Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №15 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268413
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2014 .— №15 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268413 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ замминистра обороны Анатолий Антонов замминистра обороны Анатолий Антонов ТЕМА НОВАЯ БРОНЯ СПЕЦНАЗА НОВАЯ БРОНЯ СПЕЦНАЗА Олег ФАЛИЧЕВ Олег ФАЛИЧЕВ СКАЖУТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЕ СКАЖУТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЕ САНКЦИИ НА СОЗДАНИИ БОЕВОЙ ЭКИПИРОВКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ САНКЦИИ НА СОЗДАНИИ БОЕВОЙ ЭКИПИРОВКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ Главное Продолжение на стр. <...> ТУЛА ПРИГЛАШАЕТ Тульский оружейный завод (ТОЗ) ведет работу по привлечению кадров из украинской промышленности. <...> НЕЧТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ СИСТЕМА ВОЕННАЯ ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИНФРАСТРУКТУРА – ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИКИ США Читайте материал на стр. <...> 10 ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИКИ США Читайте материал на стр. <...> В 2014 году на Каспийскую флотилию ожидается прибытие малого ракетного корабля «Великий Устюг» с высокоточным универсальным ракетным комплексом большой дальности «Калибр-НК», рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения и спасательных многопрофильных катеров. <...> МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Точку зрения МО РФ представляет02 Точку зрения МО РФ представляет02 ВАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ НЕ ВСЕСИЛЕН ВАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ НЕ ВСЕСИЛЕН эффективных средств давления на Россию эффективных средств давления на Россию ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПЕРВЫЕ ИТОГИ У Соединенных Штатов почти нет 03 пользуются большим спросом в странах АТР У Соединенных Штатов почти нет 03 пользуются большим спросом в странах АТР Наши вооружение и военная техника06 Наши вооружение и военная техника06 DSA 2014: DSA 2014: № 15 (533) 23–29 апреля 2014 года выходит по средам № 15 (533) выходит по средам КАК ЗАЩИТИТЬ ТВОРЦОВ ЯДЕРНОГО ЩИТА РОССИИ КАК ЗАЩИТИТЬ ТВОРЦОВ ЯДЕРНОГО ЩИТА РОССИИ К 80-летию Владимира Бенцианова11 К 80-летию Владимира Бенцианова11 ЕЩЕ 16 М Г-29СМТ ЕЩЕ 16 МиГ-29СМТ Минобороны России заключило контракт с российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» на поставку 16 истребителей <...>
Военно-промышленный_курьер_№15_2014.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ замминистра обороны Анатолий Антонов замминистра обороны Анатолий Антонов ТЕМА НОВАЯ БРОНЯ СПЕЦНАЗА НОВАЯ БРОНЯ СПЕЦНАЗА Олег ФАЛИЧЕВ Олег ФАЛИЧЕВ СКАЖУТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЕ СКАЖУТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЕ САНКЦИИ НА СОЗДАНИИ БОЕВОЙ ЭКИПИРОВКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ САНКЦИИ НА СОЗДАНИИ БОЕВОЙ ЭКИПИРОВКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ Главное Продолжение на стр. 07 Продолжение на стр. 07 ТЕНДЕНЦИИ БЫВШИЕ ВОЕННЫЕ УКРАИНЫ НА СЛУЖБЕ В ВС РФ Более 16 тысяч бывших украинских военнослужащих и лиц гражданского персонала приняты на военную службу и работу в Вооруженные Силы России, сообщил первый замминистра обороны РФ генерал армии Аркадий Бахин. «На сегодня 9268 военнослужащих указанной категории в первоочередном порядке получили гражданство РФ, приняты на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации и назначены на воинские должности, в том числе офицеров – 2768 человек, прапорщиков (мичманов) – 1302 человека, солдат (матросов, сержантов, старшин) – 5007 человек, курсантов – 191 человек», – сказал Аркадий Бахин. «Все они уже получили российские паспорта», – добавил военачальник. По его словам, в соответствии с указаниями министра обороны РФ от 3 апреля 2014 года организованы проведение сборовых мероприятий и обучение офицеров из числа указанной категории военнослужащих в вузах Минобороны России по программам дополнительного профессионального образования. Кроме того, отметил первый замминистра обороны, 7050 лиц бывшего гражданского персонала ВС Украины приняты на работу и назначены на должности в части и подразделения Черноморского флота РФ. ТУЛА ПРИГЛАШАЕТ Тульский оружейный завод (ТОЗ) ведет работу по привлечению кадров из украинской промышленности. Заинтересованность в этих специалистах связана с острой нехваткой квалифицированных кадров. Для выполнения растущих объемов заказов по экспортным контрактам и для российских заказчиков на заводе увеличивается персонал. По состоянию на первый квартал этого года численность ТОЗа достигла 2800 человек. Набор идет только в производственные цехи, куда за последние годы были дополнительно набраны около 300 человек. Тем не менее нехватка людей ощущается, прежде всего операторов станков с числовым программным управлением, универсальных специалистов для работы на токарных и фрезерных станках. С рынка взять кадры практически невозможно. Завод развивает схему привлечения кадров из других регионов, из Ижевска например. В настоящее время тульские оружейники пытаются наладить работу по привлечению квалифицированных кадров из Украины. В этих целях налаживается взаимодействие с кадровыми службами украинских предприятий и кадровыми агентствами, которые могут рекомендовать рабочих, желающих принять российское гражданство. Лица, заинтересованные в получении работы в цехах ТОЗа, могут привлекаться на короткий срок, а после проверки их квалификации и подтверждения необходимости завод может ходатайствовать перед вышестоящими органами в получении для новых рабочих гражданства РФ. Пока рабочих из Украины в кадровом составе ТОЗа нет, но работа по их поиску уже началась. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что для России Крым неизмеримо важнее любого возможного ущерба, который может нанести Кремлю Запад? