Монография
Под общей редакцией
С.А. Липиной, Е.В. Кудряшовой
Архангельск
САФУ
2022
1
Стр.1
УДК 339.97
ББК 65.261.53
З-48
Рецензенты: В.П. Чичканов, член-кор. РАН, д-р экон. наук, проф.;
А.В. Мясков, д-р экон. наук, проф.
Авторский коллектив: С.А. Липина (введение; гл. 1, 2; гл. 3, разд. 3.1, 3.3–3.6, гл. 4, 5),
Е.В. Кудряшова (гл. 1, разд. 1.3; гл. 3, разд. 3.6), Е.В. Агапова (гл. 1, разд. 1.2, 1.3; гл. 2, 4, 5),
К.С. Зайков (гл. 1, разд. 1.3; гл. 3, разд. 3.6), А.Е. Закондырин (гл. 3, разд. 3.1–3.4),
Е.Г. Зленко (гл. 1, разд. 1.3; гл. 5, разд. 5.3), П.Ю. Ламов (гл. 1, разд. 1.1; гл. 3 разд. 3.1, 3.3,
3.4), А.В. Липина (гл. 1, разд. 1.2, 1.3; гл. 2, 4, 5), Е.А. Смягликова (гл. 3, разд. 3.7),
А.М. Фадеев (гл. 3, разд. 3.8)
Под общей редакцией д-ра экон. наук С.А. Липиной, д-ра филос. наук, профессора
Е.В. Кудряшовой
Зеленая экономика: управление развитием. Стратегия и тактика: моноЗ-48
графия
/ С.А. Липина, Е.В. Кудряшова, Е.В. Агапова [и др.]; под общ. ред. д-ра экон.
наук С.А. Липиной, д-ра филос. наук, проф. Е.В. Кудряшовой; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2022. – 264 с.
ISBN 978-5-261-01570-3
Переход от традиционной модели экономического роста к зеленой экономике – общемировой
тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных
экономик, но и всего земного шара в целом. В ряде государств мира уже созданы
достаточно эффективные институты, механизмы, критерии (ESG) – государственные,
административные, экономические – для поддержки экологических инновационных
высокотехнологичных отраслей. В монографии раскрываются возможности и перспективы
развития зеленой экономики в России, роль экологических инноваций, «зеленых»
технологий в стратегическом управлении, дан секторальный анализ «зеленых»
направлений, предложен практический опыт внедрения элементов зеленой экономики.
Показано, что социально-экономическая и «зеленая» политики должны быть связаны с
национальными целями, федеральными и национальными проектами; приведены приоритетные
меры стимулирования эффективных механизмов внедрения «зеленых» технологий.
Раскрываются основные принципы государственной эколого-инновационной политики.
Отдельная глава посвящена управленческим решениям в сфере организации зеленых
государственных закупок, их развитию.
Рекомендуется ученым, специалистам, экономистам, политикам, всем интересующимся
зеленой экономикой, устойчивым развитием, зелеными технологиями и экологическими
инновациями. Результаты исследования могут быть использованы органами законодательной
и исполнительной власти всех уровней, преподавателями российских и
зарубежных вузов, а также отдельными экспертами, учеными и научными организациями
при проведении исследований в данной предметной области.
УДК 339.97
ББК 65.261.53
ISBN 978-5-261-01570-3
© Липина С.А., Кудряшова Е.В., Агапова Е.В.
[и др.], 2022
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова, 2022
2
Стр.2
Оглавление
Введение .........................................................................................................
1. Зеленая экономика в системе государственного стратегического
развития .........................................................................................................
1.1. Мировоззрение XXI века ........................................................................
1.2. Концепция устойчивого развития: от политических лозунгов к практическим
решениям ................................................................................
1.3. Экоинновации или «зеленые» технологии как часть национальных
программ ..................................................................................................
2. Зеленая экономика: значение, приоритеты и возможности ..................
2.1 Особенности формирования приоритетных направлений ...................
2.2. Энергетический сектор (энергоэффективность, частичный переход
на ВИЭ) ....................................................................................................
2.3. Утилизация отходов ................................................................................
2.4. Зеленые технологии – смена технической парадигмы ........................
2.5. Экологически чистые продукты питания ..............................................
2.6. Зеленое строительство ............................................................................
2.7. Зеленый транспорт ..................................................................................
2.8. Чистая вода...............................................................................................
2.9. Лесной сектор ..........................................................................................
2.10. Тенденции ..............................................................................................
3. Зеленая экономика: примеры практических решений ..........................
3.1. Международная практика функционирования систем комплексного
экологического мониторинга окружающей среды ..............................
3.2. Инструмент экологизации хозяйственной деятельности – информационно-технические
справочники по наилучшим доступным технологиям
......................................................................................................
