4
Над номером работали
заместитель главного редактора
Р.З. Манзуллин, ответственный секретарь
редакции М.Ю. Шадрина, редакторкорректор
О.В. Петрова, научный консультант
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО А.А. Вербицкий,
верстальщик-дизайнер
Н.О. Полякова.
Адрес редакции
111024, ул. Авиамоторная, дом 55,
корп. 31.
Тел.: (495) 221-5016
Электронная почта:
vos-logos@mail.ru; universitas@mail.ru
Сайт: http://www.hetoday.org,
www.logosbook.ru
Публикуемые материалы отражают точку
зрения авторов, которая может не совпадать
с мнением Редакционного совета журнала.
Редакция сожалеет, что не может обеспечить
возврат полученных рукописей.
Лицензия № 01670 от 24.04.2000.
Рег. свидетельство ПИ № 77-9850
от 20.09.2001. Формат 60х84/8.
Объем 10 печ. л. Тираж 5000 экз,
2-й завод – 1400 экз. Печать офсетная.
Бумага офсетная
№ 1.
Подписано в печать 13.04.2016.
Заказ №
Отпечатано в типографии
ООО «Чебоксарская типография № 1»,
428019, г. Чебоксары,
просп. И. Яковлева, 15.
2016
2016
Pedagogics
In Search of New Pedagogics
O.A. Fadeeva. Discourse of professional knowledge: professional development and
formation of professional identity of a future specialist 2
A.S. Smirnova. Change of requirements for the results of main professional educational
programme mastering (using the example of the “Mathematics and Mechanics” specialisation)
6
F.V. Sharipov. Research-based training as a means of development of the students’
creative abilities 10
K.A. Bessonov. On the problem of studying the phenomenon of self-education among
students 15
S.B. Ignatov. Education for sustainable development: the experience of implementation
of the environmental deontology potential in training students of a higher education
institution 19
D.A. Konoplyansky. Formation and development of competitive abilities of a higher education
institution graduate 23
T.S. Maklonova, A.I. Timoshenko. Methods of diagnosing the well-formedness of the
professional significant personal qualities of a pedagogical higher education institution
students 27
O.S. Vyalkova, V.Yu. Eltsova, S.Yu. Sitnikova. Problems of testing students of a technical
higher education institution 30
A.F. Akhmerova. Role of pedagogical communication in the formation of a personality
33
Changes and Paradoxes
V.P. Solovyev, Yu.A. Krupin, T.A. Pereskokova. Federal educational standard: three
scores and a plus (satisfactory mark). Do we need a correction of mistakes again? 37
M.S. Spektor. How higher education institutions should compete? 43
N.I. Speranskaya, O.E. Yatsevich. Teacher: a slave of messiah? 46
Yu.V. Zadorozhny, A.S. Loginova, N.V. Maranova. Russian educational system and
Bologna process: the two sides of the same coin 49
Peaks of Spirit
A.F. Kiselev. V.V. Rozanov on the supposed and true goals of life. Article one 53
Worldwide Trends
O.O. Gorshkova. International experience of training students of engineering higher
education institutions for research activities 59
Fundamentalism Today
G.R. Baltanova. Mujahideen – who are they? 63
Psychology
Psychology of Personality
E.L. Bobylev, E.A. Gorshkov, E.G. Patrikeeva, I.Yu. Trotskaya. Training in the system
of psychological and pedagogical support of students of pedagogical spesialisations
(based of the work experience) 68
Sociology
N.M. Mirzoeva. Social and cultural peculiarities of the information
society: cross-cultural analysis 71
Pedagogics
Foreign Language as a Part of Professional Training
N.M. Krayneva, M.V. Zolotova, E.S. Grishakova. Research of didactic opportunities of
social networks (languages communities) and other Internet resources when training
students of non-linguistic higher education institutions a foreign language 74
A.L. Botova Experience of the “case-study” method implementation to increase the
students’ motivation to study a foreign language (using the example of the English language)
79
Стр.2
Ежемесячный журнал
образование
4
Высшее
2016
Рецензируемое издание ВАК России
в области психологии, педагогики
и социологии
С О ДЕ Р Ж А НИЕ
Педагогика
В поисках новой педагогики
О.А. Фадеева. Дискурс профессионального
знания: профессиональное
становление и формирование профессиональной
идентичности будущего
специалиста 2
А.С. Смирнова. Изменение требований
к результатам освоения основной
профессиональной образовательной
программы (на примере направления
подготовки «Математика
и механика») 6
Ф.В. Шарипов. Исследовательское
обучение как средство развития
творческих способностей учащихся
10
К.А. Бессонов. К проблеме изучения
феномена самообразования студентов
15
С.Б. Игнатов. Образование для
устойчивого развития: опыт реализации
потенциала экологической
деонтологии в подготовке студентов
вуза 19
Д.А. Коноплянский. Формирование и
развитие конкурентных качеств выпускника
вуза 23
Т.С. Маклонова, А.И. Тимошенко.
