ВЕСТНИК ÂÃÓ. Ñåðèÿ: Филология. Журналистика. 2006, ¹ 1
ФИЛОЛОГИЯ
ФУНКЦИИ МОТИВА СМЕРТИ
В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. НАБОКОВА
© 2006 Í.Í. Афанасьева
Воронежский государственный технический университет
Мотив смерти возникает уже в ранних произведениях
Набокова: в рассказах, драматических
произведениях и даже стихах.
Начало творческой карьеры В. Сирина –
произведения разных жанров, написанные и
опубликованные им до романа “Машенька”
(1926 ã.). И уже в этих работах можно выявить
мотив смерти. Рассмотрим функции мотива смерти
в произведениях этого периода.
А. Долинин назвал ученические стихи
Сирина 1916–1919 ãã. прологом его “èñòèííîé
жизни”. Нельзя разобраться в художественном
наследии писателя, минуя его творческий
пролог. Это одна из важных причин, побудивших
нас обратиться к поэтическим произведениям
автора.
Можно сказать, что именно в стихах зарождаются
основные темы творчества Набокова, и
это является еще одной причиной нашего обращения
к стихотворным опытам художника, несмотря
на то, что, с одной стороны, сам он считал
“...ïåðâóþ ... книжечку стихов ... исключительно
плохой...” и разделял “критическое отношение
современников к своим ранним стихам”
[2, 776-778], а с äðóãîé, большинство исследователей
признает превосходство прозаических произведений
Набокова над поэтическими, снисходительно
позволяя Мастеру прозы стихотворную
слабость. (Первые поэтические сборники Сирина
были довольно равнодушно встречены критикой:
«Это хороший образец поэта “первого
ученика”. ... Все отпечатано по изношенным клише.
Нигде, ни в чем нет бьющегося “своего”
ïóëüñà...» (Ðîìàí Ãóëü). «Ó Сирина есть все äàííûå,
чтобы быть поэтом: у него вполне поэтические
восприятия, стихи его музыкальны и органичны,
и, несмотря на сказанное, за исключением
нескольких действительно хороших стихов,
сборник “Горний путь” скучная книга» (Вера
Лурье). “Сирину нужно освободиться от пут логичности,
связующей творческую свободу. От
чтения его стихов – часто хороших, умелых стихов!–
становится тяжело и душно, хочется какого-то
порыва, зияния – хотя бы ценой нарушения
гармонии” (Г. Струве). Но были и подбадривающие
молодого автора высказывания: “Думается,
что... работая над собой, он достигнет
ценных результатов и над его поэтическими
длиннотами верх возьмет уже и ныне доступный
ему поэтический лаконизм, желанная художническая
ñêóïîñòü” (Þ. Айхенвальд) [2, 785].
В современном набоковедении поэтическое наследие
художника недостаточно изучено, хотя
осуществляются попытки восполнить этот пробел
– например, в работах А. Ю. Мещанского,
Ï. Í. Малофеева, Ã. Воробьевой и äð.).
Первый поэтический сборник Набокова
“Ãðîçäü” (êîíåö 1922 ã.) посвящен памяти его
отца, В. Д. Набокова, который был убит 28 марта
1922 года на одном из эмигрантских собраний в
Берлине. Смерть отца, погибшего от пули, предназначавшейся
не ему (В. Д. Набоков заслонил
собой П. Милюкова), безусловно, потрясла
В. Набокова и, по выражению В. Федорова, “поставила
его в иные, во многом неясные для нас,
отношения с ïîòóñòîðîííèì...” [4, 6].
Отголоски переживаний, связанных со смертью
отца, находим в стихотворении “Пасха”:
Я вижу облако сияющее, крышу
блестящую вдали, как зеркало... Я слышу,
как дышит тень и каплет свет...
Так как же нет тебя? Ты умер, а сегодня
синеет влажный мир, грядет весна Господня,
ðàñòåò, çîâåò... Тебя же нет [3, 458].
Но, как праздник Пасхи связан с воскресением
Христа, так и отец воскресает в “пении ручьев”,
в “перезвоне капели”:
Но если все ручьи о чуде вновь запели,
но если перезвон и золото капели –
не ослепительная ложь,–
а трепетный призыв, сладчайшее “воскресни”,
ВЕСТНИК ÂÃÓ. Ñåðèÿ: Филология. Журналистика. 2006, ¹ 1
5
Стр.3