А.В. Тетерин, Н.А. Чертова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ
И СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Учебное пособие
по направлению подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»
Архангельск
2021
Стр.2
УДК 342
ББК 67.400
Т 37
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
Бринчук М.М., доктор юридических наук, профессор, заслуженный
деятель науки Российской Федерации;
Сорокина Т.Ю., кандидат юридических наук, доцент, заведующая
лабораторией арктического биомониторинга Северного (Арктического)
федерального университета имени М.В. Ломоносова
Т 37
Тетерин, А.В.
Конституционно-правовые основы экологического права России и
стран Латинской Америки: учебное пособие по направлению подготовки
40.03.01 «Юриспруденция» /Тетерин А.В., Чертова Н.А.; Сев. (Арктич.)
федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: 2021. – 135 с. – Текст:
электронный.
ISBN 978-5-261-01544-4
Рассмотрены процессы формирования и изменения конституционноправовых
основ экологического права в России и странах Латинской Америки,
дискуссионные вопросы отражения в доктрине конституционного права категорий
экологического конституционализма, «зелёной демократии», «экологического
федерализма», устойчивого развития, права на благоприятную городскую
среду. Приведены возможности и опыт общественного участия в формировании
и реализации экологической политики.
Адресовано научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, студентам,
а также всем интересующимся проблемами конституционного и экологического
права в России и за рубежом.
Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
ISBN 978-5-261-01544-4
© Тетерин А.В., Чертова Н.А., 2021
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова, 2021
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................................ 4
I. Конституционализация экологического права в сравнительно-правовой
перспективе ................................................................................................................... 6
1.1. Формирование и практическое воплощение теории экологического
конституционализма..................................................................................................... 6
1.2. Конституционно-правовые основы экологического права Республики
Аргентина .................................................................................................................... 11
1.3. Конституционно-правовые основы экологического права Федеративной
Республики Бразилия ................................................................................................. 30
II. Конституционно-правовые основы экологического права Российской
Федерации ................................................................................................................... 56
2.1. Развитие экологического права Российской Федерации: этапы и
особенности ................................................................................................................. 56
2.2. Развитие экологического права в контексте конституционной реформы
2020: проблемы и перспективы ................................................................................. 59
2.3. Конституционно-правовые основы экологической безопасности ................. 71
III. Методические и практические аспекты преподавания экологического
права ............................................................................................................................. 80
3.1. Методика преподавания экологического права: существующие подходы и
практика их применения ............................................................................................ 80
3.2. Применение методов активного обучения в процессе проведения
практических занятий по дисциплине «Экологическое право Российской
Федерации» ................................................................................................................. 87
Список использованных источников ...................................................................... 123
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние окружающей среды отражает характерные
последствия следования этике потребления, нарушения экологического равновесия
во взаимодействии человека, общества, природы. Об актуальности
данной проблемы для России свидетельствуют статистические данные: в
2019 году в 18 % городов уровень загрязнения воздуха оценивался как
очень высокий и высокий (в таких условиях проживало 10,6 млн человек).
Экстремально высокие уровни загрязнения поверхностных пресных вод на
территории Российской Федерации отмечались на 141 водном объекте
(734 случая), высокие уровни загрязнения – на 346 водных объектах (2361
случая1). За последние 5 лет в несколько раз увеличилась площадь лесных
земель, пройденная пожарами, площадь нарушенных и отработанных за
год земель практически вдвое превышает площадь рекультивированных
земель2.
Всеобщий призыв к защите нашей планеты, повышению качества
жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире, отражённый
в целях в области устойчивого развития, свидетельствует о понимании международным
сообществом серьёзности глобальной экологической проблемы,
необходимости достижения баланса экологического, экономического,
социального, технологического и иных аспектов развития. Конституционное
право как ведущая, базовая отрасль призвано играть ключевую роль в
ответе на этот призыв на национальном уровне, определении правовых основ
экологической политики, регламентации демократических механизмов
участия общества в решении экологических проблем, распределении предметов
ведения между различными уровнями публичной власти, регламентации
основ экологической безопасности.
Исследование процессов формирования и изменения конституционно-правовых
основ экологического права в России и странах Латинской
Америки представляется интересным и актуальным по следующим соображениям:
1Обзор
состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2019 год. Федеральная
служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 2020: сайт: URL:
http://www.meteorf.ru/product/infomaterials/90/ (дата обращения:14.01.2021).
2Охрана окружающей среды 2020. Федеральная служба государственной статистики: сайт: URL:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/qN7Ykint/Ochrana_2020.pdf (дата обращения: 14.01.2021).
