Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.

Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. №1 2006 (290,00 руб.)

0   0
Страниц163
ID218825
АннотацияЖурнал входит в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2006 .— №1 .— 163 с. — URL: https://rucont.ru/efd/218825 (дата обращения: 19.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
ФУНКЦИИ МОТИВА СМЕРТИ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. НАБОКОВА / Афанасьева (90,00 руб.)
РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА НОМИНАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ / Голицына (90,00 руб.)
НАРЦИССИЗМ КАК ПРИЕМ: ФОРМЫ ЛЕГИТИМАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОЭЗИИ Д. ВОДЕННИКОВА / Житенев (90,00 руб.)
ОПЫТ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ БЕЗЭКВИВАЛЕНТНОЙ ЛЕКСИКИ / Козельская (90,00 руб.)
А ПОТОМ ЧАЙ ПИЛИ / Кройчик (90,00 руб.)
БЛОКОВСКАЯ АНТОЛОГИЯ / Кулик (90,00 руб.)
ПРОБЛЕМА СЕМИОТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА У ЙЕНСКИХ РОМАНТИКОВ / Панкова (90,00 руб.)
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ МНОГОЗНАЧНОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗНАКА / Полянчук (90,00 руб.)
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОМ СТИЛЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА / Листрова-Правда (90,00 руб.)
ТЕКСТ КАК ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ / Припадчев (90,00 руб.)
ПЕЙЗАЖ В РАННЕЙ ПОЭЗИИ Д. ИГАНА / Савченко (90,00 руб.)
НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА НЕПРЯМОЙ НОМИНАЦИИ / Сетаров (90,00 руб.)
МОТИВЫ “СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” В СТИХОТВОРЕНИИ И. БУНИНА “КОВЫЛЬ” / Фиш (90,00 руб.)
ОСОБЕННОСТИ “РОМАНА ВОСПИТАНИЯ” В НОВЕЙШЕЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / Чугунов (90,00 руб.)
КОНФЛИКТ ИДЕОЛОГИИ И НРАВСТВЕННОСТИ В РОМАНАХ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА “АВГУСТ 14-го” И “В КРУГЕ ПЕРВОМ” / Чуриков (90,00 руб.)
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПР-ТЕКСТОВ / Богоявленский (90,00 руб.)
ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА МОДУЛЬНОГО ТЕКСТА / Быкова (90,00 руб.)
СТРУКТУРНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ РЕКЛАМНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ / Давтян (90,00 руб.)
РЕВОЛЮЦИЯ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, “ЧУДОВИЩНЫЙ ДВОЙНИК”: “ОТЧАЯНИЕ” В. НАБОКОВА И “РУССКИЙ ТЕКСТ” “СОВРЕМЕННЫХ ЗАПИСОК” / Млечко (90,00 руб.)
СЕМИОТИКА ШРИФТА / Осетрова (90,00 руб.)
НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА / Сапунов (90,00 руб.)
ГЕРМЕТИЗМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНОЙ АТМОСФЕРЕ ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ / Шаулов (90,00 руб.)
ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ / Листрова-Правда (90,00 руб.)
