Языкознание и литературоведение. Филология (на 2020 год)
← назад

Свободный доступ

Ограниченный доступ
Автор: Орлицкий Ю. Б.
ЯСК: М.
В монографии прослеживаются наиболее интересные и характерные художественные явления, связанные со спецификой стиха и прозы Серебряного века, а также индивидуальными стиховыми и прозаическими манерами отдельных авторов и особенностями появления и развития реальных форм взаимодействия стиховой и прозаической культуры в их творчестве. Прежде всего, это разные формы стихоподобной прозы (метрической, строфической, миниатюрной и т. д.), свободный и гетероморфный стих и т. д. Исследование опирается на широкий и разнообразный материал, накопленный автором. К анализу привлекается творчество как ведущих поэтов и прозаиков - символистов, акмеистов и футуристов, так и менее известных авторов, творчество которых представляется особенно важным в контексте развития интересующих автора явлений, в том числе и малоизвестных современному читателю и исследователю. К исследованию привлекаются также малоизвестные и архивные материалы, что обусловливают богатое цитирование произведений, многие из которых мало доступны читателю. Последняя глава работы посвящена взаимодействию русского литературного материала с иноязычными и инокультурными источниками и параллелями.
Предпросмотр: Стих и проза в культуре Серебряного века.pdf (1,1 Мб)
Автор: Алпатов В. М.
ЯСК: М.
В книге речь идет о «вечных» проблемах языкознания: проблеме слова и проблеме частей речи. Эти проблемы стоят перед европейской наукой уже более двух тысячелетий, однако никакого теоретического единства в их трактовке не существует; имеющиеся многочисленные концепции слова и частей речи разнообразны и часто несопоставимы друг с другом. Представляется, что для решения проблемы «Что такое слово?» стоит выйти за пределы «чистой» лингвистики и обратиться к изучению вопроса о психолингвистическом механизме человека.
Предпросмотр: Слово и части речи.pdf (0,2 Мб)
Автор: Шейко Е. В.
Изд-во ЮФУ: Ростов н/Д.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и примерной образовательной программой по направлению 44.03.05 – Педагогическое образование. В нем на модульной основе представлен теоретический и практический материал, вопросы для самостоятельной работы, тексты для анализа, глоссарий к ним и тестовые задания. Пособие может быть использовано студентами как для самостоятельного изучения дисциплины, так и для подготовки к практическим занятиям.
Предпросмотр: Старославянский язык.pdf (0,5 Мб)
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В сборник вошли материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Северный и Сибирский тексты
русской литературы: типологическое и уникальное», проведённой
9–11 октября 2013 года научной лабораторией-музеем кафедры литературы «Северный текст русской литературы» САФУ имени М.В. Ломоносова при организационной помощи Архангельского областного
краеведческого музея, Архангельского регионального отделения Со-
юза писателей России и Сибирского федерального университета.
В публикуемых работах исследуется концептосфера, образно-мотивная структура, особенности поэтики и языка произведений, составляющих Северный и Сибирский тексты, а также процессы формирования этих региональных сверхтекстов, их сходства и различия.
Предпросмотр: Северный и Сибирский тексты русской литературы типологическое и уникальное.pdf (0,8 Мб)
ЯСК: М.
Идея системности как возможности увидеть изучаемое целое в развитии, показать функциональное взаимодействие линейных и надлинейных связей, объяснить — исходя из понимания главного свойства системы в надсистеме — их взаимозависимость и прогнозировать дальнейшие изменения объединяет четыре части этой книги. Объяснительный и прогнозирующий потенциал системного метода раскрывается авторами через поиск смысловых соответствий между концепциями отечественных и зарубежных типологов и выявление интегральной ценности системной лингвистики; через разработку метода моделирования концептосферы как сложного эволюционирующего семантического объекта; через построение причинной типологии текстов, рассматривающей исторические изменения литературного языка как материализацию осознаваемых и бессознательных изменений общественного сознания; через выдвижение и доказательство гипотезы о соотнесении типологии языка с типологией стиха. Так авторами книги создается объемное представление о возможностях системного метода в филологии и лингвистике.
Предпросмотр: Системный взгляд как основа филологической мысли.pdf (1,9 Мб)
Автор: Корниенко С. Ю.
Языки славянской культуры: М.
Монография посвящена исследованию моделей самоопределения М. Цветаевой и М. Волошина, способам авторской репрезентации в «Живое о живом» М. Цветаевой и «Журнале путешествия» М. Волошина основных принципов своей поэтической личности. В исследовании осуществляется поиск адекватной модернистскому тексту идеологии реального комментария, и, наоборот — при
помощи реального комментария реконструируется творческая биография поэтов. Для решения такой научной цели привлекается большой объем архивных изысканий, а также дореволюционная и эмигрантская периодика 1910-х — 1930-х гг.
Предпросмотр: Самоопределение в культуре модерна Максимилиан Волошин - Марина Цветаева.pdf (0,2 Мб)
Языки славянской культуры: М.
Предлагаемое юбилейное издание представляет собой первое переиздание и первый опыт научной публикации «Собрания стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году», вышедшего в Москве в 1814 г. Важнейший памятник русской культуры и литературы, содержащий почти все написанные в 1812 — начале 1814 г. русские стихотворения, имеющие отношение к теме Отечественной войны 1812 г., отражает общественное настроение, национальное сознание и живой литературный процесс 1810-х гг. Тексты стихотворений в данном издании сопровождаются комментариями к ним, исследовательскими статьями И. А. Айзиковой, В. С. Киселёва и Н. Е. Никоновой. В Приложении приводится также «Именной указатель авторов "Собрания стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году"».
Редакторский коллектив надеется, что данное издание будет способствовать введению этого памятника как в научный, так и в общекультурный оборот.
