Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия образования  / №4 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторЗыкова
Страниц9
ID359368
АннотацияВ статье представлен анализ психологических основ управления процессом обучения. Обучение, при котором можно проследить каждый момент в продвижении обучающегося, можно считать управляемым. Один из путей управления обучением – это специальная организация процесса усвоения как процесса заданного. Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Согласно этой теории, в онтогенетическом развитии человека совершаются процессы интериоризации действий – постепенного преобразования внешних действий во внутренние, умственные. Первоначально обучающиеся имеют дело с внешним, материальным действием. По мнению А. Н. Леонтьева, затем, в результате постепенного его преобразования – обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, то есть превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме обучающегося. Указанный процесс проходит через ряд определенных этапов – от предметных действий через этап выполнения действий в громкой речи к действию «про себя». В соответствии с этим строится и процесс обучения по этапам, поэтому он и называется поэтапным. Второй путь управления процессом обучения связан с разработкой психологических основ программированного обучения (Б. Ф. Скиннер, Л. Н. Ланда и др.). Суть программированного обучения заключается в том, что обучающийся не может сделать следующего «шага» в усвоении, не овладев предыдущим. Учение – это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и особая деятельность, обеспечивающая усвоение этих знаний. Программированное обучение обеспечивает контроль над каждым шагом познавательной деятельности и тем самым дает возможность полностью управлять процессом учения. Обратная связь действует непрерывно и позволяет регулировать процесс в соответствии с индивидуальными способностями обучаемого к усвоению знаний. Обеспечивается активность каждого студента, так как отсутствие активности немедленно обнаруживается, скрыть это невозможно. Кроме того, каждый студент обучается в оптимальном для него темпе, ритме и стиле.
УДК159.9+37
Зыкова, Н.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ / Н.М. Зыкова // Философия образования .— 2015 .— №4 .— С. 17-25 .— URL: https://rucont.ru/efd/359368 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зыкова (Алматы, Республика Казахстан) В статье представлен анализ психологических основ управления процессом обучения. <...> Обучение, при котором можно проследить каждый момент в продвижении обучающегося, можно считать управляемым. <...> Один из путей управления обучением – это специальная организация процесса усвоения как процесса заданного. <...> Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. <...> Согласно этой теории, в онтогенетическом развитии человека совершаются процессы интериоризации действийпостепенного преобразования внешних действий во внутренние, умственные. <...> Первоначально обучающиеся имеют дело с внешним, материальным действием. <...> По мнению А. Н. Леонтьева, затем, в результате постепенного его преобразования – обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, то есть превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме обучающегося. <...> Указанный процесс проходит через ряд определенных этапов – от предметных действий через этап выполнения действий в громкой речи к действию «про себя». <...> В соответствии с этим строится и процесс обучения по этапам, поэтому он и называется поэтапным. <...> Второй путь управления процессом обучения связан с разработкой психологических основ программированного обучения (Б. Ф. Скиннер, Л. Н. Ланда и др.) <...> . Суть программированного обучения заключается в том, что обучающийся не может сделать следующего «шага» в усвоении, не овладев предыдущим. <...> Учение – это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и особая деятельность, обеспечивающая усвоение этих знаний. <...> Программированное обучение обеспечивает контроль над каждым шагом познавательной деятельности и тем самым дает возможность полностью управлять процессом учения. <...> Обратная связь действует непре© Зыкова <...>