Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова
← назад

Свободный доступ

Ограниченный доступ
Автор: Жгилева Лариса Александровна
В обзоре на примере современного французского дискурса рассматриваются тенденции в изучении феномена утопии. Проанализированы темы научных исследований, выделены основные концептуальные тренды. Предметом рассмотрения являются
монографии, диссертации и статьи из научных журналов. Критериями отбора выступают наличие актуальности, новизны, использование современной методологии, практическая значимость работ. Хронологический охват работ — 2020–2023 годы, включившие
в себя период пандемии COVID-19, а также серьезные изменения в мировой политической обстановке. Автором обзора сделан вывод, что термин «утопия» во французском
утопическом дискурсе не избежал судьбы множественной смысловой трактовки. Наиболее ярко утопия представлена в качестве просветительских и политических проектов,
дающих возможность реализовать мечту о более лучшем и совершенном мире. Исследовательские компании заинтересованы в изучении утопических умонастроений французского общества. Результаты исследований востребованы интеллектуалами, представителями политических движений, а также применяются при долгосрочных прогнозах
общественного развития. Отмечается важность восстановления гуманистического духа
утопической мысли, позволяющего продолжать практику реализации утопических проектов, а не ограничивать ее во имя стремления к реализму. В социально-культурном
контексте обсуждаются темы, связанные с утопиями и нормативными идеалами, религиозным влиянием, либеральными педагогическими технологиями, сохранением и преумножением культурной памяти, решением экологических и урбанистических проблем.
При осмыслении социокультурной роли утопии в области литературы и киноискусства,
вектор интереса сосредоточен на антиутопиях. Функцией произведений данного жанра
определяется предостережение и подготовка социума к возможным вариантам развития событий. Автору обзора видится перспективным обращение к утопиям не как к отстраненным от реальности нарративам или фантастическим проектам. Утопия может
рассматриваться как полноценный социально-политический проект.
Автор: Жгилева Лариса Александровна
В работе на примере деятельности Экспериментального
университетского центра Венсена (Париж VIII) рассматривается пример
реализации образовательного и политического утопического проекта.
Утопию автор интерпретирует в духе французского дискурса – как просветительский и политический проект, предоставляющий возможность реализовать мечту о лучшем и совершенном обществе, как движение к мечте.
В данном ракурсе утопическое мышление понимается и используется как
рациональное исследование социальных преобразований. Образовательный дискурс может быть инновационным, когда он пронизан критическим
намерением, а также стремлением к совершенствованию существующих
образовательных практик.
Университет Венсена (1969-1980 гг.) стал результатом утопического видения, в котором реализовалась идея создания другого общества посредством создания новой среды высшего образования. Его деятельность пронизана идеей изменения как самого знания, так и изменения отношения к
нему. Молодые и политически активные преподаватели, многочисленные
и нестандартные проекты, новые, нехарактерные ранее для классического
университета дисциплины, ранжированная система оценки знаний, неоднородный состав обучающихся, изменение иерархии отношений между
преподавателями и студентами, совместное участие в управлении, определяли статус этого «левого» учреждения
Научный труд представляет результаты междисциплинарных комплексных исследований эволюции социальных процессов в Арктике. В фокусе исследователей находятся социальная динамика и стратегии адаптационного поведения населения Арктического региона (в его географическом, международном значении и статусе АЗРФ). Рассмотрены особенности функционирования социума в локальной северной среде, его реакции на внутренние и внешние изменения. Дан сравнительный анализ решения проблем развития северных территорий, механизмов и инструментов сохранения и развития человеческого капитала в российском и международном арктическом пространстве, в т. ч. через сетевое сотрудничество.