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 82% ДА 13% 5% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ НЕЧТО БОЛЬШЕ, Тимур имур СПИРИДОНОВ, СПИРИДОНОВ, генеральный директор НИИ «Управление. Информационные технологии» Информационные технологии» генеральный директор НИИ «Управление. НЕЧТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ СИСТЕМА ВОЕННАЯ ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИНФРАСТРУКТУРА – ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИКИ США Читайте материал на стр. 10 ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИКИ США Читайте материал на стр. 10 УКРАИНСКИЕ МАНЕВРЫ в Россию продукции военного и двойного назначения не соответствуют действительности. Подчеркиваем, что ГК «Укроборонпром» временно приостановила все отгрузки продукции в эту страну», – заявил врио генерального директора концерна Юрий Терещенко. Так он прокомментировал на сайте концерна высказывания украинских и российских представителей о состоянии военно-технического сотрудничества между Украиной и Россией. По его словам, мораторий на поставки в РФ продукции военного и двойного назначения «Заявления о продолжении Украиной поставок Для летных и стендовых испытаний новейшего российского авиадвигателя ПД-14, предназначенного для пассажирского самолета МС-21, будет изготовлена опытная партия в количестве 22 двигателей. Из этих авиадвигателей четыре предназначены для установки на двух самолетах, которые будут задействованы в летных испытаниях. Ведутся опытно-конструкторские работы по адаптации ПД-14 для установки на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Самолет Ил-76ЛЛ уже выделен для летных испытаний ПД-14 и определен источник финансирования работ. Если первый «летный» двигатель ПД-14 будет изготовлен в декабре 2014 года, то ЛИИ имени Громова обещает поднять его в воздух не позже февраля 2015-го. Сегодня на всех моторных заводах огромный рост гособоронзаказа, все они является осознанным решением украинского государства в условиях существующего состояния двусторонних отношений. Вместе с тем Терещенко сообщил, что украинское правительство вместе с концерном готовит механизмы компенсации возможных текущих потерь отдельных предприятий: «Мы осознаем возможные негативные последствия для отдельных предприятий в результате приостановления сотрудничества с РФ. Для их избежания, а также для снятия напряжения в трудовых коллективах мы совершенствуем систему внутренних закупок. Одновременно готовятся внешние контракты, направленные на оперативную компенсацию возможных текущих потерь». 22 ПД-14 ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ работают на грани возможностей по мощностям и кадрам, что не сказывается позитивно на программе ПД-14. Задача – делать двигатель с такими характеристиками по шуму на местности и по эмиссии в атмосферу вредных веществ, чтобы впоследствии не проПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 водить серьезную модернизацию под меняющиеся со временем требования ИКАО по этим параметрам. Надо выйти на запас на 10–15 дБц по шуму и на 30–45 процентов по эмиссии вредных веществ от сегодняшних требований ИКАО. Разработчик ПД-14 обеспечит превосходство над самолетами А320 и «Боинг-737» за счет параметров двигателя и обеспечит примерный паритет с теми двигателями, которые будут установлены на модернизированных самолетах А320Neo и «Боинг-737Max». Наша задача – выдержать паритетные характеристики по двигателям, а МС-21 благодаря «черному» крылу получит превосходство над этими модернизированными машинами. ОАО «Авиадвигатель» впервые в России проектирует двигатель на директивно заданную производственную материалоемкость и трудоемкость. ПД-14 создается в рамках программы разработки семейства авиадвигателей тягой от 12,5 до 18 тонн для применения в различных типах пассажирских и транспортных самолетов, в том числе для перспективного авиалайнера МС-21, разрабатываемого корпорацией «Иркут». ЧЕМ СИСТЕМА ОБЕС ПЕЧЕНИЯ ОБЕС ПЕЧЕНИЯ Главное – сохранить жизнь военнослужащему в боевой обстановке. сохранить жизнь военнослужащему в боевой обстановке. Насколько выполнима эта задача в условиях экономических и технологических санкций со стороны Запада? Насколько выполнима эта задача в условиях экономических и технологических санкций со стороны Запада? Но все сходятся в одном: солдат будущего должен быть прежде всего надежно защищен от пуль и осколков. Но все сходятся в одном: солдат будущего должен быть прежде всего надежно защищен от пуль и осколков. даже биороботов и неуязвимых киборгов. даже биороботов и неуязвимых киборгов. Некоторые специалисты прогнозируют создание в обозримой перспективе Некоторые специалисты прогнозируют создание в обозримой перспективе Не затихают дискуссии о том, каким быть солдату ХХI века. Не затихают дискуссии о том, каким быть солдату ХХI века. КАСПИЮ – щих по контракту и гражданского персонала сформированы экипажи для приема в состав флотского объединения восьми новых кораблей и судов. В 2014 году на Каспийскую флотилию ожидается прибытие малого ракетного корабля «Великий Устюг» с высокоточным универсальным ракетным комплексом большой дальности «Калибр-НК», рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения и спасательных многопрофильных катеров. Офицеры, старшины и матросы прошли стажировку на однотипных кораблях, в том числе на МРК «Град Свияжск» и «Углич», уже поступивших в состав флотилии. Экипажам новостроек предстоит пройти обучение у специалистов заводов и освоить современные комплексы вооружения, высокоточное ракетное оружие, механизмы и корабельные системы, а также судовые водолазные комплексы и средства обеспечения водолазных спусков. МРК «Великий Устюг» и аварийно-спасательные катера прибудут на флотилию для проведения всех этапов государственных испытаний с июня по ноябрь 2014 года. ВОСЕМЬ НОВЫХ КОРАБЛЕЙ На Каспийской флотилии из числа военнослужаМС-21 В ОЖИДАНИИ ДВИГАТЕЛЯ Программа создания двигателя нового поколения ПД-14 для перспективного гражданского самолета МС-21 предусматривает выделение из бюджета до 35 миллиардов рублей, общие инвестиции в проект составят 75 миллиардов рублей. Это капиталоемкий проект, который предполагает софинансирование со стороны государства в размере 25–35 миллиардов рублей, а также размещение облигационного займа на цели технического перевооружения 12 миллиардов рублей и субсидирование процентной ставки по кредитам. Весь бюджет программы составляет порядка 75 миллиардов рублей. В 2014 году планируется собрать двигательдемонстратор ПД-14 для испытаний. По планам пятый двигатель должны собрать в этом году и приступить к стендовым и по возможности летным испытаниям. