Зыкова (Алматы, Республика Казахстан) В статье представлен анализ психологических основ управления процессом обучения. <...> Обучение, при котором можно проследить каждый момент в продвижении обучающегося, можно считать управляемым. <...> Один из путей управления обучением – это специальная организация процесса усвоения как процесса заданного. <...> Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. <...> Согласно этой теории, в онтогенетическом развитии человека совершаются процессы интериоризации действий – постепенного преобразования внешних действий во внутренние, умственные. <...> Первоначально обучающиеся имеют дело с внешним, материальным действием. <...> По мнению А. Н. Леонтьева, затем, в результате постепенного его преобразования – обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, то есть превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме обучающегося. <...> Указанный процесс проходит через ряд определенных этапов – от предметных действий через этап выполнения действий в громкой речи к действию «про себя». <...> В соответствии с этим строится и процесс обучения по этапам, поэтому он и называется поэтапным. <...> Второй путь управления процессом обучения связан с разработкой психологических основ программированного обучения (Б. Ф. Скиннер, Л. Н. Ланда и др.) <...> . Суть программированного обучения заключается в том, что обучающийся не может сделать следующего «шага» в усвоении, не овладев предыдущим. <...> Учение – это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и особая деятельность, обеспечивающая усвоение этих знаний. <...> Программированное обучение обеспечивает контроль над каждым шагом познавательной деятельности и тем самым дает возможность полностью управлять процессом учения. <...> Обратная связь действует непре© Зыкова <...>