Предпросмотр: Genius Loci Арктики знания, смыслы и практики коллективная монография.pdf (0,8 Мб)
Общение философов не ограничено пределами профессионального философского сообщества. Философские коммуникации включают преподавание философии студентам различных специальностей, консультирование и медиацию, методологический анализ проблем науки и общественную, публичную философскую деятельность. Вдумчивое и ответственное освоение философских дисциплин формирует компетенции, которые помогут самореализации в самых разных видах деятельности. Выпускники философских факультетов и профессиональные философы находят эффективную занятость в образовании и науке, бизнесе, политической жизни и законодательстве, органах государственной власти и управления, средствах массовой информации, конфессиональных структурах. Философ полезен тем, что обладает широким кругозором, критическим и рефлексивным мышлением, методологической культурой, навыками системного анализа, умением видеть перспективу и разрабатывать стратегию, разрешать мировоззренческие сложности и соединять противоположности. В научном сообществе философские коммуникации могут быть междисциплинарными, и философы обеспечивают становление новых направлений исследования и обучения, так как содействуют абстрактному мышлению, выстраиванию систем категорий и терминологического аппарата, формированию интеллектуальных альтернатив. В современную эпоху массовая потребность в философских техниках мышления определяется переизбытком информации, трудностями адаптации к использованию новейших технологий, мировоззренческим кризисом, неопределенностью путей общественного развития, распространенностью экзистенциальных проблем, а также извечной потребностью в мудрости при принятии решений, особенно необходимой в современном обществе риска.
Автор: Жгилева Лариса Александровна
В фокусе внимания автора находится дискурсивное пространство «ученые — бюрократия», которое охватывает социальную среду, где функционируют диссертационные советы, тексты нормативных документов и дискурсивные практики
организации деятельности диссоветов. Опираясь на теорию М. Фуко о распространении властных полномочий в обществе посредством дискурсивных практик, автор приходит к выводу, что в сохраняющейся ситуации жесткой гегемонии
власти над знанием, интеллектуалы имеют крайне ограниченный выбор реализации собственных возможностей. В университетском сообществе распространены
симуляционные практики научной деятельности. Диссертационные советы испытывают недостаток молодых и активных ученых. Одно из решений выхода из
«состояния симуляции» видится в возможности деконструирования имеющегося
дискурса «изнутри», путем создания российскими интеллектуалами альтернативного активного дискурса.
Автор: Жгилева Лариса Александровна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Статья посвящена 20-летнему юбилею журнала «Вестник Северного (Арктического) федерального университета», раскрывает основные вехи его развития, знакомит с учеными и специалистами Поморского государственного университета – Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова,
причастными к созданию, развитию и продвижению в научном мире издания, а также рассказывает об успехах и раскрывает потенциал трех журналов, выросших из первоначального «Вестника»: Arctic Environmental
Research, «Журнал медико-биологических исследований», «Вестник САФУ. Серия ʻʻГуманитарные и социальные наукиʼʼ».
Автор: Жгилева Лариса Александровна
Представлены основные практики продвижения вузовских научных рецензируемых журналов в международное научное пространство. Они содействуют повышению интереса к публикациям и активности их цитирований. Отмечены особенности российского сегмента научных журналов. Освещены формы продвижения научных журналов, которые применяются в редакциях научных журналов Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова.
Автор: Жгилева Лариса Александровна
В статье излагаются результаты анализа деятельности 85 научных журналов из базы данных Russian
Science Citation Index (RSCI), индексируемых в системе на 1 августа 2020 года. Информационной
базой являются анкеты и наукометрические показатели научных журналов на платформе
eLIBRARY.RU; персональные сайты изданий; заявления Российской академии наук (РАН) о работе
по формированию RSCI и экспертной оценке журналов; опыт деятельности редакций пяти научных
рецензируемых журналов, учредителем которых является Северный (Арктический) федеральный
университет им. М. В. Ломоносова. Проанализированы возможности и проблемы, с которыми могут
столкнуться в редакции научных журналов в процессе интеграции изданий в международное научное пространство.
Автор: Жгилева Лариса Александровна
В условиях цифровизации образования одним из
методов организации и осуществления познавательной деятель
ности в вузе является использование информационных техноло
гий. Благодаря своим гносеологическим возможностям информа
ционные технологии уже давно и эффективно применяются в ес
тествознании, чего не скажешь о гуманитарной сфере, компью
теризация которой началась в начале XXI века. В связи с этим
становится актуальным рассмотрение фундаментальных про
блем, возникающих в связи с использованием цифровых методов в
гуманитарном познании. В статье представлены результаты
исследования теоретических подходов и практических разрабо
ток в области цифровой гуманитаристики.