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) успешно сотрудничает с холдингом «Вертолеты России» по модернизации старых и созданию новых двигателей для вертолетов. Это проект «Климова» по глубокой модернизации и созданию двигателя ВК-2500М. При этом часть элементов и узлов для данного двигателя предусматривается использовать в будущем для разрабатываемого перспективного скоростного вертолета. В 2014 году ОДК планирует согласовать с Объединенной авиастроительной корпорацией все условия и сроки создания двигателя для перспективного авиационного комплекса дальней авиации, стратегического бомбардировщика пятого поколения. КОГДА ПОЛЕТИМ НА ЛУНУ Россия ведет работы по исследованию Луны, но говорить о сроках, когда осуществятся пилотируемые полеты на этот спутник Земли, пока преждевременно, отмечают в Роскосмосе. «Работа по исследованию Луны ведется. Сначала это будут автоматические комплексы, в том числе орбитальные и посадочные. В планах – и пилотируемые полеты. Сейчас сказать, что в таком-то году мы будем на Луне, не совсем корректно», – заявил заместитель главы Федерального космического агентства Сергей Савельев. Он выразил уверенность, что задачу по осуществлению пилотируемых полетов на Луну можно решить: «Работа ведется, цель поставлена, и она будет выполнена». МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Точку зрения МО РФ представляет02 Точку зрения МО РФ представляет02 ВАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ НЕ ВСЕСИЛЕН ВАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ НЕ ВСЕСИЛЕН эффективных средств давления на Россию эффективных средств давления на Россию ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПЕРВЫЕ ИТОГИ У Соединенных Штатов почти нет 03 пользуются большим спросом в странах АТР У Соединенных Штатов почти нет 03 пользуются большим спросом в странах АТР Наши вооружение и военная техника06 Наши вооружение и военная техника06 DSA 2014: DSA 2014: № 15 (533) 23–29 апреля 2014 года выходит по средам № 15 (533) выходит по средам КАК ЗАЩИТИТЬ ТВОРЦОВ ЯДЕРНОГО ЩИТА РОССИИ КАК ЗАЩИТИТЬ ТВОРЦОВ ЯДЕРНОГО ЩИТА РОССИИ К 80-летию Владимира Бенцианова11 К 80-летию Владимира Бенцианова11 ЕЩЕ 16 М Г-29СМТ ЕЩЕ 16 МиГ-29СМТ Минобороны России заключило контракт с российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» на поставку 16 истребителей МиГ29СМТ. МиГ-29СМТ представляет собой качественно новую версию легкого фронтового истребителя МиГ-29, производимого корпорацией «МиГ». Он имеет в своем арсенале широкую номенклатуру различного авиационного вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Самолет способен с высокой эффективностью выполнять задачи по уничтожению как воздушных, так и наземных и морских целей. В результате модернизации боевая эффективность МиГ-29СМТ по сравнению с базовым МиГ29 возросла в среднем в три раза, а стоимость эксплуатации снизилась примерно на 40 процентов. ПЕРВЫЙ СТАРТ ВОСТОЧНОГО – К 15 МАЯ Стартовый стол космодрома Восточный отдадут под монтаж в середине следующего месяца. К этому же сроку под монтаж сдадут корпуса космического аппарата и ракеты-носителя. В настоящий момент решаются вопросы поставки оборудования, а в ближайшее время начнется работа по подготовке документации для строительства второго стартового стола под пилотируемые пуски. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 15 (533) 23–29 апреля 2014 года АРМИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Анатолий КОРАБЕЛЬНИКОВ, доктор военных наук, профессор ВА ВКО Первая угроза заключается в отсутствии стройной теории ВКО, сформированной для современных реалий и актуальных потребностей практики создания ВКО РФ в настоящее время. Объясняется это тем, что существующая теория ВКО была разработана в части угроз РФ, предназначения, построения и способов применения для Войск ПВО страны как вида ВС РФ, состоявшего из полнокровных оперативных объединений ПВО и РКО. Кроме того, данная теория разработана в основном для традиционных задач ПВО и РКО, взятых преимущественно порознь для ПВО и РКО, и лишь задачи борьбы с гиперзвуковыми летательными аппаратами (ГЗЛА) и оперативно-тактическими баллистическими ракетами (ОТБР) рассматривались как единые и для ПВО, и для РКО. Основным способом создания ВКО на тот момент была признана интеграция существовавших в то время полнокровных системы ПВО страны и системы РКО глобальной в части СПРН и ККП и локальной в части ПРО города Москвы. В настоящее время указанное выше либо кануло в Лету, либо существенно изменилось, либо, например в части интеграции систем ПВО и РКО, можно ставить под сомнение. Последнее будет показано ниже при рассмотрении очередной угрозы созданию ВКО РФ. Результатом этого явилось то, что существующая теория ВКО не дает современного и однозначного ответа на ряд вопросов. Первый из них можно сформулировать следующим образом: а для чего России нужна ВКО? То ли ВКО нужна РФ для нанесения поражения и победы над наиболее опасным воздушно-космическим противником, то ли для обороны основных объектов страны и группировок войск ВС РФ путем борьбы с воздушно-космическим противником, то ли как элемент системы сдерживания агрессоров от нападения путем кратковременной (на время применения) обороны войск, сил и средств ответного ядерного удара ВС РФ, то ли для достижения всех этих целей вместе. Не зная ответа на эти вопросы, невозиз них, которые требуют минимальных совокупных затрат на создание и обеспечение своего жизненного цикла на единицу их эффективности (полезного эффекта). В основе функционального подхода лежит так называемый причинный треугольник технического прогресса: социальные потребности – технические возможности – экономическая целесообразность. В настоящее время при образовании 04 04 РЕЦЕПТ В ГУСТОМ СОЗДАВАТЬ ВКО РФ и в целом при руководстве теорией ВКО применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуются существующие системы, организационные структуры, объекты без создания их новых аналогов и образцов. Иными словами, при предметном подходе задача создания нового и поиска инновационных способов для удовлетворения даже старых социальных потребностей просто не ставится. В итоге при таком подходе интегрируют в лучшем случае существующее, ранее созданное, затем его модернизируют до возможного предела старых технических решений, переставляют организационные квадратики в социальнотехнических системах и т. д. Функциональный подход предполагает инновационное движение вперед, а предметный – обрекает догонять вчерашний день и не позволяет адекватно удовлетворять социальные потребности РФ в области борьбы с воздушно-космическим противником и приведет в конечном итоге к пустой трате огромных средств. Мы в области борьбы с воздушноВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКУЮ ОБОРОНУ НЕОБХОДИМО В ЕДИНОЙ ЛОГИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЕССМЫСЛЕННЫЙ БЕГ НА МЕСТЕ можно однозначно ответить на следующий: а что такое ВКО РФ? Здесь спектр определений очень широк. При этом ВКО одновременно определяют и как совокупность простых мер и боевых действий, и как только боевые действия, но с оборонительными целями, и как глобальное оборонительное оружие в виде глобальной технической системы коллективного пользования, и как интегрированную систему традиционных войск и сил ПВО и РКО. Указанный ряд можно продолжить и дальше, но и этого достаточно для того, чтобы понять, какая разноголосица существует в рассматриваемой области. И вообще необходимо указать на поверхностное определение понятий, которыми оперирует современная военная наука в области ВКО. Иначе как можно объяснить замешивание в одном определении системы мер по подготовке боевых действий и собственно боевых действий войск и сил ВКО по борьбе с воздушно-космическим противником. Не зная, и что такое ВКО РФ, и для чего