16+
УДК 78(079)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-аналитический и научно-образовательный журнал
Издается с 2009 года
№ 2 (28) 2013
ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
МУЗЫКИ
Щепакин В. М. Музыкальная критика юга Российской
империи 1860–1880-х годов………………………………….. 3
Шигаева Е. Ю. О некоторых исторических и политических
параллелях в опере А. Гретри «Петр Великий»………. 8
Хоменя А. А. «Неоконченная симфония» Антона
Брукнера...................................................................................... 14
Разгуляев Р. А. Соната-воспоминание Н. Метнера в аспекте
формообразования…………………………………............. 22
Булошникова М. М. Принцип программности и проблема
названия в инструментальной музыке Жерара Пессона……………………………………………………..............
25
Кудрявцева Т. Е. Революционный миф в творчестве
Д. Шостаковича………………………………………………. 28
Перепелица А. А. Новые формы нотации — способ
адекватного отражения эмоционально-образного контекста
в фортепианной музыке……………………………. 32
ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Приданова Е. В., Чжан Чуньцзяцзы. Прелюдия Дебюсси
«Девушка с волосами цвета льна» в интерпретациях китайских
пианистов………………………………………………... 41
Бойко В. Г. Духовная хоровая культура Харькова начала
XIX столетия…………………………………………………... 43
Евдокимова А. А. «Учебник церковного пения» Бранко
Цвеича: теория для практиков…………………...................... 48
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И
ПЕДАГОГИКИ
МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МУЗЫКА
В ЕЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПАРАЛЛЕЛЯХ
И ВЗАИМОСВЯЗЯХ
Чэнь Ин. Диалог музыкальных культур Европы и Китая
в свете религиозных контактов………………………………. 54
Лизунова Г. В. Реформа музыкального образования
в Германии в первой половине XX века и концепция
К. Орфа.………………………………………………………... 56
Темников М. В. Музыка Ханса Циммера в голливудском
кино…………………………………………………………….. 59
Васильева Н. В. Несколько фильмов о Галине Уствольской:
новые штрихи к портрету композитора………………. 62
Магон С. А. Фламенко в кино……………………….………. 66
Птушко Л. А. Задачи и принципы музыкального редактирования
в СМИ……………………....………………………... 70
1
Стр.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2 (28) 2013
ACTUAL PROBLEMS
OF HIGH MUSICAL EDUCATION
Science-analytical and science-educational journal
Publishing since 2009
№ 2 (28) 2013
PROBLEMS
OF MUSICAL THEORY AND
HISTORY
Schepakin V. The musical criticism of the Southern Russian
Empire of 1860s — 1880s. ……………………………. 3
Shigayeva E. Some historical and political parallels in the
opera by A. Gretry “Peter the Great”………………………..
8
Homenya A. “Unfinished symphony” by Anton Bruckner....
Razgulyaev R. Sonata-recollection by N. Metner regarded
in the light of form formation………………………………..
Buloshnikova M. The programme principle and the title
problem in Gerard Pesson’s instrumental music…………….
Kudryavtseva T. Revolutionary myth in the creativity of
D. Shostakovich …………………………………………….
Perepelytsa A. New forms of notation — a method to reflect
adequately the emotional and imaginative context in
piano music………………………………………………….
PROBLEMS OF THEORY
AND HISTORY OF MUSICAL
PERFORMANCE
Pridanova E., Chzhan Chun’tsetsy. Prelude by Debussy
“A girl with flax colour hair” in Chinese pianists’ interpretations
…………………………………....................................
14
22
25
28
32
41
Boiko V. Sacred choral culture of Harkov at the beginning
of the XIX century.…………………………………….…… 43
Evdokimova A. “The textbook on church singing” by
Branko Tsveich: theory for practical performance…………. 48
METHODIC AND
PEDAGOGIC PROBLEMS OF
MUSICAL EDUCATION
MUSIC IN ITS ARTISTIC
PARALLELS AND
INTERRELATIONS
Chen Ying. Dialogue of European and Chinese musical cultures
from the point of view of religious contacts…………... 54
Lizunova G. Musical education reform in Germany in the
first half of the XX century and Carl Orff’s conception.…....
56
Temnikov M. Hans Zimmer’s music in a Hollywood movie………………………………………………………...
59
Vasilyeva
N. Several films about Galina Ustvolskaya: new
features to the portrait of the composer……………………... 62
Magon S. Flamenco music in the cinema …………………..
66
Ptushko L. Aims and principals of musical editing in mass
media ……………………………………………………........ 70
2
Стр.2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SUMMARY
Schepakin V. The musical criticism of the Southern Russian Empire of 1860s — 1880s. Halfforgotten
names of some musical critics of the south of the Russian Empire of 1860s –1880s are taken
up. The attention to the breadth and diversity of issues of cited musical and critical works, which go beyond
the regional boundaries, is accentuated.