Выделено два направления использования информационных технологий в гуманитар
ных науках и образовании. Первое связано с цифровизацией всего культурного наследия,
второе – с методами интеллектуальной обработки оцифрованных текстов гуманитар
ной направленности и генерирования на их основе нового знания в соответствии с целя
ми и задачами исследователя. Сделан вывод о том, что информационные технологии
гуманитарной направленности представляют собой удобный инструмент для сохране
ния богатого текстового материала, однако они все еще недостаточно эффективны
для решения задач исследователягуманитария, что связано с особой природой гумани
тарного знания и познания. Результаты исследования вносят определённый вклад в ре
шение вопросов современной философии образования.
Автор: Жгилева Лариса Александровна
В статье рассматривается новое представление о знании, которое возникает
как результат активного взаимодействия представителей научного сообщества и бизнес-корпораций. Авторы проводят анализ возможного варианта
взаимодействия бизнеса и научного сообщества в рамках обновленной информационной среды – викиномики, описанной Доном Тапскоттом и Энтони Д. Уильямсом. Высказывается предположение, что мировое научное
и интеллектуальное пространство способно объединиться и развиваться
в виде новой формы – виртуальной Александрийской библиотеки. Авторы
рассматривают систему Александрийского Мусейона, состоящего из музея,
библиотеки и храма наук, которая способствовала сотрудничеству ведущих
ученых, их воспитанников и прогрессу научного знания. Феномен античного мусейона характеризуется как космос. Средневековый энциклопедизм,
формировавший иную, новую картину мира, представлен примером творчества Исидора Севильского – святого покровителя компьютеров, компьютерщиков и пользователей Интернета. В статье показано, что опыт Александрийской библиотеки идет дальше, чем современная архивация знания,
и касается процессов создания и развития знания в целях прогрессивного развития науки и технологий. Эра коллаборативной науки ускоряет темпы развития науки и образования, осуществляется поиск новых решений
нестандартных проблем. Закрытые иерархические подходы к производству
и использованию знаний уходят в прошлое. Расширяется и усложняется
практика научного сотрудничества, основанного на открытости, пиринге
и обмене информацией. Авторы приходят к выводу, что сегодня происходит
формирование нового единого космоса знания. Способность к самоорганизации усиливает человеческие возможности находить, доставлять, сортировать, оценивать, отбирать знания, увеличивать и развивать их. Ученый должен гармонично включиться в этот процесс и стать конкурентоспособным,
иначе он потеряет себя в цифровом и научном мире. Площадкой коллаборации может стать сеть университетов и академических структур. В кризисных ситуациях такая сеть способна обеспечить непрерывную трансляцию
знания.
Автор: Жгилева Лариса Александровна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
На протяжении всех периодов развития история человечества тесно переплеталась с морем. Для человека всегда была характерна тяга к познанию неведомого. Взаимоотношения людей с
водной стихией активно рассматривались представителями естественных, точных и технических
наук. Гуманитарная мысль также может внести вклад в процесс изучения океанов. Авторами статьи
предлагается обоснование формирования методологии подлёдных океанов. Под методологией понимается учение о мышлении и деятельности. Современная методология способна выстраивать способы мышления, которые решают новые задачи и проблемы. Сильной и перспективной стороной
методологического мышления является его открытость для критики. Изучение техник освоения «второго космоса», начиная с первых шагов и до современной попытки создания подводного аналога
международной космической станции, приводит авторов к выводу о возможной эквивалентности
космических и арктических технологий. Исследование ледовых космических миров Плутона, Юпитера и Сатурна может предварять изучение арктических пространств. Арктика способна стать полигоном для будущих космических миссий. Стерильность космических технологий способна, в свою очередь, дать развитие зелёной экономике Арктики.
Автор: Жгилева Лариса Александровна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В статье на примере российского дискурса показаны современные тенденции в изучении
утопий. Анализируется тематика научных исследований, выделяются основные концептуальные тренды.