4
Стр.5
1. Требуют изучения новые тенденции взаимодействия и взаимовлияния
конституционного и экологического права, продолжается научная
дискуссия по вопросам содержания и практической реализации теории
экологического конституционализма, переосмысление в контексте экологических
проблем традиционных для конституционного права концепций
демократии, общественного участия в управлении делами государства,
необходимо оценить перспективы и возможности разрешения экологических
проблем на региональном и местном уровне;
2. «Авангардом конституционализма в сфере охраны окружающей
среды» являются страны Латинской Америки. Практически во всех государствах
региона конституционное признание права на благоприятную
окружающую среду стало стимулом развития экологического законодательства.
Выявление особенностей конституционно-правовой регламентации
основ экологического права в Аргентине и Бразилии, анализ правоприменительной
практики позволяют предложить альтернативные пути
решения экологических проблем в России;
3. Конституционная реформа 2020 года не только в определённой
мере отразила тенденцию «экологизации» конституционного права Российской
Федерации, но и поставила ряд проблемных вопросов (развитие
системы экологического образования и воспитания, обеспечение экологической
безопасности), подходы к решению которых возможно рассмотреть
в контексте имеющегося зарубежного опыта.
5
Стр.6
III. Методические и практические аспекты
преподавания экологического права
3.1. Методика преподавания экологического права:
существующие подходы и практика их применения
Формирование экологической культуры, развитие экологического
образования является одной из основных задач государственной политики
в области экологического развития. Решение этой задачи – необходимая
предпосылка эффективной реализации государственной политики в сфере
экологии в целом. Для развития экологического образования предлагаются
следующие механизмы:
- формирование у всех слоёв населения экологически ответственного
мировоззрения;
- государственная поддержка распространения через СМИ «сведений
экологической направленности», проведение тематических мероприятий;
- включение вопросов окружающей среды в образовательные стандарты;
-
направленность процесса обучения и воспитания в образовательных
учреждениях на формирование экологически ответственного поведения;
-
развитие системы подготовки и повышения квалификации в области
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
включение вопросов экологического образования в государственные
программы различного уровня188.
В нашем пособии речь идёт не об экологическом образовании в целом,
а о профессиональном обучении студентов-юристов, базирующемся
на философских принципах единства человека и окружающей его природной
среды, биоцентризма, экологической этики. В научных исследованиях
отмечается, что результатом обучения должно стать «формирование профессионально-экологических
знаний, умений, экологического сознания и
профессиональной ответственности». Категория «эколого-правовая ответ188
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период
до 2030 года: утв. Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года. Текст: электронный.
URL: http://ecopalata.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1
%8B _2030.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
80
Стр.81
ственность» включает проспективный и ретроспективный аспекты. Проспективная
ответственность как сознательное отношение лица к своему
будущему правомерному поведению может также рассматриваться как
этическое, профессионально значимое качество личности, появляющееся в
свободном выборе экологически целесообразной и безопасной деятельности
будущего специалиста в системе «человек–общество–природа»189.
Продолжающаяся модернизация высшего образования предполагает
опору профессионально ориентированного обучения на компетентностный
подход. Выбор именно компетентностного подхода обусловлен пониманием
того, что перманентные реформы высшей школы так и не смогли решить ряд
задач. В их числе подготовка квалифицированных, конкурентоспособных
кадров, готовых к решению профессиональных практических задач, сохранение
культурного и научного потенциала страны, предотвращение «утечки
мозгов» в зарубежные страны, изменение имиджа российского образования и
расширение возможностей научного сотрудничества. Компетентностный
подход рассматривался как инструмент, который позволит преодолеть неумение
высшей школы формировать профессиональные компетенции.
Не углубляясь в дискуссию о целесообразности внедрения компетентностного
подхода и обоснованности Болонского процесса, так как это является
свершившимся фактом, отметим, что методологический потенциал компетентностного
подхода не раскрыт в полной мере. Зачастую преподаватели
сталкиваются со сложностями при использовании матрицы компетенций, не
в полной мере понимают, что подразумевается под их формированием, а
«объект обучения» пришел бы в изумление, узнав, какой перечень компетенций
был сформирован в процессе изучения дисциплины. Рассмотрим содержание
термина и систему компетенций, формируемых в процессе изучения
дисциплины «Экологическое право Российской Федерации».
Сама идея использования термина «компетенция» в сфере образования
не нова, он был введен в научный оборот ещё в шестидесятых годах
XX века. В одной из первых фундаментальных работ по данной теме Р.