К ЮБИЛЕЮ НИКОЛАЯ ФЕДОРОВИЧА АЛЕФИРЕНКО / Щеулин (90,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2006, № 1 ФУНКЦИИ МОТИВА СМЕРТИ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. НАБОКОВА <...> И уже в этих работах можно выявить мотив смерти. <...> Но, как праздник Пасхи связан с воскресением Христа, так и отец воскресает в пении ручьев, в перезвоне капели: Но если все ручьи о чуде вновь запели, но если перезвон и золото капели не ослепительная ложь, а трепетный призыв, сладчайшее воскресни, ВЕСТНИК ВГУ. <...> .. Мотив смерти возникает в первой части стихотворения (нет тебя, ты умер). <...> Мы можем посмотреть на мотив смерти с другой стороны. <...> . Мотив странничества в традиции русской литературы связан с поиском правды, истины, счастья, иными словами, с темой правдоискательства. <...> Каков странник Набокова и с чем сопряжен мотив странничества у этого художника? <...> Рассмотрим мотив странничества в творчестве Набокова с оглядкой на героев-странников, созданных предшественниками писателя. <...> Только одни герои ищут утопичной страны за пределами ВЕСТНИК ВГУ. <...> Мотив странничества, таким образом, отсылает нас к двойственному восприятию мира. <...> Итак, функция мотива смерти в данном поэтическом сборнике сводится к выявлению существования двух миров мира прошлого, или мира родины, утрата которого болезненно переживается лирическим героем, и мира эмиграции, или мира чужбины, где все неродное, не свое (поэтому и герои здесь призраки). <...> Функция мотива смерти, заявленного в начале драмы, заключается в разграничении мира на мир реальный, действительный, т. е. существующий до смерти и мир запредельный, недействительный, открывающийся после смерти. <...> Функция мотива смерти в данном рассказе показать читателю существование двух миров (реального и запредельного) и способность (или неспособность) героев к приобщению к другому миру. <...> Функция мотива смерти сводится к выявлению существования двух миров и способности некоторых из героев открывать для себя другой, стоящий за гранью действительности, мир. <...> Распопов подразделял вопросительные предложения на собственно-вопросительные <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Филология._Журналистика._№1_2006.pdf
№1, 2006 г. | ФИЛОЛОГИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОЛОГИЯ • Н.Н. Афанасьева ФУНКЦИИ МОТИВА СМЕРТИ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. НАБОКОВА • Т.Н. Голицына РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА НОМИНАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ • А.А. Житенев НАРЦИССИЗМ КАК ПРИЕМ: ФОРМЫ ЛЕГИТИМАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОЭЗИИ Д. ВОДЕННИКОВА • Н.А. Козельская ОПЫТ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ БЕЗЭКВИВАЛЕНТНОЙ ЛЕКСИКИ • Л.Е. Кройчик А ПОТОМ ЧАЙ ПИЛИ • А.Г. Кулик БЛОКОВСКАЯ АНТОЛОГИЯ • Е.А. Панкова ПРОБЛЕМА СЕМИОТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА У ЙЕНСКИХ РОМАНТИКОВ • О.Б. Полянчук ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ МНОГОЗНАЧНОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗНАКА • Ю.Т. Листрова-Правда, М.Б. Расторгуева К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОМ СТИЛЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА • А.А. Припадчев ТЕКСТ КАК ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ • А.Л. Савченко ПЕЙЗАЖ В РАННЕЙ ПОЭЗИИ Д. ИГАНА • Р.Д. Сетаров НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА НЕПРЯМОЙ НОМИНАЦИИ • М.Ю. Фиш МОТИВЫ "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" В СТИХОТВОРЕНИИ И. БУНИНА "КОВЫЛЬ" • Д.А. Чугунов ОСОБЕННОСТИ "РОМАНА ВОСПИТАНИЯ" В НОВЕЙШЕЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ • Г.А. Чуриков КОНФЛИКТ ИДЕОЛОГИИ И НРАВСТВЕННОСТИ В РОМАНАХ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА "АВГУСТ 14-го" И "В КРУГЕ ПЕРВОМ"
Стр.1