Предметом рассмотрения являются монографии, диссертации и статьи, опубликованные в научных рецензируемых журналах. Критериями отбора выступают актуальность, новизна, современность методологии, а также практическая значимость работ. Анализ проводится с применением общенаучных методов
исследования. Хронологический охват отбора – 2020–2023 годы, включившие в себя период пандемии
COVID-19, а также серьезные изменения в мировой политической обстановке. Автор выдвигает гипотезу,
что пандемия и внешнеполитические события 2022–2023 годов должны были актуализировать изучение
утопий и антиутопий. В работе сделан вывод о том, что интерес к указанной теме не иссякает, ведутся глубокие историко-философские исследования данного феномена. В российском дискурсе утопию чаще рассматривают в качестве «места, которого нет». Если утопию интерпретируют как «благословенную землю»,
то она выступает только как идеал или постоянно ускользающая линия горизонта. В случаях, когда речь
идет о возможности реализации утопии, отмечается, что она перестает быть утопией и претерпевает ряд
кардинальных изменений, превращаясь в свой антипод. Возможность серьезных социальных изменений,
о которых мечтают авторы утопий, исследователями категорически не отрицается, но делается оговорка,
что люди должны быть подготовлены к новому социальному порядку, отличному от существующих моделей общества. Наиболее удачной формой утопического произведения по-прежнему считается нарратив.
С применением современных технологий утопия визуализируется преимущественно в фильмах-катастрофах или компьютерных играх, т. е. вновь выступает в своей противоположности. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблемам утопии, российский дискурс остается более
консервативным по отношению к общемировым тенденциям понимания и изучения данного феномена.
Автор: Крайнева Олеся Владимировна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Приведены основные сведения о системе газораспределения. Описано устройство газораспределительных станций и сетей. Изложены основные работы в период эксплуатации распределительных газопроводов. Рассмотрены вопросы обеспечения промышленной безопасности и воздействия сетей газораспределения на природную среду. Представ-лен пример расчета газораспределительной сети низкого давления.
Предпросмотр: Эксплуатация газораспределительных сетей учебное пособие.pdf (4,1 Мб)
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Сборник содержит материалы III Всероссийского междисциплинарного молодежного Конгресса «Проблемы интерпретации исторических источников», проходившего в Северном (Арктическом) федеральном университете 25-27 мая 2022 г.
Предпросмотр: Ars Historica сб. науч. ст. - Вып. 14.pdf (0,5 Мб)
Автор: Воробьёва Елена Ивановна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Учебное пособие включает материалы и задания, направленные на развитие
у будущих педагогов понимания процессов педагогического дизайна, а также
формирование базовых компетенций в области педагогического
проектирования в сфере иноязычного образования. Пособие позволяет овладеть
технологиями проектирования языковых учебных курсов, а также построения
индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по иностранному
языку.
Предпросмотр: Проектирование образовательных курсов и программ по иностранному языку учеб. пособие.pdf (3,0 Мб)
Автор: Воронин Александр Михайлович
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В учебном пособии подробно рассмотрена классификация общесудовых систем и устройств, выполняемые ими функции, изложены основы проектирования общесудовых систем, дан обзор нормативных документов, требования которых нужно учитывать при проектировании.
Приведена методика проектирования судовых систем кондиционирования воздуха и дан алгоритм их тепловлажностного расчёта.
Предпросмотр: Общесудовые системы и устройства учебное пособие.pdf (2,6 Мб)
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Сборник содержит материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам сохранения культурного наследия Северо-Арктического региона, в частности, вопросам жизни человека в Арктике, политики
и управления арктическими регионами, арктического туризма и медиаимиджа Арктики, арктического дискурса, подготовки специалистов для Арктики.
Издание адресуется специалистам гуманитарных научных направлений, а также
всем, кто интересуется проблемами комплексного освоения Российской Арктики.
Advancing Humanities in the Arctic Region: The Cultural Heritage of the
Peoples in the Arctic: paper collection of the scientific conference (Arkhangelsk, April
28–29th 2022) / ed. by Larisa Yu. Shchipitsina. Arkhangelsk: NArFU, 2022. 440 p.
The paper collection contains materials of the Scientific Conference aimed at considering
conservation and transfer of cultural heritage in the Northern Arctic region, in particular,
issues of the life quality of people living in the Arctic, policy and management of
Arctic regions, Arctic tourism, language and cultural diversity in the Arctic, as well as
specialists‘ training for the Arctic territories.
The publication is addressed to specialists in human studies, as well as to all who are
interested in the problems of the integrated development of the Russian Arctic.