Уайт содержательно наполняет рассматриваемое понятие личностными составляющими
и рассматривает компетенцию как «способность организма
эффективно взаимодействовать с окружающей его средой»190. Термин
189 Бахтин Н.А. Формирование эколого-правовой ответственности у студентов в вузе: дис... канд. пед.
наук. Н. Новгород, 2008. 216 с.
190White, R. Motivation reconsidered: The concept of competence / Psychological Review. № 66. P. 297.
81
Стр.82
прочно закрепился в научном аппарате исследований в различных сферах,
в том числе экологическом праве.
Неоднократно отмечалось, что компетенция включает знание предмета,
опыт решения предметно-познавательных задач и применение знаний
в практической деятельности. В программных документах по внедрению
компетентностного подхода в образовании компетенция определялась
как «комбинация знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения
задачи в заданном контексте»191. В соотношении понятий «компетенция» –
«компетентность» последнее является более широким и отражает результат
образовательного процесса, характеризуя сформированный «личностный
ресурс», качества специалиста, его соответствие установленным требованиям.
В свою очередь компетентность специалиста становится итогом
формирования набора соответствующих компетенций.
ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция»
устанавливает требования по формированию системы общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Процесс изучения дисциплины «Экологическое право» должен основываться
на системном подходе и иметь целью формирование компетенций
на всех трёх уровнях192. Несомненно важен ценностный компонент, предполагающий
получение философских знаний, необходимых для формирования
мировоззренческой позиции и отказа от этики потребления, изменения
антропоцентричной парадигмы; содержательный компонент дисциплины
в различной степени связан с формированием на ценностной основе
общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Необходимо
уйти от фрагментарного подхода к внедрению компетентностного подхода,
когда учебный предмет соотносится в искусственно созданной «матрице
компетенций» с одной-двумя общепрофессиональными и профессиональными
компетенциями193.
191 Jones E., Voorhees R., Paulson K. Defining and Assessing Learning: Exploring Competency. NCES. Washington,
DC: 2002. Текст: электронный. URL: https://nces.ed.gov/pubs2002/2002159.pdf (дата доступа:
15.12.2018).
192Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по
направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» // Официальный интернет-портал правовой информации.
7 сентября 2020 г. № 0001202009070039.
193За рамками настоящего пособия останутся системные проблемы высшего образования в Российской
Федерации, когда в условиях критического сокращения объемов учебной нагрузки необходимо эти компетенции
сформировать.
82
Стр.83
В процессе профессионального обучения студентов-юристов следует
учитывать следующие факторы.
1. Особенности предмета экологического права предполагают обязательное
сопоставление в процессе преподавания нормативного правового
регулирования и правоприменительной практики на международном, федеральном,
региональном и местном уровнях. Нельзя не учитывать процессы
«экологизации» норм иных отраслей права и «конституционализации»
самого экологического права. Парадигма устойчивого развития охватывает
взаимосвязанные процессы экологического, экономического, политического,
социального, технического развития, следовательно, рассмотрение
и анализ проблемных эколого-правовых аспектов проводится с учетом
экстраправовых факторов;
2. Обеспечение качества обучения предполагает своевременный учёт
изменений, вносимых в нормативные правовые акты, при этом обучающиеся
могут разработать и предложить свои варианты изменений, альтернативные
модели регулирования правовых институтов (например, регламентацию
благоустройства и озеленения конкретного муниципального образования);
3.
Особые требования предъявляются к преподавателю дисциплин
эколого-правового цикла. Он должен обладать минимумом собственно
экологических знаний, ориентироваться в вопросах экологической политики,
знать социальную практику общественного экологического движения194.
Необходимо формировать «среду обучения», мотивировать обучающихся
к самостоятельному углублённому изучению отдельных проблем;
4. Особую роль играет выбор методических подходов обучения экологическому
праву и соответствующих образовательных технологий.
Именно от выбора подхода зависит успешное формирование компетенций
обучающихся, их заинтересованность в изучении предмета. Необходимость
изменения традиционных методических подходов справедливо
обосновывается в научных публикациях тем, что юридическое образование
зачастую не способствует формированию профессиональной идентичности
студента и пониманию роли юриста в представлении интересов клиента.
194Олейникова
А.Я. О факторах влияния на преподавание экологического права // Проблемы высшего
образования. 2004. № 1. С. 81.
83
Стр.84
Проанализируем методы активного обучения, которые могут быть
использованы в процессе преподавания дисциплины и предполагают вовлечение
студента в процесс принятия решений и проведения обучающих
мероприятий.