ЖУРНАЛИСТИКА • А.Е. Богоявленский ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПР-ТЕКСТОВ • Е.В. Быкова ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА МОДУЛЬНОГО ТЕКСТА (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА) • А.А. Давтян СТРУКТУРНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ РЕКЛАМНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ • А.В. Млечко РЕВОЛЮЦИЯ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, "ЧУДОВИЩНЫЙ ДВОЙНИК": "ОТЧАЯНИЕ" В. НАБОКОВА И "РУССКИЙ ТЕКСТ" "СОВРЕМЕННЫХ ЗАПИСОК" • О.В. Осетрова СЕМИОТИКА ШРИФТА • В.И. Сапунов НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА НА СТЫКЕ НАУК • С.М. Шаулов ГЕРМЕТИЗМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНОЙ АТМОСФЕРЕ ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ РЕЗОНАНС • Ю.Т. Листрова-Правда ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ • В.В. Щеулин, В.М. Никонов К ЮБИЛЕЮ НИКОЛАЯ ФЕДОРОВИЧА АЛЕФИРЕНКО
Стр.2
ВЕСТНИК ÂÃÓ. Ñåðèÿ: Филология. Журналистика. 2006, ¹ 1 ФИЛОЛОГИЯ ФУНКЦИИ МОТИВА СМЕРТИ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. НАБОКОВА © 2006 Í.Í. Афанасьева Воронежский государственный технический университет Мотив смерти возникает уже в ранних произведениях Набокова: в рассказах, драматических произведениях и даже стихах. Начало творческой карьеры В. Сирина – произведения разных жанров, написанные и опубликованные им до романа “Машенька” (1926 ã.). И уже в этих работах можно выявить мотив смерти. Рассмотрим функции мотива смерти в произведениях этого периода. А. Долинин назвал ученические стихи Сирина 1916–1919 ãã. прологом его “èñòèííîé жизни”. Нельзя разобраться в художественном наследии писателя, минуя его творческий пролог. Это одна из важных причин, побудивших нас обратиться к поэтическим произведениям автора. Можно сказать, что именно в стихах зарождаются основные темы творчества Набокова, и это является еще одной причиной нашего обращения к стихотворным опытам художника, несмотря на то, что, с одной стороны, сам он считал “...ïåðâóþ ... книжечку стихов ... исключительно плохой...” и разделял “критическое отношение современников к своим ранним стихам” [2, 776-778], а с äðóãîé, большинство исследователей признает превосходство прозаических произведений Набокова над поэтическими, снисходительно позволяя Мастеру прозы стихотворную слабость. (Первые поэтические сборники Сирина были довольно равнодушно встречены критикой: «Это хороший образец поэта “первого ученика”. ... Все отпечатано по изношенным клише. Нигде, ни в чем нет бьющегося “своего” ïóëüñà...» (Ðîìàí Ãóëü). «Ó Сирина есть все äàííûå, чтобы быть поэтом: у него вполне поэтические восприятия, стихи его музыкальны и органичны, и, несмотря на сказанное, за исключением нескольких действительно хороших стихов, сборник “Горний путь” скучная книга» (Вера Лурье). “Сирину нужно освободиться от пут логичности, связующей творческую свободу. От чтения его стихов – часто хороших, умелых стихов!– становится тяжело и душно, хочется какого-то порыва, зияния – хотя бы ценой нарушения гармонии” (Г. Струве). Но были и подбадривающие молодого автора высказывания: “Думается, что... работая над собой, он достигнет ценных результатов и над его поэтическими длиннотами верх возьмет уже и ныне доступный ему поэтический лаконизм, желанная художническая ñêóïîñòü” (Þ. Айхенвальд) [2, 785]. В современном набоковедении поэтическое наследие художника недостаточно изучено, хотя осуществляются попытки восполнить этот пробел – например, в работах А. Ю. Мещанского, Ï. Í. Малофеева, Ã. Воробьевой и äð.). Первый поэтический сборник Набокова “Ãðîçäü” (êîíåö 1922 ã.) посвящен памяти его отца, В. Д. Набокова, который был убит 28 марта 1922 года на одном из эмигрантских собраний в Берлине. Смерть отца, погибшего от пули, предназначавшейся не ему (В. Д. Набоков заслонил собой П. Милюкова), безусловно, потрясла В. Набокова и, по выражению В. Федорова, “поставила его в иные, во многом неясные для нас, отношения с ïîòóñòîðîííèì...” [4, 6]. Отголоски переживаний, связанных со смертью отца, находим в стихотворении “Пасха”: Я вижу облако сияющее, крышу блестящую вдали, как зеркало... Я слышу, как дышит тень и каплет свет... Так как же нет тебя? Ты умер, а сегодня синеет влажный мир, грядет весна Господня, ðàñòåò, çîâåò... Тебя же нет [3, 458]. Но, как праздник Пасхи связан с воскресением Христа, так и отец воскресает в “пении ручьев”, в “перезвоне капели”: Но если все ручьи о чуде вновь запели, но если перезвон и золото капели – не ослепительная ложь,– а трепетный призыв, сладчайшее “воскресни”, ВЕСТНИК ÂÃÓ. Ñåðèÿ: Филология. Журналистика. 2006, ¹ 1 5
Стр.3