ПЕРВЫЙ СЪЕЗД ОБЩЕСТВА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
3
25–26 мая 2016 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
в столице прошел Первый съезд Общества русской словесности. Его делегатами и гостями
стали школьные учителя, вузовские преподаватели, писатели, ученые, деятели культуры, политики,
представители духовенства, родительского сообщества и общественных организаций.
25 мая в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова на секционных заседаниях
были обсуждены актуальные темы: «Общество русской словесности — миссия и ответственность
перед российским обществом», «Русский язык и литература в школе», «Профессиональные
объединения русистов в жизни общества», «Роль родителей, родительских сообществ и
общественных организаций в сохранении русского языка», «Культура и искусство как проводники
и хранители русской словесности», «Фундаментальные исследования в области русского языка»,
«Дополнительное образование: проблемы, достижения. Перспективы развития», «Преподавание
русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики
в многонациональном государстве».
26 мая в Колонном зале Дома Союзов состоялось пленарное заседание, которое вели Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент Российской академии образования,
доктор филологических наук, профессор Л.А.Вербицкая. В заседании принял участие Президент
Российской Федерации В.В.Путин.
Приводим выступления на пленарном заседании в той последовательности, как они прозвучали.
On
May 25–26 in 2016 under the chairmanship of the Most Saint Patriarch of Moscow and all Russia
Kirill in Moscow the First congress of the Russian literature Society took place. School teachers, high school
teachers, writers, scientists, cultural figures, politicians, representatives of clergy, parent community and public
organizations became it's delegates and guests.
On May 25 at Lomonosov Moscow State University hot topics have been discussed at the section meetings:
«The Russian literature Society — mission and responsibility to the Russian society» , «Russian and literature
at school» , «Professional associations of specialists in Russian philology in life of society» , «A role of parents,
parent communities and public organizations in preserving Russian», «Culture and art as conductors and
keepers of the Russian literature», «Basic researches in the field of Russian», «Additional education: problems,
achievements. Prospects of development», «Teaching Russian and literature in higher education institutions
as a strategic priority of educational policy in the multinational state».
On May 26 in the Columned hall of the House of the Unions plenary meeting which was conducted by the
Most Saint Patriarch of Moscow and all Russia Kirill and Prezident of the Russian Academy of Education,
the Doctor of Philology, professor L.A.Verbitskaya has taken place. The President of the Russian Federation
V.V.Putin has participated in a meeting.
We give performances at plenary meeting in that sequence as they have sounded.
Патриарх всея Руси Кирилл
Уважаемые участники Первого съезда
Общества русской словесности! Сердечно
приветствую всех вас.
Сразу хотел бы отметить: хотя, как мы
знаем из отечественной истории, общества
любителей русской словесности создавались
и ранее, столь представительное
собрание, посвященное вопросам русского
языка и русской литературы, проводится
впервые. В 1811 г. в России были
созданы сразу два общества, объединявшие
людей, которым были небезразличны
судьбы отечественной словесности. Одно
из них — литературно-научное «Общество
любителей российской словесности»
при Московском университете — просуществовало
до 1930 г. Другое — «Беседы
любителей русского слова», объединявшее
санкт-петербургских литераторов, — к сожалению,
распалось уже в 1816 г., после
кончины своего основателя Гавриила Державина.
«Общество
любителей российской словесности»
при Московском университете,
в которое входили, помимо ученых и
литераторов, государственные и общественные
деятели, выдающиеся сыны
нашего Отечества, трудилось на благо
народа своей страны без малого 120 лет.
За это время Обществом было опубли
Стр.3
4
Педагогика № 7, 2016
ковано множество выдающихся художественных
и фольклорных произведений,
научных трудов и словарей. Благодаря
его активной деятельности преподавание
филологических дисциплин в России
достигло небывалого расцвета, а вопросы
русского языка и литературы всегда
были в центре общественного внимания
и обсуждения.
В 1992 г. по инициативе академика Дмитрия
Сергеевича Лихачева «Общество любителей
российской словесности» было
возрождено. Но через несколько лет, после
кончины Дмитрия Сергеевича и энергичного
секретаря Общества Раисы Николаевны
Клейменовой, оно, увы, практически
прекратило свою деятельность.
И вот теперь все мы, кому небезразличны
судьбы российской культуры,
объединились ради сохранения нашего
национального достояния — русского
языка и великой русской культуры. Главной
целью новообразованного Общества
русской словесности, как и прежде,
является изучение и популяризация
русской литературы и русского языка, а
также повышение роли филологических
дисциплин в образовательном и воспитательном
процессах на всех уровнях
отечественной школы — от начальной
до высшей.
Мы, представители старшего поколения,
с благодарностью вспоминаем наших
школьных учителей, глубоко признательны
им за их профессионализм,
за высокое качество преподавания, которое
они являли. Конечно, система образования
в Советском Союзе была во
многом идеологизирована. Но в том-то
и заключается сила и величие русской
литературы, что она способна вложить
в сердца читающих свет истины, добра
и любви, преодолевая любые особенности
идеологического контекста, включая
идеологические шоры, «железные занавесы»
и иные вредные внешние обстоятельства.
Великая
русская классическая литература,
так промыслительно пришедшая
в свой самый могучий возраст к началу
трагического ХХ в., взяла на себя и еще
одну важную миссию, дело непосильное
в то время для любой другой гуманитарной
сферы: она исполнила предназначение
сохранить для потомков не
только русскую культуру, но и нашу национальную
историю.