она нужна, невозможно ответить на вопросы: ВКО будет распространяться на всю территорию России или только на ее часть? Если на часть территории РФ, то где она должна быть противовоздушной, а где воздушно-космической? Не ответив на указанные вопросы, нельзя определиться с составом и организационно-штатным построением войск и сил ВКО и их размещением на территории РФ и в космосе. Сегодня ученые, работающие в области проблематики ВКО, не доказали остальному научному сообществу и высшему руководству ВС РФ ряд фундаментальных научных положений, которые лежат в основе теории ВКО. К числу таких относятся положение о том, что ход и исход современных войн и вооруженных конфликтов определяют войска, силы и средства, действующие из и через воздушно-космическое пространство; положение о том, что в военном отношении «воздух» и «космос» из физических сред перемещения различных технических аппаратов и оружия перешли в разряд театра войны. Необходимо указать, что такое полоНИКТО, КОМУ В РУКИ ПОПАДАЛИ ВОЙСКА ПВО И РКО, И НЕ СОБИРАЛСЯ СОЗДАВАТЬ ВКО РФ, А ЛИШЬ РЕШАЛ УЗКОВЕДОМСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ ЗАДАЧИ Сегодня, несмотря на обилие принятых решений и совершенных действий, сложилась ситуация, прямо угрожающая созданию воздушно-космической обороны России. Причем угрозы являются внутренними и порождены по большей части как действиями, так и бездействием ученых, взявшихся за проблематику ВКО. В силу того что эти угрозы внутренние, они представляют наибольшую опасность для создания ВКО РФ. Рассмотрим их по порядку. жение определяется не только и не столько косностью мышления научного сообщества и высшего руководства ВС РФ, сколько пассивностью, отсутствием упорства и «гибкостью» из серии «чего изволите» в отстаивании своих идей, а также недостаточной их пропагандой и слабостью системы доказательства и аргументации. Для того чтобы эту угрозу снять, необходимо заново определить проблематику ВКО и разработать дальше применительно к современным условиям теорию ВКО. Вторая угроза созданию ВКО России заключается в том, что принятый сейчас способ формирования воздушно-космической обороны через интеграцию систем ПВО и РКО отчасти в своей идеологии является неверным и отчасти выполнил свою задачу и в силу этого устарел. Поясним указанное. В настоящее время В настоящее время все в большей степени становится очевидным, что принятая ранее идеология интеграции ПВО и ПРО требует коренного пересмотра и не только для Москвы, но и для всей территории России. Помимо этого, реализуемая сейчас интеграция ПВО и ПРО столицы совершенно не ориентирована на имеющиеся реалии борьбы с воздушно-космическим противником. К ним необходимо отнести следующее. Можно считать доказанным, что будущая война любого уровня развитых стран будет преимущественно бесконтактной для всех видов ВС, а для войск и сил ПВО, ВКО и ВВС – только бесконтактной. При этом руководство вооруженных сил развитых государств отказалось от ввода пилотируемой авиации в зоны огня ЗРВ и ЗА, для этого они свои ВВС оснастили «дистанционным» оружием, сбрасываемым и запускаемым вне зоны зенитной ракетной обороны (ЗРО). Таким образом, в зонах огня ЗРВ основными целями будет не пилотируемая авиация, а сброшенные и запущенные ею средства. В то же время мы в своей интеграции попрежнему ориентируем ЗРО преимущественно на уничтожение пилотируемой авиации и лишь попутно на уничтожение ГЗЛА, БР и КР, что методологически неверно. Кроме того, ведущие государства оснастили свои ВВС высокоточным оружием, наличие которого обусловливает нанесение не площадных, а точечных ударов по элементам внутри обороняемых объектов. Иными словами, воздушный противник не будет наносить удары по нашим объектам, как по площади. Мы же по-прежнему и Москву, и другие объекты обороняем как площадь без структурирования их на точечные объекты. Следует добавить, что усилиями ученых ВА ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова концептуально разработана внутриобъектовая маневренная противовоздушная оборона площадных объектов и обоснована необходимость ввода сил ЗРВ внутрь таких объектов для придания их противосамолетной обороне противоракетных свойств. При этом выработаны исчерпывающие практические рекомендации, однако «интеграторы» не только не спешат внедрять их, но даже не интересуются ими. Рассмотренное положение дел опасно тем, способную решать оперативные и стратегические задачи. При этом надо иметь в виду, что дальняя разведка должна быть не только и не столько сигнальной, позволяющей применить авиацию до рубежей сброса противником бортовых средств и обеспечить своевременное целеуказание ЗРВ и ИА по БР и КР. Ей в первую очередь необходимо быть смысловой, позволяющей как заблаговременно, так и непосредственно вскрыть оперативный и стратегический замысел воздушно-космического противника и своевременно ввести в действие свои стратегические и оперативные контрпланы. Без формирования единых систем управления и систем разведки как системообразующих элементов невозможно создание целостной системы ВКО РФ. Также при формировании новых систем космическим противником достигли предела применения предметного подхода. Необходимо переходить на реализацию функционального подхода. При этом следует иметь в виду, что осторожные теоретики и практики, противопоставляя функциональный и предметный подходы, приводят такие аргументы, что, мол, предметный подход дешевле функционального. При этом сознательно лукавят и не указывают, что функциональный подход дорог в разработке и создании нового, а также в рисках создать не то, но дешев в эксплуатации и применении нового в течение его жизненного цикла. Предметный подход дешев в модернизации существующего, но в перспективе это пустая трата средств и по своей бесперспективности он дороже функционального. Скупой платит дважды. Если теперь, опираясь на указанное выше, обратиться к существующим публикациям и практическим проработкам, то придется констатировать, что различного рода движения вокруг и в направлении организации воздушно-космических сил и соответствующих им командований есть предел реализации в своей бесперспективности напрасной траты средств предметного подхода. В развитых странах ВВС готовят как войска войны, а не поля боя на этой войне. Наши же ВВС, «раскассировавшись» по военным округам, на себя самостоятельных задач войны не взяли (они берут на себя лишь задачи поля боя в пределах оперативных задач военного округа), а Генеральный штаб ВС РФ им задачи войны не поставил (тем более что и ставить некому). Но все равно, командующие и генералы без войск и в целом ВВС без постановки новых задач с задачами и мировоззрением поля боя претендуют на войска и системы, предназначенные для сдерживания, предотвращения, а если потребуется, то и для победоносного завершения войны. Такое создание очередных