Key words: the musical culture of the South of Russia, musical criticism, I. Kuzminskiy,
L. Pavlovich, A. Shimkov
Shigayeva E. Some historical and political parallels in the opera by A. Gretry “Peter the Great”.
The article is devoted to A. Gretry's opera «Peter the Great». In the context of social and political
changes the opera on a plot of the Russian history is closely intertwined with history of France of the
Revolution epoch. Bright details of the Russian color were added to political relevance of the opera.
Key words: A. Gretry, French comic opera, French revolution, Russian history, Peter the Great,
Louis XVI
Homenya A. “Unfinished symphony” by Anton Bruckner. The 9th symphony is the last composition
by Bruckner which remained unfinished. The completion of the 8 previous symphonies is to some extent
illusory because the composer made new attempts to edit them. The 9th the only one which has no
editions, versions, retouch and bearing in mind all the above mentioned facts is the most completed of
all — turned out to be for many generations of listeners the most unfinished opus by Bruckner.
Key words: Anton Bruckner, the 9th symphony, incompleteness, “Bruckner’s question”
Razgulyaev R. Sonata-recollection by N. Metner regarded in the light of form formation. The articale
is an analytical essay, revealing multi-leveled interthematical ties existing in the sonata-recollection
by N. Metner and turning the complex form-scheme into a single musical organism.
Key words: Metner, Sonata-recollection, sonata-like character, form formation
Buloshnikova M. The programme principle and the title problem in Gerard Pesson’s instrumental
music. The article is devoted to the demonstration of the principle of the programme and the title problem
in the work of Gerard Pesson. Some stylistically indicative instrumental works of the composer
were selected as an example. The author discusses some stylistically indicative instrumental works of
the composer, titles and annotations to them. The tendencies of following the French tradition and influences
of contemporary trends are evident in realization of the programme character of the music principle.
Key
words: Gerard Pesson, French music, programme music, the name in music, annotation,
conceptualism, new programme music
Kudryavtseva T. Revolutionary myth in the creativity of D. Shostakovich. The article demonstrates a
specific treatment of the concept of the Soviet revolutionary myth in D. Shostakovich’s creativity.
Aanalyzing some of the composer’s works the author tries to identify the evolution of this myth in his
creativity.
Key words: Soviet revolutionary myth; the Second, the Eleventh, the Twelfth symphonies by
Shostakovich, “4 poems by Captain Lebyadkin”
Perepelytsa A. New forms of notation — a method to reflect adequately the emotional and imaginative
context in piano music. The author examines contemporary forms of notation, in particular clustering
technique and notation forms related to the expansion of the "space" of the instrument: playing
the piano pedals, using the piano case (inside and outside) as a percussion instrument, playing the piano
strings, notation forms associated with "prepared” piano, etc.
Key words: notation, new methods of piano performing and notation, cluster, “prepared” piano
75
№ 2 (28) 2013
Стр.75
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (28) 2013
Pridanova E., Chzhan Chun’tsetsy. Prelude by Debussy “A girl with flax colour hair” in Chinese
pianists’ interpretations. Contemperary Chinese pianism is a bright and extraordinary phenomenon
which deserves keen attention both of the audience and musical science. The most important interpretations
of the prelude by Debussy “A girl with flax colour hair” by Chinese pianists are chosen as a subject.
Key
words: Chinese pianism, Debussy, prelude“A girl with flax colour hair”
Boiko V. Sacred choral culture of Harkov at the beginning of the XIX century. The author analyses
the period of orthodox choral art development in Harkov at the beginning of the XIX century.
Key words : musical culture, orthodox church culture, church music, choral concert
Evdokimova A. “The textbook on church singing” by Branko Tsveich: theory for practical performance.
In the «Textbooks» by B. Tsveich Karlovatskiy variant of the Serbian chant is written down,
which existed in the oral form. An effective method of its mastering is offered. Musical and linguistic
correlations between Karlovatskiy and znamya chants are revealed.
Key words: Branko Tsveich, Karlovatskiy chant, mode
Chen Ying. Dialogue of European and Chinese musical cultures from the point of view of religious
contacts. The article examines history of establishing European and Chinese religious contacts which
remained for many centuries an important part of the dialogue between musical cultures.
Key words: Europe, China, dialogue, religious contacts
Lizunova G. Musical education reform in Germany in the first half of the XX century and Carl
Orff’s conception. The article examines musical educational reform in Germany in the first half of
the XX century undertaken by Leo Kestenberg which gave an impulse to musical and pedagogic ideas
of the German composer Carl Orff.
Key words: reform, Kestenberg, Orff
Temnikov M. Hans Zimmer’s music in a Hollywood movie. Hans Zimmer’s creative activity occupies
a prominent place in contemporary Hollywood music. His works have got numerous awards and are of
great interest for a research work from the point of view of their original approach and film music making.