3.3. Анализ позитивной международной практики применения наилучших
доступных технологий в морских портах ..............................
5
11
11
13
16
28
28
31
34
38
45
49
53
58
60
62
62
82
91
3.4. Сравнительный анализ соответствия информационно-технических
справочников по НДТ в странах ЕС и России (перевалка угля) ........ 107
3.5. Региональные стратегии «зеленого» развития ..................................... 114
3.6. Развитие секторов зеленой экономики на примере Арктического
макрорегиона ........................................................................................... 121
3.7. Экологическая безопасность мореплавания в Арктической зоне
России: вызовы в науке и образовании................................................. 127
3.8. Развитие секторов зеленой экономики на примере деятельности
нефтегазового комплекса в Арктическом макрорегионе .................... 133
3
Стр.3
4. Зеленые государственные закупки ............................................................. 147
4.1. Применение экологических критериев в международной государственной
практике ....................................................................................... 147
4.2. Управленческие решения в сфере организации «зеленых» государственных
закупок ........................................................................................ 170
4.3. «Зеленые» государственные закупки: основные тезисы ...................... 177
5. Зеленая экономика: предложения по развитию ....................................... 179
5.1. Регулирование в сфере внедрения и стимулирования экоинноваций:
международный опыт .............................................................................. 179
5.2. Методические подходы к оценке инновационного развития .............. 191
5.3. Концепция устойчивого развития и меры стимулирования
эффективных механизмов внедрения «зеленых технологий»............. 198
5.4. Экономические механизмы управления развитием зеленой экономики
.......................................................................................................... 207
5.5. Методические подходы к оценке экологических инноваций и управлению
эффективным менеджментом экотехнологий ........................... 211
5.6. Рекомендации по поддержке экоинноваций .......................................... 214
Заключение ..................................................................................................... 226
Список использованной литературы ........................................................ 238
Список официальных материалов............................................................. 248
Информация об авторах ............................................................................... 259
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Все современные экономические процессы зарубежных экономически
развитых стран в силу сложившейся экологической ситуации сопровождаются
экологическими инновациями или «зелеными» решениями, данный прогрессивный
фактор изменений в экономике и общественных отношениях является
глобальным и носит всеобщий характер. В ряде государств мира уже созданы
достаточно эффективные институты, механизмы, критерии (ESG1) – государственные,
административные, экономические для поддержки экологических
инновационных высокотехнологичных отраслей. Экологические приоритеты
во многом определяют экономические задачи и являются базовым принципом
развития государств.
Эта монография, по сути, является третьей работой (томом), посвященной
возможностям и перспективам развития зеленой экономики в России. В первой
работе «Зеленая экономика. Глобальное развитие» [1] было уделено внимание
исследованию международных документов по вопросам развития зеленой экономики
и «зеленого роста», анализу международных документов по вопросам
устойчивого развития, развития зеленой экономики, а также методологическим
подходам международных организаций по отражению показателей «зеленого
роста» и зеленой экономики в документах стратегического и прогностического
характера. Был проведен анализ международных документов (конвенций
и протоколов к ним, деклараций, соглашений и др.) и рекомендаций
конференций, саммитов по охране окружающей среды и устойчивому развитию
в части теории и практики формирования государственных политик в области
«зеленой» экономики, мер международного регулирования антропогенного
воздействия и методологических подходов стимулирования развития «зеленой»
экономики, принимаемых международными организациями и зарубежными
государствами. Именно в этой работе был проанализирован мировой
опыт экологизации экономики, выделены этапы: 1950–1970-е годы – время зарождения
глобального экологического сознания и экологического движения,
которое пришло с осознанием опасного воздействия экономики на окружающую
среду и человека; 1980–1990-е годы – развитие концепции «более экологически
чистого производства» (концепция устойчивого развития мира, «Всемирная
хартия природы», создание Межправительственной группы экспертов
1 ESG – критерии: Environmental (окружающая среда), Social (социальная сфера).
Governance (управление).
5
Стр.5
Зеленая экономика
по проблеме изменения климата (МГЭИК), Программа более «чистого
производства», «Повестка дня на XXI век», Киотский протокол и т.д.); 2000–
2010-е годы – закрепление концепции устойчивого развития в международном
и национальном законодательстве, в бизнес-среде, общественных дискуссиях
и СМИ связано с более пристальным вниманием к социальной составляющей
«Повестки дня на XXI век». Именно в этой монографии были показаны мерыинструменты
(рис. 1) по продвижению ресурсоэффективного и низкоуглеродного
развития экономики, а также контролю за процессом перехода к «зеленой»
экономике.
Рис. 1. Меры-инструменты по продвижению ресурсоэффективного и низкоуглеродного
развития экономики
Мы показали экономические меры – экологические налоги (рис. 2) для ресурсоэффективного
и низкоуглеродного развития экономики.
