2006, ¹ 1 ПРОБЛЕМА СЕМИОТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА У ЙЕНСКИХ РОМАНТИКОВ © 2006 Е.А. Панкова Воронежский государственный университет Образ средневекового города становится значимой частью романтической воображаемой картины средневековья. <...> Для романтической культуры этот символ становится особо актуальным благодаря самим свойствам означаемого и особенному восприятию романтиками категории времени. <...> Особое значение семиотики города в культуре немецкого романтизма отмечает М. Тальман <...> , городской ландшафт для них много привлекательнее сельского. <...> Древний город имеет свою особую ауру, индивидуальное “лицо”, которое сохраняет отпечаток прошлых времен. <...> Для “юной” романтической культуры, в рамках которой происходит зарождение исторического сознания, идентификация себя с прошлыми эпохами, такое зримо запечатленное свидетельство движения исторического времени было особенно актуальным. <...> Романтики открывают для себя одновременно чуждость, “инаковость” и близость прошлого в облике древних городов. <...> Архитектурные сооружения, план города, расположение и наименование улиц и многие другие реликты прошедших эпох выступают как “кодовые программы, постоянно заново генерирующие тексты исторического прошлого” [5, 213], являются источником семиотических коллизий. <...> Древний город осмысляется романтиками как сложное семиотическое явление, и прежде всего, как месторождение и источник средневековой культуры, которая во многом стала образцом для эстетики романтизма. <...> Обращаясь к исторической культурной традиции, можно отметить, что городская тема появляется еще в тексте Библии, где представлен целый ряд проклятых городов1 1 . <...> Это первый гоКраткий обзор урбанистического сюжета в Библии дается в книге французского медиевиста Жака Ле Гоффа: Ле Гофф, Жак. <...> 2006, ¹ 1 ПРОБЛЕМА СЕМИОТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА У ЙЕНСКИХ РОМАНТИКОВ род, заложенный ненавистным братоубийцей Каином; затем эпизод с Вавилонской башней <...>