Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 4 (61) 2015
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2015
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À. Æ. Жафяров
А. А. Корольков
Á. Î. Майер
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Ñ. Â. Иванова
Î. Í. Смолин
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Целищев
Я. С. Турбовской
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
À. Í. Чумаков
Í. Ì. Чуринов
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ I
УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Листопадова Е. В., Туркулец С. Е., Аникеева Н. С. (Хабаровск).
К вопросу о целесообразности системы менеджмента качества (СМК)
в вузе .............................................................................................................................................. 5
Зыкова Н. М. (Алматы, Республика Казахстан). Психологические основы
управления процессом обучения ................................................................................... 15
Евзрезов Д. В. (Новосибирск). О форсайте российского образования .............. 23
Петров В. В., Покасова Е. В. (Новосибирск). Реформируемые наука и
образование в России:
особенности и пределы применимости форсайта................................................ 35
Паньшина Л. В., Перевозкина Ю. М. (Новосибирск).
Имажинативно-ролевые импазиты как детерминанты
негативных паттернов поведения ................................................................................ 45
Зайниева Л. Ю. (Алматы, Республика Казахстан). Приоритет
государственной молодежной политики .................................................................. 54
РАЗДЕЛ II
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. (Алматы, Республика Казахстан).
Проблемы современного образования
в контексте глобализационных процессов .............................................................. 64
Стр.1
Ашилова М. С. (Алматы, Республика Казахстан). Казахстанское
образование в условиях глобализации: трудности
и перспективы развития ..................................................................................................... 73
Бегалинов А. С. (Алматы, Республика Казахстан). Новые тенденции
развития системы воспитания в условиях глобализации ................................ 83
Косенко Т. С., Камашев С. В. (Новосибирск). К вопросу о специфике
воспитания в условиях глобализации ......................................................................... 90
Рубанцова Т. А., Колтунова Н. В. (Новосибирск). Виртуальное
гражданское общество в контексте современной геополитики ................ 101
Колесников В. А. (Иркутск). Образование в условиях глобальных
противоречий современности: новый концептуальный подход ............... 111
Наливайко Н. В., Наливайко А. В. (Новосибирск). Образование в
современной России: геополитический аспект ................................................... 126
Камашев С. В. (Новосибирск). Россия в условиях
современной глобализации ......................................................................................... 134
Камашев С. В., Косенко Т. С., Наливайко Н. В. (Новосибирск), Ушакова Е. В.
(Барнаул). Специфика и тенденции развития образования
в условиях современной глобализации ................................................................... 144
РАЗДЕЛ III
ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. (Красноярск).
Бессознательный мир идей личности Платона ................................................... 156
Лигостаев А. Г., Сапрыгин Б. В. (Новосибирск).
О социально-экономических причинах возникновения науки
и образования ........................................................................................................................ 166
РАЗДЕЛ IV
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ
Аблажей А. М. (Новосибирск). Феномен принудительной интеграции
в российской академической сфере ........................................................................... 176
Макулин А. В. (Архангельск). Комбинаторный обзор философских методов
и «методологическое решето». Новые объяснительные процедуры
в рамках курса «История и философия науки» .................................................... 187
Варющенко В. И. (Санкт-Петербург), Гайкова О. В. (Новосибирск).
Философско-инновационный аспект преподавания
дискуссионных вопросов социальной науки ........................................................ 199
РАЗДЕЛ V
ИНФОРМАЦИЯ
Вебинар «Пространство и образование» ......................................................................... 208
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 228
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Å. À. Áóòèíà,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Í. À. Бутин
Набор
Ò. Ñ. Êîñåíêî,
Å. Ñ. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
27.07.2015
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 21,9 л.
Уч.-изд. 23,6 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 185
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 4 (61) 2015
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2015
All rights reserved
S. V. Ivanova
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk
State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences, SciencePro-Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences, Professor, Pro-Rectorof
Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Director of the Institute of the Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair of the State
Duma Committee on Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy
and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy
of Sciences
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
CONTENT
From the edition..........……………………………………………….. ....................................................... 3
Part I. MANAGEMENT OF MODERN EDUCATION SYSTEM
Listopadova E. V., Turkulets S. E., Anikeeva N. S. (Khabarovsk).
On the question of expediency of the quality management system (QMS)
in the higher education institution ....................................................................................... 6
Zykova N. M. (Almaty, Kazakhstan). Psychological foundations
of the training process management ................................................................................. 16
Evzrezov D. V. (Novosibirsk). About the foresight of Russian education .................. 24
Petrov V. V., Pokasova E. V. (Novosibirsk). Reformed science and education
in Russia: specificities and application limits of foresight ........................................ 36
Panshina L. V., Perevozkina Yu. M. (Novosibirsk). Role-image settings
as the determinants of the negative patterns of behavior ........................................ 46
Zainieva L. Yu. (Almaty, Kazakhstan).Priority of the state youth policy ................... 55
K
.
K
.
E
.
e g y
B z sy ar r B e. G
.
g a o
a l v
l in n
i
V
A
.
D
.
A
.
o a
v
a
A
G
r
A
.
y
a
Z
k
h
a
.
l
o
Z
A
v
h
.
a
A
fy
.
a
r
K
o
o
B
.
v
r
o
l
’
O
.
k
o
v
V
M a
. P
a
y
e
I l. c n o v
. R a
A S .
N
.
P v n v
y
a a s
n
I
.
r
i
P
f
N
.
N
.
o e k o
e a a sb iy p
h
. R
A
O
.
N
.
S
m n h
V V. . S T. s S et ie sp hi c
o
l
i
n
l
V
.
Y
a
.
S
.
T
u
E
.
r
e
v
b
o
v
s
k
o
i
V g u u im n
H b
. e U ns oh va a
k
.
o
v
A
N
.
N
.
A S. a C u
I .
M
.
C
o a h r
h
a o
k v
o
v
a
t
r
n
i
l
Стр.3