ПЕРЕМЕНЫ И ПАРАДОКСЫ УДК378 Ю.В. Задорожный, А.С. Логинова, Н.В. Маранова, Нижегородский государственный технический университет им. <...> Р.Е. Алексеева Российская система образования и Болонский процесс: две стороны медали В настоящее время Болонский процесс привлекает к себе все больше внимания. <...> Ему посвящено значительное число публикаций, авторами которых являются российские ученые, представители педагогической общественности и специалисты аппарата управления образованием, высказывающие различные точки зрения по поводу перехода на Болонскую систему. <...> В целях повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг высшая школа постепенно включается в международное образовательное пространство. <...> Самыми яркими признаками этого являются международная академическая мобильность, валидизация зарубежных свидетельств об образовании и дипломов разного уровня, возникновение разных форм транснационального обучения и др. <...> В преддверии вступления во Всемирную торговую организацию Россия вступила в «Болонский клуб», включилась в процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования на континенте. <...> Болонская декларация стимулирует интеграцию не только в сфере образования европейских государств, но и иных направлениях, например в числе основных является выдвижение идеи фундаментальных Нижегородский государственный технический университет принципов единого европейского пространства. <...> Согласно Болонской декларации образование выступает мощным фактором сближения национальных государств и формирования транснациональных общественно-государственных систем [6, с. <...> В.В. Брауз выделяет два основных подхода относительно ожидаемых результатов реформирования российской системы высшего образования. <...> Сторонники первого подхода (еврооптимисты) акцентируют внимание на позитивных перспективах, которые <...>