Предпросмотр: Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году .pdf (0,5 Мб)
Автор: Поливанова Анна Константиновна
Русский фонд содействия образованию и науке: М.
Монография содержит грамматику старославянского языка и грамматические словари: парадигматический и корневой. Основная задача исследования - лингвистическая: представить грамматические данные в непротиворечивом и обзорном виде, так, чтобы разные фрагменты грамматики были жестко согласованы как между собой, так и с единым словарем и изучаемым корпусом памятников.
Предпросмотр: Старославянский язык.pdf (98,6 Мб)
Автор: Ковтун Н. В.
ФЛИНТА: М.
Рассматриваются важнейшие социокультурные мифы, созданные в литературе
ХХ века, анализируется их типологическая общность, выявляются исторические предпосылки возникновения. Наиболее полно представлены художественные мифы традиционной прозы, где миф рассматривается не как фантазия, «вымысел», «сказка», а как особый род сокровенного знания, форма мышления, обладающая мощной этической силой. В этом контексте особый интерес представляет авторский мифопроект В. Личутина. Книги писателя подводят своеобразный итог тех поисков, которые определили явление «деревенской прозы» на рубеже 50–60-х годов ХХ века. Беловодский мифопроект Личутина анализируется через призму старообрядческой культуры, влияние которой сказалось и на художественной картине мира прозаика, и на концепции праведничества. В исследовании определяется значение авторского варианта патриархального мифа о «крестьянском рае на земле» в культуре постмодерна.
Предпросмотр: Социокультурный миф в современной прозе.pdf (0,2 Мб)
Автор: Демидова К. И.
ФЛИНТА: М.
Учебное пособие знакомит с основными проблемными вопросами курса русского языка, формирует у студентов систему научных взглядов, навыки самостоятельной аналитической работы. Книга содержит следующие разделы лексикография, лексикология, фразеология, фонетика, фонология, графика, орфография.
Предпросмотр: Современный русский литературный язык (1).pdf (0,5 Мб)
ФЛИНТА: М.
Издание посвящено проблемам художественной рецепции и идеологического конструирования Урало-Сибирского региона в русской культуре XIX–XX вв. На основе произведений русских писателей, этнографов, а также с привлечением целого ряда прежде не публиковавшихся архивных материалов авторы монографии исследуют этапы сложного процесса осмысления русского Востока, вхождения его в национальную картину мира, формирования спектра его культурно исторических ролей.
Предпросмотр: Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве (1).pdf (0,5 Мб)
Автор: Белова Н. А.
ФЛИНТА: М.
Монография отражает исследование содержания и процесса интеграции
филологических дисциплин в школьном образовании. Автор книги считает, что
эффективность современного филологического образования, а именно успешное
решение учителями задач развития целостных, системных знаний школьников,
зависит от того, насколько качественно сформирована профессиональная
компетенция студентов, будущих учителей-словесников, в рамках осуществления
интегративного подхода. Основываясь на анализе путей и возможностей интеграции традиционных в отечественном школьном образовании учебных предметов «Русский язык» и «Литература», автор предлагает оригинальную методику обучения студентов-филологов, нацеленную на углубление их профессиональной подготовки в вузе.
Предпросмотр: Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании (1).pdf (0,2 Мб)
Автор: Турбин Г. А.
ФЛИНТА: М.
Учебное пособие является руководством к самостоятельному овладению
курсом старославянского языка. В книге содержатся теоретические сведения
с учетом новейших достижений палеославистики, методические указания
к их освоению, контрольные задания с образцами выполнения, таблицы,
алгоритмы, отрывки из старославянских памятников с комментариями
и схемами анализа языковых явлений.
Предпросмотр: Старославянский язык .pdf (0,4 Мб)
Автор: Погребная Я. В.
ФЛИНТА: М.
В учебном пособии содержатся материалы для подготовки к практическим занятиям, предусмотренным по программе дисциплины учебным планом. Содержание материалов и разработок соответствует планам практических занятий. Все материалы для подготовки снабжены списками основной и дополнительной литературы, а также обобщающими итоговыми заданиями.
Предпросмотр: Сравнительно-историческое литературоведение .pdf (0,3 Мб)
Автор: Кайда Л. Г.
ФЛИНТА: М.
Эта книга – результат многолетних авторских курсов лекций по русской
филологии и литературе в мадридском университете Комплутенсе. Главное
их направление – возрождение идеи гуманитарного мышления в современной филологии, сближение науки и практики в профессиональной подготовке филологов, новые приемы аналитической работы с художественным текстом. Проблема «читатель и авторский поддтекст» исследуется в аспекте стилистики текста. Методика декодирования, предложенная в работе, основана на современном понимании законов композиции, системы текста и речевого функционирования лингвистических средств.
Предпросмотр: Стилистика текста от теории композиции - к декодированию.pdf (0,3 Мб)
Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Роман всегда был и до сих пор остается ведущим прозаическим жанром в мировой литературе. В истории американской прозы ХХ в. он также
занимает значительное место. Путям развития романа США после Второй
мировой войны, его тематическим и идейно-художественным особенностям
и посвящено данное учебное пособие.
Предпросмотр: Современный роман США .pdf (0,7 Мб)
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебное пособие для проведения практических занятий по курсу «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения». Выбор тем и произведений для анализа на практических занятиях определяется их художественной значимостью в мировой литературе, а также их изучением в средней школе. По каждой теме предлагаются задания для подготовки к занятию, планы, глоссарии, библиография и комментарии. Учебное пособие предназначено студентам гуманитарных факультетов
Предпросмотр: Средние века и эпоха Возрождения в истории зарубежной литературы.pdf (0,2 Мб)