Приемы диагностики сформированности
профессионально значимых
личностных качеств студентов педагогического
вуза 27
О.С. Вялкова, В.Ю. Ельцова, C.Ю.
Ситникова. Проблемы тестирования
студентов технического вуза 30
А.Ф. Ахмерова. Роль педагогического
общения в формировании личности
студента 33
Перемены и парадоксы
В.П. Соловьев, Ю.А. Крупин, Т.А. Перескокова.
Федеральный образовательный
стандарт на три с плюсом.
Опять нужна работа над ошибками?
37
М.Д. Спектор. Как должны соревноваться
вузы? 43
Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич. Педагог:
раб или мессия? 46
Ю.В. Задорожный, А.С. Логинова,
Н.В. Маранова. Российская система
образования и Болонский процесс:
две стороны медали 49
Вершины духа
А.Ф. Киселев. В.В. Розанов о мнимых
и подлинных целях жизни. Статья
первая 53
Мировые тенденции
О.О. Горшкова. Зарубежный опыт
подготовки студентов инженерных
вузов к исследовательской деятельности
59
Фундаментализм сегодня
Г.Р. Балтанова. Муджахидат – кто
они? 63
Психология
Психология личности
Е.Л. Бобылев, Е. А. Горшков, Э.Г. Патрикеева,
И.Ю. Троицкая. Тренинги в
системе психолого-педагогического
сопровождения студентов педагогического
профиля (из опыта работы)
68
Социология
Н.М. Мирзоева. Социокультурные
особенности информационного общества:
кросс-культурный анализ 71
Педагогика
Иностранный язык как часть
профессиональной подготовки
Н.М. Крайнева, М.В. Золотова,
Е.С. Гришакова. Исследование дидактических
возможностей ресурсов
социальных сетей (языковых сообществ)
и иных интернет-ресурсов
в процессе обучения иностранному
языку студентов неязыковых вузов
74
А.Л. Ботова Опыт применения технологии
кейс-стади для повышения
мотивации студентов к изучению
иностранного языка (на английском
языке) 79
Журнал «Высшее образование сегодня» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей
аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук в области педагогики, психологии и социологии.
1
© Издательская группа «ЛОГОС», 2016. Индекс 80790 в каталоге агентства «Роспечать».
Редакционный совет
журнала «Высшее
образование сегодня»
В.М. Филиппов, Российский
университет дружбы народов,
председатель Редакционного
совета журнала «Высшее образование
сегодня»
Н.И. Аристер, Министерство
образования и науки Российской
Федерации
И.В. Аржанова, Национальный
фонд подготовки кадров
Г.А. Балыхин, Государственная
Дума Федерального Собрания
Российской Федерации
В.А. Болотов, Российская академия
образования
Г.А. Бордовский, Российский
государственный педагогический
университет
им. А.И. Герцена
Н.И. Булаев, Государственная
Дума Федерального Собрания
Российской Федерации
В.М. Демин, Союз директоров
средних специальных учебных
заведений России
В.И. Звонников, Государственный
университет управления
В.А. Зернов, Ассоциация негосударственных
вузов, Российский
новый университет
А.Ф. Киселев, Российская академия
образования
Н.П. Макаркин, Мордовский
государственный университет
Г.И. Меркулова, Профсоюз
работников народного образования
и науки
Н.Д. Никандров, Российская
академия образования
Н.Н. Пахомов, Издательская
группа «Логос», заместитель
председателя Редакционного
совета
В.А. Садовничий, Московский
государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Г.Ф. Шафранов-Куцев,
Тюменский государственный
университет
В.Е. Шудегов, Государственная
Дума Федерального Собрания
Российской Федерации
сег
одня
Стр.3