Предпросмотр: Развитие Северо-Арктического региона вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики [Электронный ресурс] материалы Всероссийской научно-практической конференции (Архангельск, 28–29 апреля 2022 г.).pdf (4,7 Мб)
Автор: Чертова Надежда Андреевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В тезисной форме представлены общие закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права, их сущность, социальное назначение, роль и место в политической системе общества.
Приведены основные темы по дисциплине «Теория государства и
права», вопросы для собеседования, тестовые задания, методические рекомендации для преподавателей и обучающихся, примерные темы курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, терминологический словарь.
Предпросмотр: Теория государства и права [Электронный ресурс] учебное посо- бие для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (бакалавриат).pdf (3,0 Мб)
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Сборник содержит студенческие научные статьи по материалам работы секции «Профессия переводчика: вызовы и перспективы»
Х Межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных
«ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЛИТЕРАТУРА», проводимой в рамках Ломоносовских чтений молодых учёных Архангельской области 16-24 апреля 2021
года.
Предпросмотр: Профессия переводчика вызовы и перспективы сб. науч. статей.pdf (0,9 Мб)
Автор: Жемчугова Светлана Алексеевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Учебное пособие знакомит студентов с историей и культурой США
посредством кинематографа как средства отражения национальной и мировой
культуры. Текстовой материал и система заданий пособия способствуют
формированию у студентов представления о кинематографе как виде искусства,
готовят их к вдумчивому и критичному восприятию предметного содержания
художественных фильмов и использованию их как для совершенствования
иноязычной коммуникативной компетенции, так и в качестве источника
информации для будущей профессиональной деятельности.
Учебное пособие предусматривает уровень владения студентами
иностранным языком не ниже В1 и предназначено для аудиторной и
самостоятельной работы студентов направлений подготовки «Зарубежное
регионоведение» и «Международные отношения». Материалы учебного пособия
также могут применяться при реализации дисциплин по выбору для таких
направлений подготовки, как «История», «Журналистика» и ряд других.
Предпросмотр: U.S. History and Culture through Feature Films = Американская история и культура на основе художественных фильмов учебное пособие.pdf (2,3 Мб)
Автор: Марьянчик Виктория Анатольевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Представлен языковой материал для обучения всем видам речевой деятельности
и формирования социокультурной компетенции иностранных студентов всех
направлений подготовки, осваивающих II сертификационный уровень владения
РКИ. Учебное пособие состоит из 10 тем, актуальных в повседневной жизни
студента. Каждая тема включает в себя несколько разделов, в том числе работу с
инфографикой, аудирование аутентичных текстов художественного и публицистического стилей.
Предпросмотр: Русский язык как иностранный в сюжетах учебное пособие.pdf (3,2 Мб)
Автор: Шабунина Наталья Владимировна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Рассмотрены теоретические основы по методике и технике учебного физического эксперимента, приборы и оборудование, используемое при проведении лабораторных работ. Направлено на обучение студентов умениям демонстрировать
опыты и проводить школьные лабораторные работы.
Предпросмотр: Методика обучения физике. Ч. 1 учебное пособие.pdf (1,8 Мб)
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Рассмотрены современные автоматизированные электрические приводы постоянного и переменного тока различных производственных механизмов и технологических комплексов. Пособие соответствует требованиям ФГОС ВО по следующим направлениям подготовки бакалавров: 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника», профиль «Энергообеспечение предприятий»; 13.03.02 «Электроэнерге-
тика и электротехника», профиль «Электроснабжение», «Менеджмент в электр
энергетике и электротехнике»; 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» профиль «Инжиниринг технологического оборудования»; 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств», профиль «Автоматизация
технологических процессов и производств».
Предпросмотр: Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов учебное по- собие.pdf (1,1 Мб)
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Представлены материалы III международной конференции
«Биомониторинг в Арктике», которая проходила 11–12 октября 2022 года на базе ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова» в г. Архангельске.
Ответственность за аутентичность и точность цитат, названий и иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых статей. Материалы публикуются в авторской редакции.
