НУЖНА ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА итрий Васильевич Григорьев, доцент, заведующий отделом методологии и технологии воспитания личности ФИРО, кандидат педагогических наук Вячеслав Николаевич Сигуов, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО территориальный образовательный комплекс (ТОК) пространство событие воспитания С оздание территориальных образовательных комплексов (ТОКов), объединяющих в себе институты общего, дошкольного и дополнительного образования, вызывает сегодня противоречивую реакцию в обществе. <...> Но даже самые ярые критики образовательных комплексов не отказывают им в том, что в современной социальной ситуации ТОКи, так или иначе, несут в себе идею социальной справедливости за счёт повышения доступности качественного обучения и воспитания. <...> С начала 1990-х годов именно качественное образование в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах постепенно стало ограниченно доступным для детей из малообеспеченных семей, почти целиком оказавшись во власти семей с высоким уровнем доходов. <...> Эти семьи своими вложениями (мотивационными и финансовыми) делали выбранные ими «сильные» школы ещё сильней, тогда как низкоресурсные семьи 128 детско-взрослая образовательная общность воспитательное отдавали своих детей куда возьмут. <...> ТОКи, объединяя в себе «сильные» и «слабые» школы, детские сады, структуры дополнительного образования, способны не только обеспечить реальную доступность качественного образования, но и снизить остроту социальных противоречий, сблизить различные слои общества. <...> То есть педагоги образовательного комплекса должны понять, что они не просто учат детей, а сшивают разорванную противоречиями ткань общественного устройства, сближают друг с другом детей (и взрослых) из разных социальных групп, разной ресурсной обеспеченности. <...> Это может быть сделано на основе построения воспитательного <...>