Наконец, русская литература — пусть
противоречиво, но неуклонно и мужественно
— всегда вела своего читателя к
познанию высших духовно-нравственных
ценностей, к познанию высшего
смысла жизни, к познанию Бога.
Вспоминаются в связи с этим замечательно
точные слова Дмитрия Сергеевича
Лихачева о роли и значении литературы и
филологии вообще: «Литература — это не
только искусство слова. Это искусство
преодоления слова. <…> Понимание
текста есть понимание всей стоящей за
текстом жизни своей эпохи. Поэтому
филология есть связь всех связей. <…>
Она лежит в основе не только науки, но
и всей человеческой культуры. Знание и
творчество оформляются через слово, и
через преодоление косности слова рождается
культура».
Неслучайно, быть может, не вполне
сознавая рационально, но живо ощущая
сердцем, многие люди среднего и старшего
поколения своими любимыми преподавателями
в школе считали именно
учителей словесности. Но сегодня те же
словесники, наши современники, — и
молодые учителя, и педагоги солидного
возраста — отчаянно бьют в набат, отчетливее
других видя и сознавая опасность
ситуации, сложившейся в нынешнем
филологическом образовании.
Собственно говоря, основные тревожные
сигналы поступают от школ. В
последние годы ко мне неоднократно
обращались преподаватели и родители,
сетуя на все усиливающиеся весьма
тревожные тенденции в преподавании
литературы и русского языка в современной
школе. Я бы хотел поделиться с
вами своим видением главных причин
Стр.4
Первый съезд Общества русской словесности
неблагополучного состояния в филологическом
сегменте образования — и
вузовского, и школьного.
Мнение, что молодежь в наши дни
мало читает, стало для многих уже прописной
истиной. Но данный факт, к счастью,
весьма спорный. Во-первых, далеко
не все молодые люди читают мало. А
во-вторых, неразрешимой эта проблема
не является.
Помню, как в 1950–60-е гг. беспокоились
о том, что экранизация литературных
произведений приведет к тому, что
подростки перестанут читать, — так же,
как сейчас говорят, что компьютеры и
адаптированные книги вовсе отучат молодежь
от чтения классики. Безусловно,
это может случиться, если учитель не
привьет вкуса к литературе и к чтению.
Вот почему в наше компьютеризированное
время особенно важна роль наставника
— человека, передающего знания
от сердца к сердцу, от разума к разуму.
Ведь в этой коммуникации присутствует
не только рациональное, но и духовное,
эмоциональное начало. Думаю, каждый,
кто здесь присутствует, давно забыл содержание
лекций своих профессоров
в высшей школе. И когда говорим: «У
нас был прекрасный профессор», меньше
всего мы думаем о содержании этих
лекций. Запоминается сам факт встречи
с замечательным человеком, и не только
на рациональном уровне.
Поэтому роль педагога невозможно
переоценить. Он не просто передает информацию,
как это делает компьютер, —
он преломляет сказанное через самого
себя и передает часть своей души, своего
разума тем, кто его слушает. А если
это искренний человек, если это подвижник
своего дела, то ничто не может
сравниться по силе убеждения и воздействия
на аудиторию со словами подлинного
мастера своего дела — педагога.
И вот здесь, на мой взгляд, как раз и
кроется корень проблемы. Конечно, на
круг, уровень и качество чтения подрастающего,
формирующегося челове5
ка
влияют и современный ритм жизни,
и приобщение к интернет-культуре, и
новации электронного века. Но главная
проблема заключается, как мне думается,
в том, что школа, общество и государство,
в конце концов, не всегда с
должным усердием и ответственностью
заботятся о том, чтобы привить молодым
людям вкус к чтению, научить их
понимать и любить литературу, извлекать
из прочитанного важнейшие для
жизни уроки.
Это проблема сложная, но вполне решаемая.
Для этого нужно особое внимание
обратить на подготовку педагогического
состава гуманитариев. Нельзя,
чтобы в педагогические институты поступали
по остаточному принципу: не
поступил в элитный университет — куда
идти? В педагогический! Педагогические
вузы должны стать интеллектуальными,
культурными центрами нашей страны, а
престиж педагогов должен быть сравним
с престижем ученых, космонавтов, спортсменов.
Вот в таком случае способные
люди пойдут в педагогические вузы, и
именно они сформируют новое поколение,
даже если не все будет благополучно с
программами и методичками. Потому что
талантливый педагог может передавать
мощный эмоциональный, духовный, интеллектуальный
сигнал поверх бюрократической
документации, — поверьте мне,
знаю об этом не понаслышке.
Тем не менее, нам полезно задуматься и о
школьных и вузовских программах, столь
активно обсуждаемых сегодня, в том числе
об их вариативности. Надеюсь, на эту
тему мы еще поговорим, но, предвкушая
дискуссию, хотел бы высказать свое мнение:
не нужно бояться слова «вариативность».
Некоторые шарахаются от него,
как от пугала. Но ведь весь вопрос в том,
из чего выбирать. Если мы будем выбирать
из двух произведений Достоевского,
мы ничего не потеряем. Но если великий
классик будет противопоставлен писателю,
чье творчество не вызывает всеобщего
преклонения, а личность — уважения,
Стр.5