Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки №4 2007 (290,00 руб.)

0   0
Страниц94
ID216881
АннотацияИздание представляет публикацию результатов фундаментальных, перспективных исследований, проводимых учеными Поволжья
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2007 .— №4 .— 94 с. — URL: https://rucont.ru/efd/216881 (дата обращения: 20.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
Творчество поэтов "озерной школы" в интерпретации Н. С. Гумилева / Жаткин (90,00 руб.)
Ассоциативная основа воздействующей функции эффективных товарных знаков / Стадульская (90,00 руб.)
Российские анархисты в 1905-1910 гг.: "практикум" по либертаризму / Сапон (90,00 руб.)
Либеральное дореволюционное законотворчество: опыт выявления структурно-логических связей / Аронов (90,00 руб.)
Генерал-лейтенант В. Ф. Джунковский в действующей армии 1917 г.: от Февраля к Октябрю / Дунаева (90,00 руб.)
К. Н. Леонтьев о национальной политике / Емельянов-Лукьянчиков (90,00 руб.)
Взаимоотношения государственного и местного управления в дореволюционной России : историко-коммуникативный анализ / Липатова (90,00 руб.)
Парадигма модернизации в социальной теории / Любимцев (90,00 руб.)
Трансформация образа человека в контексте модернизации (некоторые социально-психологические аспекты) / Петренко (90,00 руб.)
В. С. Соловьев : экономика с позиций философии морали / Ульшина (90,00 руб.)
Социально-политический порядок и его легитимность как социокультурные и ценностно-нормативные реалии / Козлов (90,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ №4 2007 СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ Сапон В. П. <...> Взаимоотношения государственного и местного управления в дореволюционной России: историко-коммуникативный анализ.................. 31 ФИЛОСОФИЯ Любимцев К. В. <...> Социально-политический порядок и его легитимность как социокультурные и ценностно-нормативные реалии ................................ 66 ФИЛОЛОГИЯ Жаткин Д. Н., Рябова А. А. <...> : «ПРАКТИКУМ» ПО ЛИБЕРТАРИЗМУ В процессе борьбы с самодержавным государством за идеалы социальной справедливости и подлинного народного самоуправления российские анархисты стремились не только к разрушению существующего эксплуататорского общества, но и к созиданию прогрессивной общественной альтернативы. <...> Автор статьи поставил своей целью осветить именно конструктивные усилия отечественных антигосударственников по осуществлению принципов либертарного социализма, предпринятые в 1905–1910 гг. <...> Революция 1905–1907 гг. стала подтверждением многих радикальнолибертарных постулатов российских анархистов. <...> Кроме того, резкий скачок в политическом развитии народных масс дал идейным антигосударственникам прекрасную возможность для приложения своих бунтарских сил и реализации партийных замыслов. <...> Но при первом же дуновении революции эта мысль, казалось столь твердо установленная, уже успела рухнуть. <...> «Единство действия является вследствие того, – пишет П. А. Кропоткин, – что враг общества – 2 № 4, 2007 Гуманитарные науки. <...> Именно такими эпизодами изобилуют разного типа публикации о деятельности анархистов в эпоху Первой русской революции. <...> Эта мысль вполне применима по отношению к радикально-революционной деятельности анархистов: в эпоху всеобщего «штурма и натиска» они не только прилагали неимоверные усилия для превращения существующего эксплуататорского общества в руины, но и пытались, насколько позволяли обстоятельства, взращивать либертарные ростки новой справедливой <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№4_2007.pdf
№ 4, 2007 Гуманитарные науки. История ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 4 СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ Сапон В. П. Российские анархисты в 1905–1910 гг.: «практикум» по либертаризму .............................................................................. 2 Аронов Д. В. Либеральное дореволюционное законотворчество: опыт выявления структурно-логических связей ................................................. 8 Дунаева А. Ю. Генерал-лейтенант В. Ф. Джунковский в действующей армии 1917 г.: от Февраля к Октябрю ................................................................ 13 Емельянов-Лукьянчиков М. А. К. Н. Леонтьев о национальной политике............ 23 Липатова О. В. Взаимоотношения государственного и местного управления в дореволюционной России: историко-коммуникативный анализ.................. 31 ФИЛОСОФИЯ Любимцев К. В. Парадигма модернизации в социальной теории ........................... 41 Петренко Н. С. Трансформация образа человека в контексте модернизации (некоторые социально-психологические аспекты) ........................................... 50 Ульшина Е. Н. В. С. Соловьев: экономика с позиций философии морали............ 59 Козлов С. В. Социально-политический порядок и его легитимность как социокультурные и ценностно-нормативные реалии ................................ 66 ФИЛОЛОГИЯ Жаткин Д. Н., Рябова А. А. Творчество поэтов «озерной школы» в интерпретации Н. С. Гумилева......................................................................... 74 Стадульская Н. А. Ассоциативная основа воздействующей функции эффективных товарных знаков ........................................................... 82 2007 Аннотации ....................................................................................................................88 Сведения об авторах...................................................................................................92 1
