ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1453)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, редактор журнала «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, доктор педагогических наук, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org: www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹10’2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.В. Гузеев
Аббреалии российской
образовательной политики
и успешность эффективной школы
А.М. Водянский
Единое образовательное
пространство —
назревшая необходимость
А.В. Могилев
Социальные модели
школы и ученика
7
В статье сопоставлены понятия успешной и эффективной школы.
В результате анализа основных направлений российской образовательной
политики применительно к среднему общему образованию выявлена главная
тенденция: эволюция успешной школы в эффективную.
11
Дискуссия о содержании общего образования в России. Введение
федерального государственного стандарта общего образования. Споры о
легитимности федерального компонента ГОС. Контрольно-измерительные
материалы для ЕГЭ. Требования к результатам освоения основной
образовательной программы.
17
Школа в любой своей разновидности модельно воспроизводит
деятельность и запросы той или иной социальной группы, реализует
требования того или иного заказчика. Современная российская школа
реализует модель служащего госаппарата или крупной корпорации
и ориентирует выпускников на карьеру чиновника.
Е.В. Савицкая
Ресурсы российской школы
в ХХI веке
24
Динамика и текущее состояние экономических ресурсов государственных
и муниципальных дневных общеобразовательных организаций: финансирование,
кадровый состав, материально-техническая и информационная база.
Влияние информатизации образования на достижения учащихся в международных
программах PISA и TIMSS.
В.Н. Сигунов
Воспитательное
пространство территориального
образовательного комплекса:
возможности и перспективы
И.В. Бестужев-Лада
Наше народное образование.
Каким оно стало и каким
должно было быть
31
Территориальные образовательные комплексы — форма образовательно-воспитательных
кластеров. Задачи развития непрерывного,
социализирующего образования. Критерии успешности — важнейшая
социально-психологическая оценочная категория. Три основных типа
воспитательного пространства: формальное, формализованное
и неформальное.
35
«Ныне общеизвестно, что с развалом семьи, при переходе к городскому
образу жизни, неизбежно начинается депопуляция (вырождение, вымирание
населения). Начинается она и у нас; детей становится меньше, чем
пенсионеров. И чтобы будущий малочисленный взрослый прокормил
будущих многочисленных пенсионеров, нужно создать все условия для
нормального взросления ребёнка».
2
Народное образование 10’2015
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Положение
о Международном конкурсе
имени А.С. Макаренко
41
В апреле 2016 года пройдут 14-й Международный конкурс
им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
А.Б. Вифлеемский
Аутсорсинг бухгалтерского уч¸та
в школе: опасности и риски
О.Г. Марчукова
Современное состояние
и проблемы реализации
внутриучрежденческого
контроля в образовательной
организации
49
Лучшая аутсорсинговая компания для ведения бухгалтерского учёта.
Альтернативы. Формальные требования к компании-аутсорсеру.
Качество услуг аутсорсера. Заёмный труд.
56
Проблема соответствия Положений о внутриучрежденческом контроле
нормам законодательства в области образования. Неоднозначное
понимание его содержания и организации в современном ОУ.
Вступление в силу нового ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Введение новых ФГОС общего и дошкольного
образования. Институализация дошкольного образования в качестве
уровня общего образования. Нормирование и организация
внутриучрежденческого контроля.
А.А. Хван
Труд, утомление
и здоровье учителя:
результаты исследования
О.И. Лапицкий
«ß б в учителя ïîø¸ë,
пусть меня научат…»
Е.Л. Болотова
65
Причины утомления учителей. Зависимость физического, умственного и
хронического утомления учителей от профессионального стажа. Разница
в уровне развития утомления у педагогов различных типов школ. Уровни
утомления в школах и гимназиях.
72
Образ нового педагога. Мотивация на педагогическую профессию. Роль
педагогических дисциплин в модернизации педагогического образования.
Консультации
78
Установление лаборантам разряда для оплаты. Рациональное составление
расписаний учебных занятий. Поурочные планы учителя. Нормы СанПиНа
по работе с интерактивной доской. Необходимые документы при использовании
школой свободного программного обеспечения. Перевод на индивидуальное
обучение. Медицинские противопоказания для обучения детей в школеинтернате.
С.Б.
Хмельков
82
Право педработников в селе на компенсации расходов на оплату
жилых помещений, отопления и освещения; право воспитателей ДОУ
на длительный отпуск и др.
3
Народное образование 10’2015
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
М.М. Поташник,
М.В. Левит
Как следует трактовать понятия,
характеризующие модель урока
на основе ФГОС
А.Н. Дахин
Ничто не может быть
организовано насильственно
В.Р. Лозинг,
О.А. Фиофанова
Организационная модель старшей
школы — предуниверсарий:
индивидуальные учебные планы и
образовательные маршруты
85
Компоненты будущего урока и роль учителя. Технологическая карта,
план, замысел, проект, сценарий, конспект, протокол и описание урока.
91
Основные направления модернизации общего образования. Культурноисторическая
интерпретация. Основа для технологического обеспечения
модернизации российского образования.
97
Образовательная программа предуниверсария и учебный план.
Электронные образовательные ресурсы. Конструктор учебного плана.
Организация «системы мест». Организационно-педагогическая модель
предуниверсария.
Консультации
В.А. Власенко 106
Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений
средствами мультимедиаоборудования и возможности применения его
в учебном процессе.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Д.В. Григорьев
Педагог в пространстве
общественного действия
А.М. Каменский
Другие дети
А.Е. Трапер,
М.М. Эпштейн
Нужна ли единая
детская организация?
111
Новый ФГОС общего образования и идеи метапредметности и формирования
российской (гражданской) идентичности. Причастность. Задача
формирования российской (гражданской) идентичности у подрастающего
поколения. Идентификационная позиция ученика в школе.
117
Традиция директорских пресс-конференций. Главные заботы рядового
директора школы. Контент-анализ детских интересов. Современные дети
и смысл жизни.
121
Эксперимент по созданию единой детской организации. Мифы
об успешности пионерской организованности. От сообщества
к организации. Территория свободы детских объединений.
4
Народное образование 10’2015
Стр.6
Д.В. Григорьев,
В.Н. Сигунов
Нужна педагогика
сотрудничества
М.Н. Емельянова
Конкурсы, олимпиады,
соревнования:
победа или участие?
М.М. Эпштейн
Когда подросткам
есть чем заняться…
В.Н. Могилева,
О.В. Козачек
СОДЕРЖАНИЕ
128
Создание территориальных образовательных комплексов (ТОКов), объединяющих
в себе институты общего, дошкольного и дополнительного
образования. Проектирование воспитательного пространства: структура
и инфраструктура. Модели. Практика событий. Общности.
134
Дополнительное образование детей и взрослых. Выбор профиля.
Ситуации конкуренции и мотивация взрослых и детей.
139
Молодёжная, подростковая организация — смысл, задачи, польза.
Консультации
142
Советы учителям, родителям и подросткам по преодолению учебных,
эмоциональных и семейных проблем.
Л.П. Шопина
Сталь Шмаков:
жизнь как легенда
Юбилей
146
Сталь Анатольевич Шмаков — один из крупнейших отечественных
учёных, доктор педагогических наук, профессор Липецкого государственного
педагогического университета. Нет сегодня в России школы или
педагогического вуза, где имя Шмакова не являлось бы иконой стиля.
Его книги в среде учителей, воспитателей, организаторов досуговой
деятельности молодёжи почитаются ничуть не меньше, чем когда-то
книги классиков марксизма-ленинизма.
Стр.7