войск, сил и командований в тупике предметного подхода завершится лишь очередной и в лучшем случае непродуктивной перестановкой квадратиков в финансово-штатном расписании ВС РФ. Своекорыстие практики применения полнокровная реализация интеграции систем ПВО и РКО осуществляется лишь для города Москвы на основе технических решений, созданных в прошлом веке систем ПВО и ПРО. При этом идеологическую основу в указанной интеграции определяют задачи борьбы с ГЗЛА и баллистическими ракетами (в том числе и ОТБР). Вместе с тем наибольшую угрозу по массовости (количеству) созданного, точности и стоимости представляют не ГЗЛА и баллистические ракеты, а крылатые ракеты и ударные беспилотные летательные аппараты (БЛА), а также сброшенные и запущенные с самолетов и ударных БЛА противника поражающие средства, относящиеся к классу ВТО. Кроме того, при такой интеграции возникают вопросы: почему интеграция и создание ВКО только для Москвы? Лишь потому, что территориально система ПРО находится на обороне столицы? И что это дает для обороны РФ и т. д. что ВКО города Москвы объявлена головным участком с последующим распространением его неверной идеологии по всей территории России, где будет создаваться ВКО. Следует отметить еще одно важное обвооружения следует критически подойти к проповедуемому сейчас в конструкторских бюро подходу: «Выше и дальше». Этот подход, если его некритично и огульно применять при разработке вооружения, предназначенного для уничтожения средств воздушнокосмического нападения по принципу «железо против железа», является пустой тратой средств, так как он нереализуем. Дело в том, что воздушный противник, а космический противник тем более, имеет изначальное и перманентное превосходство над Войсками ВКО (без их выхода в космос) в кинетической и потенциальной энергии в десятки тысяч раз в воздухе и в десятки миллионов раз в космосе. Погоня по дальности и высоте за таким «высокоэнергетическим» противником с изначальной нулевой потенциальной и нулевой кинетической энергией средств ВКО бесперспективна. Скорее всего при создании нового поражающего вооружения ВКО надо сосредоточиться на увеличении не дальности и высоты, а его скорострельности, многоканальности, пропускной способности и точности на уже достигнутых высотах и дальностях. Не надо пытаться взять Господа Бога за бороду. Третья угроза созданию ВКО РФ заключается в неадекватной и отчасти своекорыстной практике применения даже существующей теории ВКО, не говоря уже о многочисленных искаженных ее версиях. Неадекватность в том, что изначально выбран бесперспективный подход к разрешению такой управленческой проблемы, как создание ВКО РФ. стоятельство. На сегодня интеграция как способ создания ВКО свою задачу выполнила – ПВО и ПРО Москвы, хоть и с потерями, но сохранены. В то же время интеграция себя исчерпала, так как больше нечего интегрировать, имеет очень ограниченную территорию применения, а поэтому не может применяться далее для создания ВКО РФ. Надо идти дальше и переходить от простой интеграции устаревшего к созданию новых систем вооружения, а от них – не к интегрированной, а к целостной системе ВКО РФ. Для этого необходимо устранить два методологических пробела в создании ВКО РФ, а именно создать единую систему управления ВКО РФ с уровнем автоматизации реального масштаба времени, космических скоростей полета и массированного применения (сброшенных, запущенных) средств воздушно-космического нападения. Также следует создать дальнюю детальную разведку воздушно-космического противника, К разрешению управленческих проблем существует множество подходов: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный (математический), административный, поведенческий, ситуационный. Они не конфликтуют, а дополняют друг друга, но есть два подхода, которые являются противоположными, – функциональный и предметный. Функциональный подход предполагает двигаться в разрешении проблемы от потребителя, коим являются РФ как государство, его общество, социальные институты (в том числе и ВС РФ), социальные группы и граждане этого общества. В дальнейшем эта социальная потребность должна быть четко определена как цель, которую надо достичь. После того как поставлена четкая цель, определяется система задач, которые надо решить (выполнить) для ее достижения. Затем генерируются, моделируются, а если надо и создаются альтернативные системы, организационные структуры, объекты и т. д. для выполнения этих задач и выбираются те СТРОИТЕЛЬСТВА ВС РФ Количество и продолжительность организационных потрясений ВС РФ давно зашкаливают. Вектор военных реформ более 20 лет носит случайный характер, что по законам математики оставляет конечный результат вблизи исходной точки. Ожидаемые провалы многих экспериментов по слиянию, разделению, переподчинению, переименованию воинских структур и учреждений предсказывались дальновидными учеными еще на этапе зарождения этих идей в умах реформаторов. Профессор Иван Ерохин издал и распространил девять книг, в которых предостерегал от проведения необоснованных «опытов» над Вооруженными Силами. Он же предлагал пути выхода из искусственно построенного лабиринта организационных проблем. Достаточно было осмыслить теоретическое наследие Ивана Васильевича, и гигантские государственные ресурсы, выделенные на проведение некоторых «новаций», были бы сохранены. Юрий КРИНИЦКИЙ, полковник запаса, кандидат военных наук, профессор Многократными неудачными экспериментами подрывается вера людей в то, что кто-то вообще знает, куда идти дальше. Как только в гарнизонах и штабах слышат заверения политиков, что военная реформа завершена, так понимают – грядет ее очередной этап. ПОЭТАПНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД Чтобы процесс создания и развития военной машины государства перевести в созидательное русло, его надо подчинить классическим правилам организационного строительства. Последнее означает движение по цепочке: от целей и задач через построение технологического процесса, через функциональную структуру к структуре управления и, наконец, к организационно-штатному оформлению проекта (Ю. В. Криницкий. «Научно-концептуальный подход к организации ВКО России», «ВКО», 2013, № 1). Предлагаю прохождение этой цепочки не с конца в середину (излюбленная практика нетерпеливых реформаторов), а с точным соблюдением всех ее логических процедур. Итак, первый и до сих пор четко не осмысленный этап – определение целей Вооруженных Сил в современной войне (рис. 1). Всего можно назвать три интегральные цели, для достижения которых нужны российские ВС. Цель № 1 – недопущение войны. Цель № 2 – решительный разгром противника, обладающего ракетно-ядерным потенциалом, в крупномасштабной войне. теории ВКО заключается в том, что она по завершении разработки сразу перестала принадлежать авторам и без соответствующего авторского