1. В рамках коммуникативного метода распространёнными являются:
- техника «мозгового штурма», предполагающего выработку ответа/вариантов
ответа на поставленный вопрос в ограниченный период времени;
-
дискуссия, которая может проводиться для обсуждения значимых
проблемных вопросов, представления позиций «за и против». Техника
«дискуссия» не предполагает иерархии, студенты могут предложить свои
идеи, мнения, рассказать об имеющемся опыте, в процессе дискуссии студент
сталкивается с различными точками зрения на проблему. Дискуссия
предполагает двустороннюю коммуникацию, поэтому студентам также
должна быть предоставлена возможность задать преподавателю вопросы.
Стоит поощрять участие студента в дискуссии, если возможно и уместно
отметить его вклад в обсуждение. Необходимо учитывать и возможные
риски: дискуссия не должна уходить от заявленной темы, должна быть хорошо
спланирована, преподаватель должен стимулировать развитие дискуссии,
но не позволить ей слишком затянуться195;
- работа в малых группах, подразумевающая коллективное решение
сформулированной самостоятельно или предложенной проблемы.
2. Проектный метод зачастую позиционируется в публикациях как
«инновационный»196, хотя теоретико-педагогические основы данного метода
были заложены Дж. Дьюи ещё в начале XX века. Обратимся к первоисточнику:
«на первом этапе учитель изучает возможности, потребности и
прошлый опыт своих учеников и на втором вносит предложение, которое в
ходе его обсуждения, внесения новых идей и организации всего в единое
целое членами группы превращается в план, а затем и в проект. Составление
плана станет совместным предприятием, а не записью под диктовку.
Предложение учителя не изложница для отливки конечного результата, а
195 Более подробно о рекомендациях по проведению дискуссии см.: Stuckey R. Best practices for legal education.
A vision and a road map. Текст: электронный. URL: https://www.cleaweb.org/ Resources/Documents/best_practices-full.pdf
(дата обращения: 05.02.2021).
196См., например: Васильева А.М. Проектное обучение как инновационная педагогическая технология //
Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2. С. 22–25; Борискова И.В. Метод проектов
как средство разработки и внедрения педагогических инноваций // Международный журнал экспериментального
образования. 2012. № 4. С. 51–53.
84
Стр.85
отправная идея, которая будет развернута в план в процессе обсуждения ее
всеми учениками, занятыми в проекте, каждый из которых вносит свою
лепту опыта. Развитие предусматривает взаимный обмен, в котором учитель
принимает предложения и не стесняется вносить их»197. В процессе
реализации проекта обучающиеся не только получают новые знания, развивают
умения и творческие способности, но и создают итоговый продукт,
который должен быть востребован целевой аудиторией. Обязательной стадией
реализации проекта является рефлексия: обучающийся анализирует
ход и результаты реализации проекта, сравнивает свой проект с существующими
аналогами (при наличии) и определяет пути дальнейшего развития
проекта, его корректировки. Обязательно необходимо учесть пожелания
целевой аудитории проекта. Проектный метод наряду с другими может
быть применен в процессе преподавания экологического права. Например,
обучающийся может вне рамок основного курса реализовывать при содействии
преподавателя проект в сфере экологического просвещения либо
проект, направленный на решение конкретной экологической проблемы на
территории муниципального образования198.
3. Игровой метод предполагает создание смоделированной ситуации,
в которой игроки стремятся в соответствии с правилами к достижению
целей и решению задач за установленный период времени. Игра позволяет
улучшить настроение студентов, создать дружественную, конкурентную
и располагающую к усвоению нового материала атмосферу. Игра
обеспечивает наглядное представление изучаемых проблем, позволяет
увидеть в режиме реального времени результаты своих действий. В процессе
преподавания дисциплины «Экологическое право» возможно проведение
ролевых, имитационных, ансамблевых, инновационных игр199.
Стоит отдельно упомянуть об игровых судебных процессах. Командам
участников предлагается вымышленное дело, в котором они представляют
одну из сторон и заранее готовят необходимые процессуальные документы.
Участие в подобном процессе позволяет получить опыт обосно197
Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С. 360.
198 Опыт преподавания дисциплины «Экологическое право Российской Федерации» в Северном (Арктическом)
федеральном университете имени М.В. Ломоносова свидетельствует, что студентам интересны
реформы, проводимые в сфере охраны окружающей среды и природопользования, решение экологических
проблем на муниципальном уровне (например, вопросы озеленения городских территорий).
