№12/ДЕКАБРЬ/2015
www.menobr.ru
Учим учиться!
С Новым
годом!
Модели учета
внеучебных достижений
учащихся
Курс информатики
в начальной школе
Приемы формирования
регулятивных УУД
Преемственность
в содержании обучения
математике
Завершение
Года литературы:
познавательная беседа
Продолжается
подписка
на 2016 год
Стр.1
Реклама
Продолжается подписка
на 2016 год
Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»
Подпишитесь в редакции
всего за 3531 руб.
ЭКОНОМИЯ
Специальное предложение
При подписке на комплект из 3 журналов
«Образцовая школа. Управление»
вы экономите 10%.
Подробности на сайте www.proflit.ru
Оформите подписку на свой профессиональный журнал
В интернет-магазине: www.proflit.ru/edu
На почте (полугодовые индексы): «Роспечать» – 81319;
«Почта России» – 99742; «Пресса России» – 44733
В редакции: тел.: 8 (495) 937-9080, 937-9082; e-mail: ap@mcfr.ru
10%
Стр.2
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор – Межанский М.А.
Издательский дом МЦФЭР
Директор – Гирихиди В.П.
ДЕКАБРЬ/2015
№12
Редакционная коллегия
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома
МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета природы,
общества и человека «Дубна»
Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования ФГБОУ ВПО «Московский
педагогический государственный университет»
Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального
образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»
Дулинов М.В. – заместитель генерального директора
ЗАО «МЦФЭР»
Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой
начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО
«Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»
Логвинова И.М. – руководитель центра
дополнительного профессионального образования «Академия»
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Сабельникова С.И. – заместитель директора
АНО Школа «Президент»
Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента
государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России
Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
работников образования»
Экспертный совет
Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование»
Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548
“Царицыно”», г. Москва
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 933-63-22, 937-90-82
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 47670, 47671*;
«Почта России» – 84191, 84200;
«Пресса России» – 88242, 88243
* Полугодовой и годовой.
www.menobr.ru
www.proflit.ru
Главный редактор – Богданова Е.В.
МЦФЭР Образование
Коммерческий директор – Макарова С.М.
Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В.
Директор по развитию образовательных
и региональных проектов – Слепушенко О.А.
Объединенная редакция «Образование»
Главный редактор – Бодякина Т.П.
tbodjakina@mcfr.ru
Шеф-редактор – Медведева Ю.В.
ymedvedeva@mcfr.ru
Ответственный редактор – Савиных Г.П.
gsavinykh@mcfr.ru
Выпускающий редактор – Ткачева Н.И.
ntkacheva@mcfr.ru
Художник – Бизянова М.Е.
Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В.
Дизайн-макет – Терещенков Д.А.
Верстка – Соболев В.Ю.
Секретарь – Шатуха М.В.
mshatuha@mcfr.ru
Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru
Отдел продвижения
Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С.
Бренд-менеджер – Ворожцова А.А.
Размещение рекламы
Руководитель – Синицина Н.Ю.
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745
nsinitsina@mcfr.ru
Ведущий менеджер – Романенко Е.А.
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710
eromanenko@mcfr.ru
Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной
на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка
материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 23.10.2015. Дата выхода в свет 11.11.2015.
Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз.
Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 7487. Заказ № 5278
ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Отпечатано в АО «Первая Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный Двор»
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт: www. chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, тел./факс: 8 (499) 270-73-59
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
ISSN 2071-2251
12
9 772071 225156
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Инновации и перемены
Иванющенко Т.Ю.,
Спирина Л.А., Финагина О.В.
4 Модели учета
внеучебных достижений
младших школьников
Понятие учета индивидуальных образовательных
достижений учащихся. Варьирование
оценочных технологий согласно
уровню и целям их применения. Цели
балльно-рейтинговой системы учета внеучебных
достижений учащихся. Модель
«Топ-класса “РАДУГА”». Модель «Круги
успеха». Принцип ориентации на личностные
достижения учащихся.
Методическая мастерская
Сапачева Л.Р.
19 Работа с информацией:
преемственность в содержании
начального и основного общего
образования (на примере
обучения математике)
Сравнение требований ФГОС начального
и основного общего образования. Понятие
компетенции работы с информацией.
Виды работы с информацией. Специфика
формирования навыков работы с информацией
у младших школьников. Основные
содержательные блоки преемственности
в процессе формирования и развития
у учащихся навыков работы с информацией.
Отражение вопроса в примерных
образовательных программах начального
и основного общего образования.
Методы и приемы организации учебной
деятельности учащихся. Примеры
учебных заданий. Анализ используемых
учебно-методических комплектов. Разбор
материалов отдельных учебников.
Решение учебных проблем
младших школьников
Паутова А.Г.
11 Реализация требований
ФГОС начального общего
образования в области
информационных компетенций
Требования ФГОС начального общего
образования. Группы и направления
формируемых компетенций. Требования
программных документов. Особенности
формирования алгоритмического
мышления. Овладение учащимися
цифровыми техническими средствами.
Освоение компьютерных программ для
обработки информации. Организация
системы папок для хранения. Используемые
УМК.
Адаптация детей
к обучению
Кузнецова О.В.
33 Методы и приемы
формирования регулятивных
универсальных учебных
действий младших школьников
в процессе обучения
Роль регулятивных УУД в развитии младших
школьников. Группы рефлексивных
УУД. Формирование у учащихся действия
целеполагания. Примеры встраивания
действия целеполагания в структуру
учебной деятельности. Методы и приемы
формирования действия планирования.
Специфика действия планирования
в младшем школьном возрасте. Методы
и приемы формирования действия прогнозирования.
Работа учащихся с листом
продвижения.
Стр.4
Праздник
в начальной школе
Киселева Т.Ю.
66 Музыкально-эвристический
шоу-проект «Фабрика звезд»
(сценарий театрализованного
праздничного мероприятия)
Внеурочная деятельность
Шейкина С.А.
44 Программа внеурочной
деятельности «Путешествие
в страну Геометрию»
Основания разработки и направленность
программы и ее задачи. Связь
с требованиями ФГОС начального общего
образования. Особенности содержания
программы. Новизна и педагогическая
целесообразность программы.
Формы взаимодействия с учащимися.
Методы и приемы организации познавательной
деятельности. Условия
реализации программы. Планируемые
результаты освоения программы. Оценка
достижения результатов.
Открытый урок
Мацько Г.Р.
57 «Удивительный мир поэзии»
(познавательная беседа
для учащихся 2–4-х классов)
Универсальный материал для мероприятий,
посвященных завершению Года литературы
в России. Сценарий мероприятия.
Используемые в сценарии поэтические
тексты. Проблемно-ориентированные вопросы
для организации беседы.
От редакции
Уважаемые читатели!
Отправляя письма с материалами
в редакцию, не забывайте указывать
свои контактные данные: телефон, e-mail.
Сюжетно-ролевые идеи; организация,
музыкальное сопровождение. Рекомендации
по использованию при подготовке
праздников для детей с разным уровнем
способностей и подготовки.
А также
64 Календарь знаменательных
событий и памятных дат января
76 Перечень статей,
опубликованных в 2015 году
Стр.5