The given article acquaints us with the composer’s creations, examining some peculiarities of his
creative biography and style.
Key words: Hans Zimmer, film music, mass culture, waltz, timbre, ethnic music, composer
Vasilyeva N. Several films about Galina Ustvolskaya: new features to the portrait of the composer.
Ganina Ustvolskaya is one of the most extraordinary authors of the XX century who went her own
way in spite of social and musical environmental resistance and who enjoyed world recognition only
at the end of her life. The article deals rather with performance and performers, with the composer’s
attitude to them and to his music than with films.
Key words: Ustvolskaya, the Second symphony, Violin Sonata, “Shout to the Universe”, film
Magon S. Flamenco music in the cinema. It is true to fact that modern cinema has its own sonic space.
Music in the film can bring additional meanings to action and flamenco being a synthesis of music,
dance and poetry and having its own powerful semantic base, is no exception.
Key words: flamenco, film, drama, genre, visual imagery, cante
Ptushko L. Aims and principals of musical editing in mass media. Functions; aims and principals of
musical editing in mass media are examined in the article. The article reveals the priority of music
which dictates the choice of genre, dramatic theory, audio and video stylistics of musical educational
programmes.
Key words: musical editing in mass media, semiotic texture, semiotic polyphony
76
Стр.76
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АВТОРЫ НОМЕРА
Бойко Вячеслав Геннадиевич, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой хороведения и
хорового дирижирования Харьковской государственной академии культуры, регент хора СвятоОзерянского
храма г. Харькова
e-mail: slava.regent@mail.ru
Булошникова Мария Михайловна, аспирантка Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
e-mail: nngk@mail.ru
Васильева Наталья Викторовна, кандидат искусствоведения, зам. директора по учебно-воспитательной
работе МБОУ ДОД «ДМШ № 2 имени А. П. Бородина» г. Дзержинска, преподаватель Дзержинского музыкального
колледжа
e-mail: jf26@mail.ru
Евдокимова Алла Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Нижегородской
государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
e-mail: evdokimova_51@mail.ru
Кудрявцева Татьяна Евгеньевна, аспирантка Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
e-mail: nngk@mail.ru
Лизунова Галина Васильевна, аспирантка Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
e-mail: galunia_nnov@mail.ru
Магон Светлана Александровна, аспирантка, преподаватель кафедры теории музыки Нижегородской
государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
e-mail: svetlana.solea@yandex.ru
Перепелица Александр Александрович, преподаватель Одесской Национальной музыкальной академии
им. А. В. Неждановой
e-mail: perepl@mail.ru
Приданова Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Нижегородской
государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, зав. аспирантурой
e-mail:epridanova@yandex.ru
Птушко Лидия Александровна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой прикладного музыковедения
Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, профессор
e-mail: laptushka@yandex.ru
Разгуляев Руслан Александрович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано
Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
e-mail: rrazgul@gmail.com
Темников Максим Валерьевич, аспирант Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
e-mail: nngk@mail.ru
Хоменя Анна Александровна, аспирантка Санкт-Петербургской государственной консерватории
им. Н. А. Римского-Корсакова
e-mail: ahomenya@yandex.ru
Чэнь Ин, аспирантка Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
e-mail: nngk@mail.ru
Чжан Чуньцзяцзы, соискатель кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки
e-mail: nngk@mail.ru
Шигаева Евгения Юрьевна, аспирантка кафедры истории музыки Казанской государственной консерватории,
преподаватель теоретических дисциплин Средней специальной музыкальной школы (колледжа)
при Казанской государственной консерватории (академии) им. Н. Г. Жиганова
e-mail: Evgeniya-shigaev@mail.ru
Щепакин Василий Михайлович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и фортепиано
Харьковской государственной академии культуры, докторант ХГАК
e-mail: basil6218@mail.ru
№ 2 (28) 2013
77
Стр.77
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (28) 2013
Требования к рукописям статей, заявленных к публикации в журнале
«Актуальные проблемы высшего музыкального образования»
Редакционно-издательский совет Нижегородской консерватории принимает на рассмотрение
ранее не опубликованные статьи.
При решении о публикации учитываются актуальность и новизна темы, четкая постановка
исследуемой проблемы, логика ее решения, научная достоверность и обоснованность
положений. В статье должны быть представлены результаты исследования, сделаны соответствующие
выводы.
Редакционно-издательский совет сообщает автору о решении по поводу публикации в течение
трех месяцев со дня регистрации рукописи в отделе.
Для авторов статей — аспирантов и соискателей — объем рукописей не должен превышать
15 000 знаков, для кандидатов и докторов наук — 20 000 знаков.
Текст статьи должен быть тщательно выверен и отредактирован автором. Статьи с опечатками
и грамматическими ошибками не рассматриваются.
