Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Стих и проза в культуре Серебряного века (660,00 руб.)

0   0
Первый авторОрлицкий Ю. Б.
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц905
ID684964
АннотацияВ монографии прослеживаются наиболее интересные и характерные художественные явления, связанные со спецификой стиха и прозы Серебряного века, а также индивидуальными стиховыми и прозаическими манерами отдельных авторов и особенностями появления и развития реальных форм взаимодействия стиховой и прозаической культуры в их творчестве. Прежде всего, это разные формы стихоподобной прозы (метрической, строфической, миниатюрной и т. д.), свободный и гетероморфный стих и т. д. Исследование опирается на широкий и разнообразный материал, накопленный автором. К анализу привлекается творчество как ведущих поэтов и прозаиков - символистов, акмеистов и футуристов, так и менее известных авторов, творчество которых представляется особенно важным в контексте развития интересующих автора явлений, в том числе и малоизвестных современному читателю и исследователю. К исследованию привлекаются также малоизвестные и архивные материалы, что обусловливают богатое цитирование произведений, многие из которых мало доступны читателю. Последняя глава работы посвящена взаимодействию русского литературного материала с иноязычными и инокультурными источниками и параллелями.
ISBN978-5-907117-40-2
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)
Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в культуре Серебряного века : [монография] / Ю.Б. Орлицкий .— 2-е изд. — Москва : ЯСК, 2019 .— 905 с. : ил. — (Studia philologica) .— Библиогр. в конце глав .— ISBN 978-5-907117-40-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/684964 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Стих_и_проза_в_культуре_Серебряного_века.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стих_и_проза_в_культуре_Серебряного_века.pdf
Ю. Б. Орлицкий СТИХ И ПРОЗА В КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 2-е издание Издательский Дом ЯСК Москва2019
Стр.2
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) О 66 О 66 Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в культуре Серебряного века. — 2-е изд. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. — 904 с., ил. — (Studia philologica.) ISBN 978-5-907117-40-2 В монографии прослеживаются наиболее интересные и характерные художественные явления, связанные со спецификой стиха и прозы Серебряного века, а также индивидуальными стиховыми и прозаическими манерами отдельных авторов и особенностями появления и развития реальных форм взаимодействия стиховой и прозаической культуры в их творчестве. Прежде всего, это разные формы стихоподобной прозы (метрической, строфической, миниатюрной и т. д.), свободный и гетероморфный стих и т. д. Исследование опирается на широкий и разнообразный материал, накопленный автором. К анализу привлекается творчество как ведущих поэтов и прозаиков — символистов, акмеистов и футуристов, так и менее известных авторов, творчество которых представляется особенно важным в контексте развития интересующих автора явлений, в том числе и малоизвестных современному читателю и исследователю. К исследованию привлекаются также малоизвестные и архивные материалы, что обусловливают богатое цитирование произведений, многие из которых мало доступны читателю. Последняя глава работы посвящена взаимодействию русского литературного материала с иноязычными и инокультурными источниками и параллелями. УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) В оформлении переплета использована работа А. Григорьева «Апофеоз треугольника, озеро Вельё» (2007) Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. © Ю. Б. Орлицкий, 2019 © Издательский Дом ЯСК, 2019
Стр.3
– СОДЕРЖАНИЕ – От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . I. Пролог-предвестие: из века ХIХ в XX 1.1. Поэзия цитаты: стихотворные фрагменты в критических статьях Владимира Соловьева ........................................... 11 1.2. «Поток неглубок, но широк…»: стих и проза в творчестве Максима Горького .............................................. 18 1.3. Сказочки не совсем для детей: стиховое начало в прозе Леонида Андреева .............................................. 31 1.4. Обманчивый консерватизм: особенности стиховой культуры Дмитрия Мережковского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 1.5. Впереди века: «превентивные» пародии Виктора Буренина . . . . . . . . . . . 48 II. Ритм и действительность: Андрей Белый — ключевая фигура новой русской литературы 2.1. Русская проза XХ века: реформа Андрея Белого ..................... 67 2.2. Ритмическая структура «Симфоний» Андрея Белого: у истоков новой русской прозаической строфики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 2.3. Ритм в философско-эстетических исканиях Андрея Белого и в «Истории становления самосознающей души» ................... 92 2.4. «Эстетика как точная наука». Статьи А. Белого 1900-х гг. о русском стихе и развитие их идей в русском стиховедении ХХ — начала ХХI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 III. Поиски и находки поэтов Серебряного века 3.1. Механизмы «поэтизации» прозы в цикле стихотворений в прозе И. Анненского «Аutopsia» ....................................... 123 7
Стр.4