Рис. 2. Экологические налоги в Европейском союзе
6
Стр.6
Введение
Доказали, что в мире уже несколько десятилетий происходит переходный
период на принципы зеленой экономики – от декларативного содержания и запретительных
мер к конкретным мерам с формированием механизмов экономической
ответственности и международных финансовых механизмов обеспечения
реализации принятых решений, особенно в части оказания помощи развивающимся
странам и странам с переходной экономикой. Методологической
и информационной основой прогнозирования динамики изменения перехода
на принципы «зеленого» развития служат количественные показатели экономики
и макроэкономические переменные, отражающие «зеленость» экономического
развития стран. Таким образом, начиная с 2008 года появляется очень
важный отличительный признак «зеленой» экономики – большая инвестиционная
привлекательность для бизнеса. Экологические требования широко используются
международными финансовыми организациями при обосновании
финансирования проектов, в том числе и транспортных, в различных государствах.
Вторая
исследовательская работа была посвящена возможностям и перспективам
развития зеленой экономики в России [2], основной целью которой
стала разработка предложений и рекомендаций по ее развитию. Именно здесь
мы проанализировали и систематизировали имеющиеся аналитические и
научно-исследовательские материалы по вопросам развития зеленой экономики
в стратегических программах министерств и ведомств федерального и
регионального уровня, в документах и рекомендациях конференций, саммитов
по охране окружающей среды и устойчивому развитию; определили области
политики по развитию зеленой экономики в России, продвижению «зеленых»
технологий; по документам стратегического планирования дали оценку степени
инновационности в энергетике, сельскохозяйственном производстве, геологической
отрасли, лесном хозяйстве, отрасли строительных материалов;
определили положительные и отрицательные тенденции в деятельности,
направленной на экологизацию социально-экономической жизни в России; показали
проблемы региональных документов по экологизации экономики (несовершенство
законодательства региональных территорий, отсутствие комплекса
экономических стимулов и директивно-административных мер и т.д.);
провели анализ секторов экономики, относящихся к отраслям зеленой экономики,
анализ и прогнозирование развития энергетического сектора (энергоэффективность,
частичный переход на ВИЭ), анализ процессов утилизации отходов
(сокращение антропогенного воздействия, прогнозирование), анализ и
прогнозирование развития в России «зеленых» технологий (БИО, нано, ИКТ),
возможностей производства экологически чистых продуктов питания (органическое
земледелие), анализ и прогнозирование возможностей развития «зеленого»
транспорта, сектора «зеленое» строительство, процессов рационального
использования водных ресурсов (чистая вода), лесного сектора. Анализ методологий
разработки показателей «зеленого роста» показал недостатки информационной
базы, а именно: расхождение традиционных экономических и
7
Стр.7
Зеленая экономика
экологически скорректированных показателей данных, а также отсутствие
ряда показателей. Решение данных проблем должно стать одной из основных
задач измерения прогресса «зеленого роста». В ходе работы выявлено, что в
России создана некоторая законодательная база для перехода на принципы зеленой
экономики по отдельным секторам экономики и направлениям деятельности:
«зеленые» технологии, «зеленая» энергетика, «зеленый» транспорт,
«зеленое» строительство, экосистемные услуги. Вместе с тем «зеленые» объекты,
построенные или строящиеся в России на сегодняшний день, сориентированы
на очень узкий сегмент потребителей, а практические шаги в области
внедрения «зеленых» технологий носят, как правило, декларативный характер.
В настоящее время наиболее развитыми секторами «зеленых» технологий в
России являются развитие альтернативной энергетики (использование возобновляемых
источников энергии), а также внедрение некоторых принципов «зеленого»
строительства. Развитию альтернативной энергетики мешает непроработанность
технической и правовой базы, а также недостаточное производство
оборудования. По имеющимся оценкам, в целом для России актуально развитие
возобновляемой энергетики, однако нет необходимости наращивать долю
возобновляемой генерации в энергобалансе до европейских уровней. В исследовании
доказывается, что для перехода РФ к зеленой экономике необходимо
внедрение широкого спектра инструментов, таких как:
– ценообразование, соответствующее принципам устойчивого развития,
включая отказ от неэффективных субсидий, финансовую оценку природных
ресурсов и введение налогов на загрязнение окружающей среды;
– политика государственных закупок, поощряющая производство «экологичной»
продукции и использование соответствующих «экологичных» методов
производства;
– реформирование систем «экологического» налогообложения, предполагающего
смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение;
–
рост государственных инвестиций в «экологичную» инфраструктуру
(включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство
энергоэффективных зданий) и природный капитал для восстановления,
поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала;
– целевая государственная поддержка исследований и разработок, связанных
с созданием экологически чистых технологий;
– социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями
в социальной области и существующими или предлагаемыми экономическими
стратегиями.