надзора попала в руки политиков в погонах. Последние не стали вдаваться в тонкости собственно теории, ее основных идей и научных положений, а просто выхолостили содержание теории ВКО и превратили ее в бессодержательный бренд. Далее и по сей день политиками всех мастей, вплоть до самых высших и не только в погонах, этот бренд используется в основном для борьбы за чины, кресты, звания и финансовые потоки, а также чтобы показать всем, как мы реагируем на угрозы национальной безопасности. Безусловно, на бренде ВКО РФ можно заработать, что и делается. В рыночных условиях это правильно. Но нельзя даже в рыночных условиях применять бренд ВКО без серьезного намерения действительно создать ВКО РФ. Иначе это будет обман тех, кто платит за это. Если оглянуться назад, то создается впечатление, что никто, кому в руки попадали войска ПВО и РКО, за исключением Войск ПВО ВС СССР, не собирался создавать ВКО РФ, а лишь под покровом необходимости ее формирования решал узковедомственные, а то и просто личные задачи. Похоже, что ограничившись сменой названий, никто не хочет создавать ВКО РФ и сейчас, даже имея на руках прямое предписание в виде соответствующих (и не одного) указов президента РФ. жаться? Интересно, как долго это будет продолЦель № 3 – вооруженная защита частных национальных интересов в локальной войне (вооруженном конфликте) с противником, не обладающим оружием массового уничтожения. Выводя за рамки дальнейшего рассмотрения внутренние военные конфликты, «цветные революции» и гражданские войны, констатируем тот факт, что никакой четвертой цели для ВС РФ быть не может. Подчеркнем два важных тезиса. Первый – между Россией и развитой ракетно-ядерной державой не может быть «малой» войны. Во-первых, между государствами блока НАТО существуют взаимные обязательства по коллективной вооруженной защите интересов. Следовательно, воевать придется даже не с одной высокоразвитой державой, а с их организованной группой. В-вторых, никто из участников военного конфликта (стран, коалиций) не уступит своих интересов, не использовав весь располагаемый ресурс сил и возможностей. Поэтому эскалация вооруженного конфликта в более масштабные формы предсказуема. Второй тезис – ведение крупномасштабной войны обычным оружием для России в принципе невозможно. Во-первых, военный бюджет США многократно превышает военный бюджет России и сравним с ее государственным бюджетом. Значит, война обычными средствами была бы разорительной и заведомо проигрышной для России. Стратегический ядерный потенциал – единственный фактор, с которым вынуждены считаться наши агрессивно настроенные оппоненты. Проигрывая войну, любая страна, обладающая стратегическими ядерными силами, обязательно их применит. Впрочем, это положение закреплено в Военной доктрине Российской Федерации, а значит, не подлежит дискуссионному обсуждению. Между целями ВС существует взаимосвязь. В чем она состоит? Предотвратить крупномасштабное нападение можно, только убедив оппонента, что ему гарантируется достойная «сдача» – такой ответ, на который агрессор «не согласен». Иначе говоря: при очевидной готовности и способности РОССИИ ПРИДЕТСЯ СТРОИТЬ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ Ан-124 В новых условиях, когда «Укроборонпром» объявил запрет на отгрузку в Россию продукции военного и двойного назначения, стране, вероятно, следует ориентироваться на создание двигателя для тяжелого транспортного самолета. Такое мнение высказал в ходе прошедшего в Москве на прошлой неделе Международного двигателестроительного форума МДФ-2014 генеральный директор ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) Владислав Масалов. По его словам, в сфере авиации критической позицией с точки зрения сотрудничества с Украиной является программа Ан-124 с двигателем Д-18. Строительство этого двигателя на территории России никогда не осуществлялось, а велось на Украине компанией «Мотор Сич», которая также выполняла все капитальные работы. Масалов отметил, что авиапарк самолетов Ан-124 является небольшим и поэтому необходимо взвесить все за и против и точно определить критичность данной проблемы для отечественного авиастроения. Еще одним узким местом российского двигателестроения гендиректор ОДК назвал морские силовые установки, производства которых на территории РФ никогда не было. Он напомнил, что в рамках федеральной целевой программы осуществляется финансирование строительства сборочноиспытательного комплекса для этих целей. Уже созданы турбинные установки М70 и М75 и производится их адаптация к кораблям. «Ускорить сроки этих работ вполне реально, – сказал Владислав Масалов. – Это не десятилетие, это короткие сроки». Глава ОДК особо подчеркнул, что он, несмотря ни на что, рассчитывает на продолжение кооперации с Украиной. Георгий ДАНИЛОВ
Стр.4
05 05 ТУМАНЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ СОГЛАСИЯ НЕТ Есть разные схемы управления и разные варианты организационных структур, которые могут быть рациональными для достижения одних и тех же целей. Остановиться можно на любой из альтернатив, но при соблюдении главного условия, что это не противоречит, а органично продолжает нашу логическую цепь организационного проектирования. двух предметов – видовой (родовой) структуры ВС РФ и оперативно-административного управления ВС РФ. Здесь наметился ряд ключевых и непримиримых позиций. Первая позиция – Войска ВКО должны не только сохранить организационную самостоятельность, но и подняться в своем статусе до вида ВС. Вторая – необходимо слияние нынешних Войск На сегодня самые горячие споры ведутся относительно АРМИЯ Оставшиеся два шага проектирования – построение системы управления и организационно-штатной структуры ВС РФ. Их можно делать одновременно, поскольку они взаимообусловлены примерно так же, как взаимообусловлены скелет и мышечная масса биологического индивида. Специалисты по скелету давно умершего человека в точности воссоздают его портрет. Аналогично выстроенная система управления войсками является тем остовом, на который крепятся конкретные воинские формирования. Иван ЕРОХИН (1923–2012), заслуженный деятель науки РФ, академик Академии военных наук, почетный профессор ВА ВКО, доктор военных наук, профессор кафедры оперативного иск, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВС РФ Цель № 1 – недопущение (предотвращение) крупномасштабной РЯ войны Иван ЕРОХИН (1923–2012), заслуженный деятель науки РФ, академик Академии военных наук, почетный профессор ВА ВКО, доктор военных наук профессор кафедры оперативного искусства ВА ВК сства ВА ВКО Рисунок 1 Поддержание способности ВС достичь цель № 2 Демонстрация способности достичь цель № 2 Цель № 2 – разгром противника, обладающего РЯ потенциалом, в крупномасштабной войне Цель № 3 – вооруженная защита частных национальных интересов в локальном военном конфликте с