4 Содержание 3.2. От французского к русскому: эволюция русского декаданса в творчестве Александра Добролюбова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 3.3. От триолета до верлибра: диапазон версификационного мастерства Федора Сологуба ............................................... 142 3.4. В. Я. Брюсов в истории русского свободного стиха . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 3.5. Ритмические эксперименты Вячеслава Иванова: «газэллы» и «Повесть о Светомире царевиче». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 3.6. Новые пути преодоления монотонности: опыт Александра Блока . . . . . . 202 3.7. Между Европой и Россией: гексаметр, верлибр и имитация верхарновского стиха в творчестве М. Волошина .................... 240 3.8. Не имеющий равных: стих М. Кузмина в контексте метрического и строфического репертуара русской поэзии рубежа веков . . . . . . . . . . . . 263 3.9. Гетероморфный вектор развития стиховой культуры О. Мандельштама . . 278 3.10. Освобождение стиха как ритмический отклик на «музыку революции»: Сергей Есенин .......................... 301 3.11. В традициях народной рифмованной прозы: стиховое начало в прозе С. Клычкова ........................................... 309 3.12. Новокрестьянский гексаметр как форма социального протеста в русской поэзии 1920-х годов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 3.13. «Лирическая поэма в прозе»: стиховое начало в «Распаде атома» Георгия Иванова .............................................. 326 3.14. Ритмическая уникальность цветаевской прозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 IV. Стих и проза в мастерской радикального авангарда: футуристы и обэриуты 4.1. На лесенке Маяковского ......................................... 351 4.2. Гетероморфный стих и другие великие изобретения Велимира Хлебникова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 4.3. Особенности принципиально асистемного стихосложения Алексея Крученых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 4.4. Василий Каменский как открыватель новых форм в русской словесности начала ХХ века ............................. 401 4.5. «Строфы бывают крайне разновидны…»: традиционная и авторская строфика в творчестве Игоря-Северянина .......................... 422 4.6. Сплошное неприличие как принцип организации литературной формы: стих в типографических шедеврах Игоря Терентьева ................. 429 4.7. Вербальное и визуальное в творчестве Ильязда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437 4.8. В фарватере будетлянина: поэт Александр Лоскутов — бакинский соратник Хлебникова .................................. 449 4.9. «Райский стих»: метрическая проза Семена Кирсанова ............... 461
Стр.5
Содержание 5 4.10. «Как изобразить в стихах большое и малое количество голосов?»: особенности стихосложения Даниила Хармса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474 4.11. Стих А. Введенского в контексте обэриутской стихотворной поэтики . . 485 4.12. «Рифмованные стихи появились и исчезнут»: особенный верлибр Н. Заболоцкого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495 V. И другие поэты… 5.1. «Стихи. Переводы — плагиаты — свое»: своеобразие стиха русских стихотворных произведений В. Жаботинского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 5.2. «В героическом одиночестве»: Сергей Нельдихен — первый теоретик русского свободного стиха ....................................... 523 5.3. Верлибр и переходные формы в творчестве Бориса Поплавского . . . . . . . 533 5.4. Стиховые раритеты в творчестве Тихона Чурилина .................. 541 5.5. Стихотворная палитра Всеволода Рождественского .................. 548 5.6. «Самокладки» и другие стилизации: свободный стих в арсенале Павла Васильева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557 5.7. Спондеика, гиперпеоны и метрострофы: Даниил Андреев — поэт и теоретик стиха ........................................... 569 5.8. Русская псалтырь Фейги Коган ................................... 587 VI. «И в прозе глас слышен соловьин…»: прозаики как поэты 6.1. В. В. Розанов: проект литературы ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 601 6.2. Экспансия стиха в прозе И. Бунина: прозаические миниатюры, стихотворные цитаты ........................................ 619 6.3. Стихи и проза Чернышевского в «Даре» Набокова: полемика на уровне ритма ................................................ 636 6.4. Проза как поэзия: функция силлабо-тонической метрики в малой и большой прозе Бориса Пастернака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 646 6.5. Особенности силлабо-тонической метризации прозы Леонида Добычина .............................................. 671 6.6. «Необычайная форма»: уникальность и универсальность (о рассказе А. Грина «Ли») ....................................... 684 6.7. «Техника прозы» и «хронический анапестит»: Замятин против Андрея Белого ................................................. 688 6.8. «Присутствие стиха» в поэтической прозе М. Пришвина . . . . . . . . . . . . . 705 6.9. Поэт в прозе: стиховое начало в произведениях Бориса Пильняка ...... 711 6.10. Естественный путь от стиха к прозе: Алексей Толстой .............. 739 6.11. «На былую тургеневскую высоту…» Книга «маленьких рассказов» А. Неверова «Радушка» ........................................ 757
Стр.6
6 Содержание 6.12. Прозиметрия как принцип организации книги («Цветы под огнем» Михаила Герасимова (1919)) .................................... 762 6.13. Михаил Зощенко — виртуоз стиховычитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 769 6.14. Георгий Венус — ритмическая разноголосица на службе документальной прозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 780 6.15. Стык прозы и стиха: маргинальность как принцип поэтики Сигизмунда Кржижановского ................................... 791 6.16. Прозаическая миниатюра в творчестве Всеволода Иванова . . . . . . . . . . 806 VII. Чужое как свое в культуре Серебряного века 7.1. Сапфическая строфа как способ презентации образа Сафо в русской литературе начала ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 815 7.2. Гексаметр и пентаметр в творчестве поэтов Серебряного века ......... 830 7.3. Русский Верхарн до и после революции: к проблеме генезиса пролетарского верлибра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 840 7.4. Поэзия Уолта Уитмена в русской революционной перспективе . . . . . . . . 858 7.5. Русский Заратустра: между философией и поэзией . . . . . . . . . . . . . . . . . . 877 7.6. Цветы чужого сада. Японская стихотворная миниатюра на русской почве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 898
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.