ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 1 (31)
Научный журнал
Калининград
Издательство БГАРФ
2015
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования).
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory
and methods of professional education): научный рецензируемый журнал / под ред. д-ра пед. наук,
проф. Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2015. – № 1 (31). – с.226
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по
внедрению профориентированного процесса обучения на основе дифференциальноинтегрального
подхода, основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор
педагогических наук, профессор Галина Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ
от 19 февраля 2010 г. № 6/6); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ №
ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.); представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) – головном
исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
и имеет импакт-фактор Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный
договор №17-11/08); зарегистрирован в международной базе данных периодических и
продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии журнала размещены
также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт www.rucont.ru и Центра электронных
ресурсов «Агентство «Книга – Сервис», www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка
на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарева Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики,
профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
аспирантов, докторантов и соискателей.
Статьи печатаются в авторской редакции.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0328-2
© Авторы статей, 2014
© «БГАРФ» ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора………………………………………….5
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бокарева Г.А., Бокарев М.Ю. Развитие сущности системного анализа при исследовании
объекта……………………………………………………………………….6
Mариновская О. Я. Метод контент-анализа в педагогических исследованиях:
анализ научной литературы…………………………………………………………8
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Гребенюк Т.Б. Мониторинг мотивации учения студентов вуза………………17
Самсонова Н.В., Фильченкова И.Ф. Барьеры и сопротивления инновациям
преподавателей вузов………………………………………………………………28
Тамарская Н.В., Лисичкина Г.А.Основные принципы инклюзивного образования
в образовательной организации…………………………………………...34
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Рудинский И.Д., Заболотнова Е.Ю. Система оценивания компетентности
преподавателя вуза в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Модель оценивания компетентности(ч.2. окончание, начало в №3(29)2014г.)37
Крекова М.М., Киселева Е.М., Комовникова Г.Г. Современные подходы к
процессу командообразования с учетом особенностей малого
бизнеса……................................................................................................................43
Саванович С.В., Герасимова А.В. Сравнительный анализ результативности
использования традиционных и инновационных методов обучения персонала
организации…………………………………………………………………………………...52
Скопич
Д.Л. Взаимодействие менеджера по персоналу с линейным менеджером
как условие успешной реализации функций управления персоналом………….64
Побегайло М.Г., Саванович С.В., Герасимова А.В. К вопросу об управлении
социальной мобильностью персонала в условиях современной региональной
экономики…………………………………………………………………………..72
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бартошевски Я., Пестшиньски В. Democracy: interpretation in the context of the
philosophy of care Mordecai Roshwald. Демократия: интерпретация в контексте
философии М. Рошвальда…………………………………………………………85
Тамарская Н.В. Толерантность как основа инклюзивного образования……..91
Капалыгина И.И. Методологические подходы к изучению здоровьесбережения
на метапредметном уровне………………………………………………………...94
Починалина Л.Н. Правовой режим охраны и защиты семейно-брачных
отношений в рамках защиты института брака………………………………….109
Гривусевич Г.В. Пути становления профессиональной компетентности учителя
в контексте развития региональной системы образования…………………….112
Починалина Л.Н.К проблемам выявления механизма защиты прав и законных
интересов супругов при осуществлении раздела общего имущества…………116
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Рудинский И.Д., Войцеховский И.С. Информационная образовательная среда
кафедры вуза на базе свободного программного обеспечения………………...121
Ганиева Р.А. Диверсификация методического комплекса обеспечения учебной
деятельности курсантов в компьютерной среде при изучении высшей
Математики………………………………………………………………………..129
3
Стр.3
Корнева И.П. Обучение магистрантов современным физическим
методам исследования полупроводников………………………………………136
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Зайцев А.А., Зайцева В.Ф., Сорока Б.В.Теория функциональных системметодологическая
основа организации двигательной деятельности в физической
культуре……………………………………………………………………………142
Чуксина И.Г. Технология развития письменной научной речи
студентов инженерного вуза…………………………………………………….148
Смирнова М.А., Кошенко Т.О. Педагогические условия повышения качества
обучения и развития учащихся общеобразовательной школы………………...151
Балясникова Е. В. Особенности преподавания дисциплины «Антикризисное
управление»………………………………………………………………………..154
Лигатюк П.В., Перепелица С.А., Кузовлев А.Н., Лигатюк Д. Д. Особенности
технологии симуляционного обучения базовой реанимации и автоматической
наружной дефибрилляции в профессиональном образовании…………………161
Гавраш Т.Г. Технология реализации междисциплинарных связей в подготовке
будущих специалистов в области физической культуры и спорта……………167
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мойсеенко С.С., Мейлер Л.Е. Формирование личностно-ориентированной педагогической
системы непрерывного саморазвития профессионализма морских
инженеров…………………………………………………………………………173
Вавилова Л.Н. К вопросу профессиональной идентичности бакалавров
как субъектов трудовой деятельности…………………………………………..179
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Соловьева Т.А., Макаркина О.Е. Инновационная компетентность
как результат профессионального развития преподавателя ведомственной
образовательной организации………………………………………………….182
Молев В.М. Опыт морально-психологической подготовки личного состава военно-морских
сил стран членов НАТО к выполнению боевых задач……………188
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Алиева М.П.Динамика ценностных ориентаций родителей:опыт эмпирического
исследования………………………………………………………………………………..
..193
Свидерская С. П. Результаты эмпирического исследования готовности
преподавателей вузов к профессиональной самореализации в аспекте научноисследовательской
деятельности ………………………………………………..200
Рябчикова Е.Е. Дидактические особенности сопроводительного курса практической
фонетики на начальном этапе обучения иностранных военнослужащих
………………………………………………………………………………………210
ABSTRACTS………………………………………………………….................................................214
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ………………………………………………………………...220
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА………………………………………………………….224
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ
БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 3 (29)
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Редактор – Пашкова Э.Ю.
Компьютерное редактирование – Савина О.В.
Подписано в печать 25.03.2015 г.
Уч.-изд. л. 20,3. Усл. печ. л. 22,3.
Лицензия № 021350 от 28.06.99 г.
Печать офсетная.
Формат 60x84/8.
Тираж 500 экз. 1-й завод 100 экз.
Заказ № 800.
«БГАРФ» ФГБОУ ВПО «КГТУ»
Издательство БГАРФ,
член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России
236029 Калининград, ул. Молодежная, 6
226
Стр.226