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион ИСТОРИЯ УДК 329.5(47+57)«1905/1910» В. П. Сапон РОССИЙСКИЕ АНАРХИСТЫ В 1905–1910 ГГ.: «ПРАКТИКУМ» ПО ЛИБЕРТАРИЗМУ В процессе борьбы с самодержавным государством за идеалы социальной справедливости и подлинного народного самоуправления российские анархисты стремились не только к разрушению существующего эксплуататорского общества, но и к созиданию прогрессивной общественной альтернативы. Автор статьи поставил своей целью осветить именно конструктивные усилия отечественных антигосударственников по осуществлению принципов либертарного социализма, предпринятые в 1905–1910 гг. Революция 1905–1907 гг. стала подтверждением многих радикальнолибертарных постулатов российских анархистов. Кроме того, резкий скачок в политическом развитии народных масс дал идейным антигосударственникам прекрасную возможность для приложения своих бунтарских сил и реализации партийных замыслов. В работе «Русская революция и анархизм» духовный лидер отечественного анархистского движения П. А. Кропоткин с удовлетворением писал: «Еще вчера нам говорили: «Анархия, быть может, хороша для Западной Европы; но в России, где мы живем в осадном положении, нужна строго централизованная организация». Но при первом же дуновении революции эта мысль, казалось столь твердо установленная, уже успела рухнуть. Централизация русской социал-демократии не только не помешала, но роковым образом привела социалистическую партию к распадению на несколько групп, которых грызня, буквоедство и византийство отвратят от социализма рабочие массы. И наоборот, та мысль, за которую анархистов предавали анафеме, – мысль, что полная независимость каждой группы есть лучший залог единства, чем полное объединение отделов, и группа даст больше единства действия, чем централизация, – эта мысль оказалась до того верною, что все самое главное, что теперь делается в России, делается именно таким путем… Россия начинает представлять именно то, к чему мы всегда стремились, т.е. тысячи отдельных мелких и больших действий, начиная с движения, вызванного в Петербурге Георгием Гапоном и кончая какоюнибудь самою мелкою демонстрациею в глухом городишке или актом сопротивления… человека; единство действия получается не вследствие чьего бы то ни было руководительства… все эти централистские утопии оказываются чистейшим вздором, как только дело доходит до революции» [1, л. 27, 32, 33]. По искреннему убеждению анархистского теоретика, спонтанный и децентрализованный характер русской революции вовсе не является проявлением социальной энтропии и аномии. Напротив, они обусловлены не только выстраданными, но и глубоко осознанными антикапиталистическими и противогосударственническими устремлениями народа. «Единство действия является вследствие того, – пишет П. А. Кропоткин, – что враг общества – 2
Стр.2
№ 4, 2007 Гуманитарные науки. История капиталист-эксплуататор и что главная его поддержка – государство с его чиновниками. В ту минуту, когда люди начинают бунтоваться, их усилия естественно, неизбежно оказываются направлены против капиталиста и против Государства. Единство действия дается единством стремления, цели, а не начальством. Эти действия исходят не из центра, а представляют плод самодеятельности, самостоятельного почина, анархического, безвластного восстания тысяч и тысяч людей, разбросанных по всей поверхности страны» [1, л. 33]. Антиправительственные выступления политизированных слоев населения зачастую оказались действительно анархическими, но далеко не всегда в том конструктивно-политическом смысле, который подразумевался П. А. Кропоткиным и его единомышленниками. Союз «рыцарей капиталистической наживы» и самодержавного государства также оказался намного более прочным и жизнестойким, нежели представлялось апологетам безвластного коммунизма. По этим причинам анархистам в ходе революции 1905– 1907 гг. пришлось слишком часто использовать такие «искусственные» способы подстегивания революции, как экспроприации, покушения на жизнь «царских сатрапов» и даже безмотивный террор, который уносил жизни не только агентов государства, но и случайных людей. Именно такими эпизодами изобилуют разного типа публикации о деятельности анархистов в эпоху Первой русской революции. Вероятно, эскалация взаимного насилия со стороны противоборствующих сторон и нарастание разрушительных элементов в общественной жизни являются закономерным результатом неразрешенного кризиса в социуме. Однако не стоит сбрасывать со счетов и такое важное обстоятельство, что наиболее сознательные представители революционного лагеря (как беспартийные представители социальных низов, так и убежденные приверженцы тех или иных партийных программ) прибегают к активным (часто экстремистским) действиям не только с целью разрушения старого, но и с надеждой на созидание нового. Эта мысль вполне применима по отношению к радикально-революционной деятельности анархистов: в эпоху всеобщего «штурма и натиска» они не только прилагали неимоверные усилия для превращения существующего эксплуататорского общества в руины, но и пытались, насколько позволяли обстоятельства, взращивать либертарные ростки новой справедливой жизни. При этом «апостолы безвластия» неминуемо покушались на «священную» частную собственность и демонстрировали непочтение по отношению к государственной власти, что зачастую влекло за собой обвинения в экстремизме и нигилизме, с одной стороны, и восхищение – с другой. Так, в Варшаве в самом начале 1905 г. во время стачки пекарей анархисты захватили одну из пекарен и «явочным порядком» ввели в ней рабочий контроль. «Они руководили этой пекарней, удовлетворяли требования служащих, уплатили часть долгов и вели дело до тех пор, пока собственник не пришел с повинной, согласившись удовлетворить все требования рабочих» [2, с. 10]. Примерно в это же время белостокские анархисты и их сторонники провели еще более масштабную «социализацию»: они на какое-то время захватили местечко Крынка – месторасположение нескольких ткацких фабрик. Согласно описанию в журнале «Буревестник», «терроризированная полиция бежала, все правительственные учреждения, такие как почта, телеграф, конторы, были в руках восставших. Анархисты хотели конфисковать денежные суммы, но этому помешали «бундовцы», считая неприкосновенной «общест3
Стр.3