199 Шубин Ю.П. Об опыте использования имитационно-обучающих программ (деловых игр) в преподавании
дисциплины «Экологическое право» // Вестн. Барнаул. юрид. ин-та МВД России. 2010. № 16.
С. 82–83.
85
Стр.86
вания собственной позиции, работы в команде, выступления в судебном
заседании. В схожем формате проводятся переговоры по проблемам экологического
права, особенностью которых является возможность, а иногда и
необходимость, приводить в обоснование своей позиции не только юридические,
но и естественнонаучные, этические аргументы.
Интересен опыт проведения игр-симуляций в течение всего семестра.
Данный тип игр предполагает максимально приближенные к реальным
условия. Каждый участник получает/выбирает роль и в течение семестра
строит свои ответы, принимает правоприменительные решения, готовит и
представляет акты в соответствии со статусными характеристиками своего
персонажа. В общих рамках обучающей игры могут проводиться публичные
слушания, игровые процессы, подготовка и обсуждение законопроектов,
дискуссии по актуальным проблемам экологического права. Стоит отметить
объективные ограничения применения метода игры-симуляции в
течение всего семестра: вполне возможно распределить роли для вовлечения
в процесс всех обучающихся, если речь идет о преподавании специального
курса200, посвященного отдельному виду природопользования, но
задачу сбалансировать роли чрезвычайно сложно разрешить, если речь
идет о преподавании комплексной дисциплины «Экологическое право».
Кроме того, преподаватель должен обеспечить необходимое сопровождение
и поддержку для того, чтобы студент достиг успеха в решении обучающих
задач.
4. Анализ кейса предполагает поиск и изучение социальных, экономических,
этических, правовых и научных проблем, связанных с описанной
реальной ситуацией201. Существуют также разновидности данного метода:
1)
в течение семестра студенты получают задание изучить проблему
(например, размещение токсичных отходов, образуемых в процессе деятельности
конкретного завода). В течение учебного семестра они участвуют
в общественном обсуждении существующих проблем, беседуют с
гражданами и специалистами;
200Подготовка и проведение подобной игры в процессе преподавания курса «Охрана водных ресурсов»
продемонстрирована в исследовании: Coplan K.S. Teaching Substantive Environmental Law and Practice
Skills Through Interest Group RolePlaying. Текст: электронный. URL: https://digitalcommons.
pace.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2048&context=lawfaculty (дата обращения: 04.02.2021).
201 Прекрасный пример применения метода case study представлен на сайте Стэнфордского университета,
см.: Case studies. Stanford law school Текст: электронный. URL: https://law.stanford.edu/environmental-andnatural-resources-law-policy-program-enrlp/case-studies/
(дата обращения: 04.02.2021).
86
Стр.87
2) можно распределить студентов на группы, которые заинтересованы
в определённом исходе представленной ситуации и после её изучения
должны представить собственную позицию. После анализа кейса может
следовать задание по составлению соответствующих письменных документов
(жалобы, ходатайства и др.). Рекомендуется применение метода
«сократического диалога», который предполагает, что преподаватель задает
студенту ряд кратких вопросов, последовательный ответ на которые
приводит к формированию умений быстро и емко формулировать ответ,
заранее внимательно анализировать кейс.
5. Метод «проблемного обучения»: преподаватель предлагает ситуацию,
с которой юридическое лицо, государственный орган или иной потенциальный
клиент может столкнуться в реальной жизни. Задача студента
может заключаться в консультировании клиента о том, что делать с определённым
видом и количеством опасных отходов, являющихся побочным
продуктом производства. Преподавателю отводится роль помощника, который
направляет студента в процессе решения проблемы. Ещё одним
примером может стать написание руководства по соблюдению требований
к охране атмосферного воздуха для мусоросжигательного завода. Применение
метода способствует практико-ориентированному, углублённому,
гибкому изучению вопроса202.
Методы анализа кейсов и проблемного обучения требуют значительной
предварительной подготовки преподавателя, поэтому затраты времени
можно отнести к числу относительных недостатков.
3.2. Применение методов активного обучения
в процессе проведения практических занятий
по дисциплине «Экологическое право
Российской Федерации»
С учетом проанализированных в пособии методов и технологий
преподавания дисциплины «Экологическое право» можно предложить
комплекс интерактивных упражнений для использования в учебном
процессе.
202Robertson H.G. Methods for Teaching Environmental Law: Some Thoughts on Providing Access to the Environmental
Law System // Columbia Journal of Environmental Law. 1998. № 23. P. 260–262.
87
Стр.88