Приступая к следующему глубокому исследованию по теме развития «зеленой»
экономики и внедрения «зеленых» технологий мы понимали, что современная
тенденция устойчивого развития в свете происходящих в мире социально-экономических
изменений требует активного анализа особенностей
инновационных процессов в различных странах, отраслях и сферах. Особую
8
Стр.8
Введение
важность приобретает анализ системы управления инновационной экономикой
и системы развития основных активов инновационной экономики при переходе
экономик ведущих стран к новому технологическому укладу, когда понятие
«инновации» в контексте зеленой экономики «углубляется» терминами
«зеленые» технологии или экоинновации2.
Данная проблема в настоящее время еще более усугубляется и проводимой
политикой государства, которая нацеливает экономику России в направлении
принятия новой системы хозяйствования, основанной на экологизации
и всестороннем развитии. В результате характерные особенности инновационных
процессов приводят к возникновению особых пространственных форм организации,
характеризующихся сочетанием в территориальной структуре регионов,
специализирующихся на разных стадиях инновационного цикла, становлением
инновационных кластеров, формированием инновационных сетей
как горизонтальных механизмов организации инновационной деятельности.
В то же время экономические структуры, стремящиеся к поддержанию своей
конкурентоспособности и выполнению определенных функций, вынуждают
изыскивать стратегические решения, которые опирались бы на практический
опыт. Анализ планов по инновационному развитию бизнес-структур позволяет
региональным органам власти лучше понять мотивацию компаний в процессах
инвестирования в научно-исследовательскую и инновационную деятельность,
детерминант и барьеры инновационных процессов, а также влияние этих процессов
на социально-экономическое развитие территории.
По данным Европейской комиссии3, около 90 % научно-исследовательских
разработок финансируются за счет бизнес-структур, 66 % патентов всех
семейств принадлежит 2000 крупнейшим компаниям мира, инвестирующим в
НИОКР. Данным компаниям принадлежит большая часть патентов всех патентных
семей в электротехнике (76 %), машиностроении (62 %), производстве
инструментов (65 %) и химической промышленности (56 %), а также 35 % всех
патентов в других технологических областях. Таким образом, инновационные
стратегии крупных компаний становятся ориентиром в разработке инновационных
программ отдельных территорий. И как результат инновационного развития,
происходит рост общей конкурентоспособности региона вследствие
2 Экоинновации – это продукты, процессы, методы маркетинга, организации и институты.
Экоинновация, относящаяся к продуктам и процессам, делает упор на развитие технологий,
в то время как экоинновация в сферах маркетинга, организаций и институтов в большей
степени опирается на изменения нетехнологического характера.
3 EBN была основана в 1984 г. по инициативе Европейской комиссии и ныне объединяет
160 «Деловых инновационных центров» (Business & Innovation Centers – B.I.C.) и 70 ассоциированных
членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки,
инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные
системы (Euro Info Centres – EIC), центры трансферта технологий (Innovation
Relay Centres – IRC) и др. организации.
9
Стр.9
Зеленая экономика
развития передовых технологий, рост уровня социально-экономического развития
территории в результате реализации локальной интеллектуальной, технологической
ренты, прирост интеллектуальных активов, других нематериальных
элементов богатства территории, укрепление социальной базы путем увеличения
доступности инноваций для населения непосредственно в ареале его
проживания. Следует отметить, что эти явления целенаправлены и связаны
между собой, так как преследуют в большей или меньшей мере единые цели,
в основе которых лежат тенденции, направленные на устойчивое развитие, где
экологизация и концепция устойчивого развития однозначно связаны. Одним
из основных факторов, способствующих активизации этих процессов, являются
инновации, ориентированные на экологию, именно на ту продукцию,
услуги, технологии, которые поддерживают устойчивое развитие и уменьшают
давление на окружающую среду, позволяют получить ощутимый социально-экономический
эффект.
Вектор тенденций глобальной инновационной динамики направлен на
ускорение развития конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, когнитивных
технологий на базе мировых центров научно-технического развития. При
этом приоритетом этих тенденций становится довольно быстрое формирование
новых рынков, которые и повлияют на облик традиционных областей
(энергетики, транспорта, промышленного производства и др.), и сформируют
современную инфраструктуру, за счет которой развитые страны смогут поддержать
свой экспорт.
Во многих европейских странах в течение последних десятилетий происходит
обширная наступательная технологическая экологизация. Образуются
исследовательские центры, формируются научно-технические программы, которые
ориентированы на поддержание инновационных экологических технологий
сравнительно нового и перспективного направления развития экономики
по улучшению экологической ситуации в мире.
10
Стр.10