключевые слова: национальная идентичность, гражданская нация, самоидентификация <...>