ЛЕОНТЬЕВ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В статье впервые в отечественной историографии дается развернутая характеристика взглядов К. Н. Леонтьева на национальный вопрос. <...> Отмечается, что рефлексия этой темы проводилась мыслителем посредством применения цивилизационного подхода, обращения к традиционной русской духовности и соборности мироощущения. <...> Для Леонтьева национальная политика настолько позитивна, насколько рассматривается в контексте религии, культуры и государственности, и, наоборот, противоестественно всякого рода зацикливание на идее крови, рассматриваемой вне идеалов русской или любой другой цивилизации. <...> Леонтьев сделал судьбоносное открытие о том, что мир состоит из ряда цивилизаций, которые представляют собой ограниченные во времени исторические образования. <...> Каждая из них проходит через три стадии развития: первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения [1, с. <...> Исходя их этого, можно выделить характерные черты леонтьевского мировидения: вопервых, с его точки зрения, для долгого и плодотворного бытия любой цивилизации необходимо внимание ко всем ее составляющим (следствием чего было негативное отношение мыслителя к абсолютизации каких бы то ни было оторванных от контекста явлений или идеалов, будь то человеческая свобода, экономика или этническое происхождение); во-вторых, актуальность, позитивность (или негативность) всякого явления различна в разные периоды существования цивилизации (поэтому «до дня цветения лучше быть парусом или паровым котлом; после этого невозвратного дня достойнее быть якорем или тормозом для народов, стремящихся вниз под крутую гору» [1, с. <...> В своих работах Леонтьев посвятил много времени как анализу подчиненных по отношению к цивилизации понятий «религия», «культура» и «государственность», так и совокупному рассмотрению статуса жителей каждой конкретной цивилизации. <...> Именно здесь он выходил на изучение национального <...>