Предпросмотр: Биомониторинг в Арктике сборник материалов III международной конференции (11–12 октября 2022 года).pdf (2,6 Мб)
Автор: Невзоров Александр Леонидович
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Представлены результаты исследования кинетики сорбционно-десорбционных
процессов и миграции веществ-поллютантов, переносимых грунтовыми водами, в
торфе и глинистых грунтах в условиях холодного климата, особенности численного
моделирования распространения веществ-поллютантов в торфе, а также даны рекомендации по устройству новых и изоляции существующих накопителей отходов
для территорий с малой плотностью населения.
Предпросмотр: Последствия складирования ТБО малых населенных пунктов на заболоченной территории монография.pdf (4,8 Мб)
Автор: Фролова Мария Аркадьевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Приведены основные термины, определения и положения нормативных документов в сфере сохранения объектов культурного наследия. Рассмотрены международные принципы охраны всемирного культурного и природного наследия, основные подходы по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. Отдельный раздел пособия посвящен одному из современных способов
изучения и сохранения объектов – виртуальной реконструкции. В пособии приведены задания для практических работ, информационные и справочные материалы, а также перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО на территории
Российской Федерации.
Предпросмотр: Основы охраны объектов культурного наследия учебное пос.pdf (0,6 Мб)
Автор: Жемчугова Светлана Алексеевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Пособие нацелено на развитие у студентов иноязычной коммуникативной
компетенции в сфере преподавания иностранного языка как предстоящей
профессиональной деятельности. Текстовой материал и система заданий пособия
способствуют формированию у студентов знаний в области теории и методики
преподавания иностранного языка, умений работы с аутентичными зарубежными
источниками и учебно-методическими комплексами ведущих мировых издательств, а
также готовности к осуществлению профессиональной коммуникации с
зарубежными коллегами. Учебное пособие предусматривает уровень владения
студентами иностранным языком не ниже В1.
В авторской редации
Предпросмотр: English for Future Teachers Language Learning and Language Teaching = Английский для будущих учителей изучение и преподавание языка учебное пособие.pdf (0,7 Мб)
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Переход от традиционной модели экономического роста к зеленой экономике – общемировой тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всего земного шара в целом. В ряде государств мира уже созданы достаточно эффективные институты, механизмы, критерии (ESG) – государственные, административные, экономические – для поддержки экологических инновационных высокотехнологичных отраслей. В монографии раскрываются возможности и перспективы развития зеленой экономики в России, роль экологических инноваций, «зеленых» технологий в стратегическом управлении, дан секторальный анализ «зеленых»
направлений, предложен практический опыт внедрения элементов зеленой экономики.
Показано, что социально-экономическая и «зеленая» политики должны быть связаны с
национальными целями, федеральными и национальными проектами; приведены приоритетные меры стимулирования эффективных механизмов внедрения «зеленых» технологий. Раскрываются основные принципы государственной эколого-инновационной политики. Отдельная глава посвящена управленческим решениям в сфере организации зеленых государственных закупок, их развитию.
Рекомендуется ученым, специалистам, экономистам, политикам, всем интересующимся зеленой экономикой, устойчивым развитием, зелеными технологиями и экологическими инновациями. Результаты исследования могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, преподавателями российских и
зарубежных вузов, а также отдельными экспертами, учеными и научными организациями при проведении исследований в данной предметной области.
Предпросмотр: Зеленая экономика управление развитием. Стратегия и тактика монография.pdf (4,2 Мб)
Автор: Данилов Виктор Евгеньевич
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Изложены общие сведения о композитах, принципы создания, виды и методы
идентификации. Содержатся данные об особенностях структуры и свойствах
строительных композитов: дисперсно- и газонаполненных, армированных волокнами. Приведен порядок статистической обработки результатов. Для закрепления
материала предложен перечень задач для самостоятельного решения.
Предпросмотр: Строительные композиты учеб. пособие .pdf (1,8 Мб)
Автор: Мерзленко Михаил Дмитриевич
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В предлагаемой читателям монографии авторы старались охватить как
можно шире результаты лесоводственного эффекта лесных культур лиственницы на территории европейской части России. В книге на основании
обширных личных исследований авторов и обзора имеющейся литературы
показана практическая значимость создания и выращивания искусственных
насаждений лиственницы. Это особенно важно, ибо, являясь ценной хвойной породой, её насаждения имеют высокие водоохранные, рекреационные
и защитные свойства, которые определяются быстрым ростом, ажурностью крон, ежегодным опадом хвои и мощной корневой системой. Фактически в книге проанализирован почти трёхсотлетний опыт выращивания
рукотворных лесов из лиственницы; содержатся выводы как научного, так
и практического характера.
