О., Шепе л е в а Е. А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников . <...> Внутренняя мотивация при решении творческих задач: возникновение и повышение уровня в ходе обучения эвристическим приемам. <...> . . . . . . . . Рож д е с т в енск а я Н. А. Особенности межличностного познания и пути его формирования у педагогов . <...> . . . . 100 Си днев а А. Н. Особенности ориентировки школьников на заданное знание при решении задач в разных системах обучения . <...> Г., А лекс о В. А. Формирование обобщенного способа сборки составных картинок. <...> Self-estimated intelligence and academic achievement: A mini meta-analysis . <...> Описаны общие и различные функции педагогической деятельности и педагогического общения, с особым акцентом на роли непосредственного (лицом к лицу) общения учителя и ученика в передаче личностного знания. <...> Как и педагогическая деятельность, педагогическое общение направлено на решение всего комплекса учебно-воспитательных задач, но основной, даже решающий вклад оно вносит в процессы становления и развития Смирнов Сергей Дмитриевич — докт. психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования и педагогики ф-та психологии МГУ. <...> Общение как средство передачи личностного знания Начну с анекдота, впрочем, очень жизненного. <...> 12 «Передача» личностного знания (точнее, приобщение к нему) может осуществляться только в непосредственном контакте преподавателя со студентами — как при проведении занятий, предусмотренных учебным планом, НИРС, УИРС (прежде всего в «совместной продуктивной деятельности» — см. <...> Я полагаю, что личностное знание — неотъемлемый элемент парадигмы научного знания. <...> Демонстрируются эвристические возможности понятия «фаза осуществления», обогащенного понятием «действие по удовлетворению исходной потребности», для решения проблемы подкрепления. <...> Однако ее последующее развитие и настоящее состояние закономерно приводят к необходимости переосмыслить Габай Татьяна Васильевна — докт. психол. наук, профессор <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№3_2011.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 3 • 2011 • ИЮЛЬ–СЕНТЯБРЬ
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
К 45-летию ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.В. ЛОМОНОСОВА
Труды кафедры психологии образования и педагогики
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
См и рно в С. Д. Педагогическая деятельность и педагогическое
общение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Га б а й Т.В. Развитие предметно-содержательных представлений о
деятельности и деятельностный подход в психологии. . . . . . . . .
Го рд е е в а Т. О., Шепе л е в а Е. А. Внутренняя и внешняя учебная
мотивация академически успешных школьников . . . . . . . . . . . .
Ильясов И. И., Седлов А. Ю. Внутренняя мотивация при решении
творческих задач: возникновение и повышение уровня в ходе
обучения эвристическим приемам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ко рн и лов С. А. Самооценка интеллекта и успешность обучения:
мини метаанализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ма л а хов а С. И. Связь показателей интеллекта с копинг-стилями
у студентов гуманитарной и негуманитарной специализации .
Нови ков а М. А. Гендерные особенности связи самооценки интеллекта,
успеваемости и личностных свойств студентов. . . . . . . . .
Рож д е с т в енск а я Н. А. Особенности межличностного познания
и пути его формирования у педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
5
19
33
46
56
67
76
87
Со ри н А. В. Связь стратегий межличностного познания с личностными
и интеллектуальными особенностями подростков . . . . . 100
Стр.1
Си днев а А. Н. Особенности ориентировки школьников на заданное
знание при решении задач в разных системах обучения . . . . . . . 110
Са лми на Н. Г., А лекс о В. А. Формирование обобщенного способа
сборки составных картинок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Пог ожи на И. Н. Децентрация у дошкольников: эмпирический анализ
феномена, или что на самом деле диагностируют методики
Хьюза и Пиаже . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
На факультете психологии
Кри н ч и к Е. П. Место и роль общего практикума в профессиональной
подготовке психолога: рефлексия студентов факультета
психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А. Вербицкого
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Экспериментальные исследования
Мона хов а И. Е., Ва р т анов А. В. Мозговые механизмы субъективной
организации слуховых ритмических паттернов . . . . . . .
Юбилеи
К 80-летию Нины Гавриловны Салминой .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
К 70-летию Татьяны Васильевны Ахутиной. . . . . . . . . . . . . . .
К 70-летию Сергея Дмитриевича Смирнова . . . . . . . . . . . . . . .
156
169
171
173
144
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2011
Стр.2
MOSCOW UNIVERSITY BULLETIN (VESTNIK). SERIA 14. PSYCHOLOGY. 2011. N 3
CONTENTS
TO THE 45TH ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT
OF PSYCHOLOGY AT LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY
The works of the educational psychology and pedagogic chair
Introduction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Smi r nov S. D. Pedagogical activity and pedagogical communication . . .
Gabay T. V. The knowledge of human activity process contents as the efficacy
condition of the human activity approach in psychological research. .
Go r d e e v a T. O., Sh e p e l e v a E. A. Intrinsic and extrinsic learning
motivation of high academic achievers. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I l y a s ov I. I., Se d lov A. Yu. The intrinsic motivation in solving insight
problems: Arising and increase through teaching heuristics . . . . . . . .
Kor n i lov S. A. Self-estimated intelligence and academic achievement:
A mini meta-analysis . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ma l a k hov a S. I. The connection between psychometric intelligence and
coping styles of technical and humanitarian students. . . . . . . . . . . . . .
Nov i kov a M. A. Gender aspects of the correlations between self-assessed
intelligence, academic performance and personal traits of students . .
Roz hde s t ven s k ay a N. A. Interpersonal cognition and its development
in teachers’ education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
5
19
33
46
56
67
76
87
Sor i n A. V. The relationships of interpersonal cognition strategies with
identity, self-perception, intelligence, anxiety and sociometric status
in teenagers. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Sid ne v a A. N. The specifics of students’ orientation towards the given
knowledge in different educational systems . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
S a lmi n a N. G., A l e xo V. A. Formation of a generalized method of
composite pictures assembly . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Pogoz h i na I. N. Decentration in preschool children: An empirical analysis
of the phenomenon or what is actually diagnosed by Hughes and Piaget’s
methods . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
At the psychological faculty
Kr i nch i k E. P. The place and the role of the general practicum in the
professional training of psychologists’: the ref lections of students
from psychological department of Moscow State University from the
standpoint of A.A. Verbitskiy’s model of contextual learning . . . . .
Experimental studies
Mona k hov a I. Ye., Va r t a nov A. V. Audial rhythm patterns subjective
organization brain mechanisms . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Anniversaries
To the 80th anniversary of Nina Gavrilovna Salmina .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
To the 70th anniversary of Tatiana Vasilievna Akhutina . . . . . . . . . . .
To the 70th anniversary of Sergey Dmitrievich Smirnov . . . . . . . . . . .
156
169
171
173
144
Стр.3