СОЛОВЬЕВ: ЭКОНОМИКА С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ МОРАЛИ В статье рассматриваются проблемы, связанные с ролью и значением нравственности в предпринимательстве, затронутые в этике В. С. Соловьева. <...> Центральной идеей Соловьева при анализе экономической жизни является признание ее особым, своеобразным поприщем для единого (точнее, триединого) нравственного закона. <...> Подобное признание абсолютного превосходства духовного начала над материальным позволяет Соловьеву сделать целый ряд выводов, сохраняющих исключительно важное значение и для организации хозяйственной жизни в современной России. <...> Его негативная, с нравственной точки зрения оценка не подлежит сомнению. <...> Все было безнравственно: и приватизация, и шоковая терапия, и обнищание половины населения, и связь бизнеса с криминалом. <...> Сейчас, когда хозяйственная жизнь в стране приобрела относительную устойчивость и даже отмечается некоторый подъем экономики, весьма актуален вопрос о том, насколько удастся в наших экономических отношениях воплотиться нравственному началу. <...> Огромную помощь в таком исследовании может оказать этический анализ экономики В. С. Соловьевым. <...> Следует отметить, что в публикациях, посвященных этике бизнеса и этике хозяйства вообще, ссылаются в основном на многочисленные работы зарубежных авторов, а идеям Соловьева не уделяется внимание, хотя, на наш взгляд, ему глубже, чем кому-либо, удалось рассмотреть экономический вопрос «с нравственной точки зрения». <...> Как известно, этика Соловьева строится на трех основных добродетелях: господстве над материальной чувственностью, солидарности с живыми существами и добровольном подчинении сверхъестественному началу. <...> От первичных данных нравственности Соловьев переходит к выводимым из них принципам. <...> Согласно первому нравственному принципу, на страже которого стоит чувство стыда, животная (материальная) жизнь в человеке должна быть подчинена духовной. <...> Речь идет здесь не об отождествлении <...>