Предпросмотр: Лесные культуры лиственницы на европейской территории России монография.pdf (2,3 Мб)
Автор: Андронова Марина Михайловна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В монографии приведены результаты исследований, служащие обоснованием ступенчатой (поэтапной) первичной интродукции хозяйственноценных видов
дендрофлоры. Дана оценка природных факторов в районе исследований, определена их роль в обогащении биоразнообразия. Проведен анализ научнопроизводственного опыта создания зеленых насаждений как центров "пассивной"
ступенчатой интродукции в северных городах. Приведено научное обоснование
методологических подходов к проведению комплексной оценки адаптации интродуцентов в антропогенной среде. Исследованы закономерности развития и индикаторной роли интродуцентов. Оценена репродуктивная способность основных
интродуцентов в антропогенной среде. Определен характер устойчивости и степени адаптации интродуцированных и экстразональных видов как наиболее чувствительных биоиндикаторов оценки качества городской среды. Даны практические
рекомендации по повышению биоразнообразия зеленых насаждений как основы
повышения уровня комфортности окружающей среды северных городов.
Предпросмотр: Ступенчатая интродукция древесных растений на севере Русской равнины монография.pdf (0,9 Мб)
Автор: Кудряшова Елена Владимировна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В начале нашего столетия интерес к проблеме лидеров и лидерства заметно вырос как со стороны исследователей, так и со стороны общества. Появляется большое количество публикаций на эту тему – от статьи в Интернете до
монографии, от переводных работ современных классиков до учебников и
учебных курсов. В этой связи возникает необходимость в системном анализе
взглядов современных теоретиков на данную проблему.
Монография является, по сути, вторым дополненным изданием нашей
книги «Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли» 1996 г., переработанным с учетом
последующих работ российских и зарубежных ученых рубежа веков.
Автор дает анализ основных теорий и школ, созданных ведущими исследователями – от М. Вебера до К. Хождкинсона и др. Феномен лидерства
изучается в различных его аспектах: психологическом, социологическом,
политическом, но особенно – философском.
Книга адресована в первую очередь преподавателям и студентам.
Однако актуальность темы, богатый фактический материал, доступность
изложения делают данное издание полезным для всех, кто занимает или
готовится занять руководящие должности в различных сферах управления –
то есть для сегодняшних и завтрашних лидеров.
Предпросмотр: Лидер и лидерство введение в философию лидерства монография.pdf (3,4 Мб)
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В исследовании предлагается научный анализ последствий воздействия
пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на функционирование
системы высшего образования в мире и Российской Федерации, перспектив
ее трансформации и развития в «постковидный» период. Рассматриваются
действия федеральных органов власти Российской Федерации по организации
работы образовательных организаций высшего образования в период пандемии. Обобщается опыт работы федеральных университетов по преодолению
последствий пандемии в сфере образования, науки, международных отношений, социальной и воспитательной работы
Предпросмотр: Российское высшее образование в период пандемии опыт федеральных университетов.pdf (48,4 Мб)
Автор: Савинский Александр Васильевич
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Рассматриваются доктринальные и правоприменительные аспекты
преступлений террористического характера, проблемы их социальной
обусловленности, законодательного закрепления и квалификации. Раскрыт генезис «террористических» преступлений, представлена развернутая характеристика их составов. Положения и выводы исследования аргументированы обширной судебно-следственной практикой. Научную
значимость представляют положения монографии, касающиеся соотношения понятий «преступления террористической направленности» и
«террористическая деятельность», реконструкции составов «террористический акт» (ст. 205 УК РФ), «публичные призывы к осуществлению
террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или
пропаганда терроризма» (ст. 2052 УК РФ), «заведомо ложное сообщение
об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ)
Предпросмотр: Проблемы социальной обусловленности, законодательного закрепления, квалификации преступлений террористической направленности монография.pdf (0,7 Мб)