противником, не обладающим ОМП Отражение крупномасштабного нападения Поражение ВЭ потенциала противника Разгром группировки войск противника, участвующей в локальном нападении Рисунок 2 НЕОБХОДИМЫЙ ПРОЦЕСС, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВС РФ Функциональная структура ВС Цели ВС Цель № 1 Задачи ВС Отражение крупномасштабного нападения Цель № 2 потенциала противника Цель № 3 Разгром войск противника в ограниченном пространстве Поражение ВЭ Необходимый процесс СО по срыву (отражению) ВКН противника Стратегическая операция ядерных сил Общевойсковая операция достижения обороняющимся цели № 2 автоматически достигается цель № 1. Способность гарантированно причинить агрессору неприемлемый для него ущерб в ходе крупномасштабной войны является необходимым и достаточным условием сдерживания военного конфликта. Вместе с тем сдерживание крупномасштабной ракетноядерной войны не страхует ракетно-ядерную державу от локальных военных конфликтов. Примеры тому в новейшей истории имеются: США – Югославия, США – Ирак, СССР – Афганистан, Россия – Грузия и т. д. Поэтому постановка перед ВС цели № 3 вполне оправданна. Переходим ко второму шагу организационного строительства ВС – определению стоящих перед ними задач. Задачи, как известно, являются результатом декомпозиции целей. Рассматривая крупными блоками, не дробя на частноцели № 1: – поддержание ВС в состоянии готовности и способности к эффективному достижению цели № 2; – демонстрация способности и готовности достижения цели № 2. Задачи, которые надлежит решить в рамках достижения цели № 2: – отражение крупномасштабного военного нападения силы сдерживания агрессии (ССС) Группировка стратегических оборонительных сил (СОС) стратегических ударных сил (СУС) Группировка сил общего назначения (СОН) Группировка Стратегические Система управления и организационная структура ГК Межвидовое стратегическое объединение на ВК ТВД ГК Межвидовое стратегическое объединение СУС ГК Межвидовое стратегическое объединение на ТВД (СН) сти, получим следующее. Задачи, которые следует решить в рамках достижения внезапного нападения, а затем – нанесение ответного или ответно-встречного удара. Для США, вероятнее всего, наоборот: сначала стратегическое наступление, а затем стратегическое отражение удара тех сил, которые Россия сумеет применить. Поскольку из всех названных выше целей главной для нас является № 2, то сделаем одно существенное замечание. Крупномасштабная война с современным высокоразвитым противником, обладающим арсеналом стратегических наступательных вооружений, придет в Россию не по Смоленской дороге, проторенной Наполеоном и Гитлером, а через воздушно-космическое пространство. Вооруженная борьба (в ее начальной, решающей фазе) развернется не на традиционном сухопутно-морском, а на непризнанном отечественной военной наукой воздушнокосмическом театре военных действий. Из всех возможных стратегических исходов первоочередной и главной фазы войны лишь при наступлении события «ничья» борьба может перейти в очередную – «танково-штыковую» стадию. Однако будем реалистами: накопленное у сверхдержав количество средств массового уничтожения и их высокоточных носителей делает «ничью» практически невозможным фактом. Тщательно навязываемая западными военными партна Россию; – поражение военно-экономического потенциала противника. Задачей, которую необходимо решить в рамках достижения цели № 3, является разгром группировки войск, участвующей в локальном нападении на Россию. Очередность решения задач внутри цели № 2 может быть разной в зависимости от того, кто из враждующих сторон является агрессором. Исходя из российской Военной доктрины нашими ВС вначале будет решаться задача стратегического отражения «ГРАД СВИЯЖСК» ПРОВЕРЯТ НА ПРОЧНОСТЬ Представители ВМФ России испытают при неблагоприятных погодных условиях головной малый ракетный корабль (МРК) «Град Свияжск», вошедший в состав Каспийской флотилии российская военная мысль, а за ней и войсковая практика. Именно в 1998 году, после второго Ирака мы перемешали ВВС с Войсками ПВО для их совместного применения в прифронтовой полосе – в той полосе, которой никогда не будет в современной крупномасштабной войне. А с 2003-го (после третьего Ирака) мы посчитали ненужным планировать стратегическую операцию по отражению воздушнокосмического нападения противника. Новую стратегическую операцию мы наполнили наземно-воздушно-морским ударно-оборонительным содержанием. Более детально, что следует понимать под воздушнокосмическим ТВД и почему в нем не применяются танковые армии, флотилии разнородных сил и объединения фронтовой авиации, изложено в соответствующих открытых источниках (Ю. В. Криницкий. «Воздушнокосмический ТВД», «ВПК», № 5, 2013). Определившись с задачами, переходим к необходимому процессу их решения. Из выявленных задач вытекает общая технология их решения (рис. 2). В крупномасштабной войне это две крупные технологические процедуры. Первая – процедура отражения разоружающего воздушно-космического нападения противника. Она позволяет сохранить силы возмездия для их последующего ответного или ответно-встречного применения. Вторая – процедура уничтожения военноэкономической инфраструктуры противника всем составом или большей частью стратегических ядерных сил. Вторая является главной и в принципе в ответновстречном варианте может быть единственной. Обязательный результат войны – уничтожить врага. Но согласно основному природному инстинкту (а в теории организации это известный закон самосохранения) любая организованная система стремится устоять разрушительному воздействию извне. Поэтому, с одной стороны, неплохо бы не только уничтожить врага, но и выжить самому – защитить свою территорию, объекты, людей. С другой стороны, успешные действия обороняющейся державы по защите своих войск повышают шансы этих войск причинить неприемлемый для противника ущерб. В локальной войне – единая процедура разгрома группировки войск противника в ограниченном пространстве, охваченном военным конфликтом. Процесс функционирования реализуется в способах действий. Способов бесчисленное множество и выбираются они исходя из конкретно складывающейся обстановки. Но их внешнее проявление, то есть форма, достаточно стабильно по своим признакам. В крупномасштабной войне – это стратегическая операция по срыву или отражению ВК нападения, стратегическая операция ядерных сил. В локальной войне, вооруженном конфликте – единая ударно-оборонительная, наземно-воздушно-морская операция или боевые действия в очаге конфликта. Из выявленного процесса вытекает необходимая функциональная структура ВС. Первый ее компонент, реализующий функцию глобальной защиты от военного нападения, – группировка стратегических оборонительных сил (СОС). Учитывая, что защищаться придется от сил ВКН, это не что иное, как стратегическая группировка войск (сил) ВКО. Второй компонент, реализующий функцию глобального возмездия, – группировка стратегических ударных сил (СУС). Это системная совокупность стратегических ядерных сил наземного, морского и воздушного базирования. В своей совокупности СУС и СОС составляют потенциал стратегических сил сдерживания агрессии (ССС). Третий компонент, реализующий функцию разгрома нерами концепция воздушно-наземно-морской операции очень похожа на информационную провокацию, направляющую российских стратегов и ученых по ложному пути организации обороны. В первой иракской войне (1991) и в Югославии (1999) воздушно-космическая фаза агрессии была решающей и практически единственной. И все ее цели блестяще достигнуты. Во второй и третьей войнах в Ираке (1998, 2003) воздушно-наземно-морская операция втянула противников в бесконечную вялотекущую партизанскотеррористическую борьбу (подобное испытал контингент советских ВС в Афганистане). Вряд ли такой опыт американцы оценят как удачный. Но на информационную провокацию (если допустить таковую) легко поддалась в конце прошлого года, сообщает пресс-служба Южного военного округа. «Проведение испытаний в штормовом море обязательно для головного корабля каждого проекта. Они проводятся с целью проверки в экстремальных условиях надежности и жизнедеятельности энергетической установки, навигационного оборудования и других корабельных систем», – говорится в сообщении. Экипаж корабля также выполнит боевые стрельбы из артиллерийского вооружения по имитаторам морской, береговой и воздушной целей. На МРК «Град Свияжск» уже благополучно завершены все остальные этапы государственных испытаний. Экипажем успешно выполнены ракетные стрельбы высокоточным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК» по морским и береговым целям. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» являются многоцелевыми класса «река-море», оснащены современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения. При их проектировании и строительстве использованы принципы малой радиолокационной заметности – «стеллс-технологии». Основное вооружение кораблей данного проекта – универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК», способный применять несколько типов высокоточных ракет как по надводным, так и по береговым целям на дальности до 300 километров. В 2014 году в состав Каспийской флотилии войдут три корабля данного проекта. противника в локальном военном конфликте, – группировка сил общего назначения (СОН). В общем приближении это ныне предусмотренная руководящими документами группировка войск на ТВД (СН). Она и ударная, и оборонительная в одном лице. ВКО, Военно-воздушных сил и даже РВСН в один вид ВС, который будет называться Воздушно-космические силы (ВКС). Третья – необходимо разделение оперативных и административных функций управления войсками. Четвертая – нужна концентрация оперативных и административных функций в руках одних органов управления. Попробуем разобраться в этом многообразии подходов. Стратегическая военная угроза в наземной сфере заставила в свое время иметь стратегическое объединение – группу фронтов, которая в дальнейшем получила название группировка войск на КТВД. Ее основа – объединения СВ. Аналогичная по масштабам угроза в акватории обусловила создание стратегического объединения – группировки войск на ОТВД. Ее основу составили флоты. Сегодня угрозы с земли и моря отодвинулись на второй план и театры (не юридически, но фактически) перестали быть континентальными или океанскими. Но под важнейшую и первоочередную стратегическую воздушно-космическую угрозу не создано ни театра, ни стратегического воздушно-космического объединения Вооруженных Сил. Такое межвидовое объединение должно быть. Станет ли оно называться, следуя аналогии, группировкой войск на ВК ТВД или группировкой СОС – не суть важно. Важно, что в него войдет, какой орган управления его возглавит и каковы будут его полномочия и ответственность. Основу СОС должны составить Войска ВКО. Но не такие, как созданы сейчас, а Войска ВКО, развернутые на всей территории страны, где есть объекты стратегических ударных сил, подлежащие защите от ударов из воздушно-космического пространства. Туда же необходимо включить силы ПВО других видов ВС, которые могут способствовать решению данной задачи. Во главе этой группировки должен быть поставлен главнокомандующий – специалист в области ВКО. Учитывая временной фактор, когда воздушно-космической агрессии не будет предшествовать стратегическое развертывание сторон, когда стратегическая операция должна быть спланирована в мирное время, а ее начало реализации требуется прямо сейчас и немедленно, разделение оперативных и административных функций между двумя органами управления нелогично. Именно в воздушно-космической сфере нужна безусловная централизация полномочий по планированию, прав по руководству войсками в ходе войны, ответственности за результат после отражения воздушнокосмической агрессии. В этом смысле именно главнокомандующий видом ВС, одновременно являющийся главнокомандующим межвидовой стратегической группировкой СОС на воздушно-космическом театре военных действий, будет основным автором плана стратегической операции, который представит этот план начальнику Генштаба на утверждение. Только он добьется от подчиненных выполнения всех элементов этого плана в ходе военных действий. И только он единолично ответит по закону за достигнутый результат. А если так, то уже в мирное время он окажется лицом, заинтересованным в боеготовности и боеспособности своих войск, будет принимать все меры по их укомплектованию и обеспечению, по организации боевой и оперативной подготовки. И уж точно не займет позицию стороннего наблюдателя или авантюриста, создающего из частей ВКО потемкинские деревни. Подойдя к финишу, читатель обнаруживает, что в статье не раскрыта начинка конечной организационной структуры ВС РФ и группировки войск (сил), решающей задачи ВКО. Именно этого почему-то многие ждут, на этом концентрируют внимание. Но внутренняя структура межвидового стратегического объединения как разтаки не является единственной, безусловно верной или безусловно ошибочной. Она может иметь различные (причем рациональные) альтернативы. Любая ошибка проектирования, допущенная на последнем шаге, менее катастрофична, чем ошибка, заложенная на первых шагах (легко заменить крышу здания, но для устранения дефекта фундамента придется разбирать всю конструкцию). Так утверждает классическая теория организации. Поэтому очень важно, чтобы конечный продукт проектирования (организационная структура, структура управления ВС РФ и Войсками ВКО) стал результатом единой логики организационного строительства, а не исходной волюнтаристской установкой, которая будет обосновываться в защиту чьих-то интересов. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5