Правила оформления статьи:
Рукописи принимаются в печатном и электронном вариантах в виде текстового
файла в формате Word 2003 (шрифт 12, межстрочный интервал одинарный, поля со всех
сторон 2 см).
Оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным:
ках;
библиографические ссылки оформляются внутри текста ([1, с. 3], первая цифра — указатель
источника, который приводится в конце рукописи в разделе «Литература» в алфавитном
порядке), примечания приводятся в конце статьи перед списком литературы (см.
«Информация для авторов» в разделе «Издания ННГК»).
К рукописи прилагаются:
аннотация статьи (200–250 знаков) и ключевые слова (5–7) на русском и английском язысведения
об авторе: фамилия, имя, отчество полностью, ученые степень и звание, должность
и место работы, номера контактных телефонов, адрес электронной почты;
отзыв научного руководителя (для аспирантов и соискателей);
выписка из протокола решения соответствующего структурного подразделения (кафедры,
отдела и т. п.), в которой дана характеристика новизны работы, определено качество решения
поставленных проблем.
Рукопись обязательно подписывается автором (авторами) после списка литературы.
Указывается дата.
Публикация платная (рукопись статьи направляется на редактирование и в печать после
поступления средств на счет консерватории по договору оказания услуг). Статьи
аспирантов публикуются бесплатно.
Подписка на журнал осуществляется в почтовых отделениях РФ: индекс в объединенном
каталоге «Пресса России» — 82885.
Материалы следует направлять по адресу: nngk.izdaniya@yandex.ru
603600, Нижний Новгород, ГСП-30,
ул. Пискунова, д. 40,
Нижегородская государственная консерватория (академия)
им. М. И. Глинки,
издательский отдел.
С электронной версией журнала можно ознакомиться на официальном сайте ННГК
www.nnovcons.ru
78
Стр.78
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (28) 2013
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки объявляет
конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава
в 2012-2013 уч. г.:
1) Кафедра струнных инструментов: старший преподаватель (спецкласс: альт, камерный ансамбль,
0,4 ставки);
2) Кафедра оперной подготовки, оркестрового и оперно-симфонического дирижирования: профессор
(оперный класс, 1 ставка);
3) Кафедра музыкально-информационных технологий: доцент (электронная компьютерная музыка,
музыкальная информатика, компьютерный набор нот, 1 ставка);
4) Кафедра теории музыки: преподаватель (анализ музыкальных произведений, 0,25 ставки);
5) Кафедра медных духовых и ударных инструментов: профессор (ударные инструменты, 0,5
ставки).
Срок подачи заявлений от соискателей – 1 месяц со дня публикации.
Контактный телефон/факс – (831) 419 40 15.
РЕКТОРАТ
79
Стр.79
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ISSN 2220–1769
Редакционный совет:
Э. Б. Фертельмейстер (председатель, главный редактор журнала, ректор Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки, профессор кафедры хорового дирижирования)
Т. Б. Сиднева (заместитель председателя, проректор по научной работе, зав. кафедрой философии и эстетики,
кандидат философских наук, профессор)
Т. Н. Левая (зав. кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения, профессор)
В. Н. Сыров (зав. кафедрой теории музыки, доктор искусствоведения, профессор)
Б. С. Гецелев (зав. кафедрой композиции и инструментовки, профессор)
Р. А. Ульянова (проректор по учебной работе, зав. кафедрой фортепиано, кандидат искусствоведения, профессор)
А.
А. Евдокимова (кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки)
Т. Я. Железнова (декан факультета дополнительного образования и повышения квалификации, кандидат педагогических
наук, профессор кафедры музыкальной педагогики и исполнительства)
Т. Г. Бухарова (кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков)
Л. А. Зелексон (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры)
Е. В. Приданова (зав. аспирантурой, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки)
Т. Б. Суханова (зав. издательским отделом, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры музыкальной
педагогики и исполнительства)
О. М. Зароднюк (отв. секретарь, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых
в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Компьютерная верстка М. С. Тихонов
Корректор Л. А. Зелексон
Дизайн обложки Е. Н. Соловьев
Ответственная за выпуск Т. Б. Суханова
Журнал зарегистрирован Министерством печати и массовой информации РФ
Рег. № ФС77-41738 от 20.08.2010
Распространяется во всех регионах России
Подписка по каталогам «Пресса России» (индекс 82885)
Издание включено в систему Российского индекса научного цитирования
(договор № 74-11/2010Р от 24.11.2010)
Адрес издателя и редакции:
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М. И. Глинки»
Тел./факс (831) 419-40-56
Подписано в печать 28.04.2013. Формат 60 84/8.
Усл. печ. л. 9,3. Тираж 100 экз. Заказ № 10.
Отпечатано: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М. И. Глинки».
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40.
© Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2013
80
№ 2 (28) 2013
Стр.80