Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма : учебное пособие: Направление подготовки 45.03.01 – Филология. Профиль подготовки «Отечественная филология». Бакалавриат (290,00 руб.)

0   0
Первый авторОстанкович А. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц374
ID578828
АннотацияПособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО. В нем представлены основные этапы развития сонета в России, дано его теоретическое обоснование как твердого жанрово-строфического образования с точки зрения реализации гармонического потенциала. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 – Филология
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 – Филология
УДК801.675.2
ББК84(0)-5
Останкович, А. В. Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма : учебное пособие: Направление подготовки 45.03.01 – Филология. Профиль подготовки «Отечественная филология». Бакалавриат / А. В. Останкович .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 374 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578828 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Останкович СОНЕТ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЖАНРОВО-СТРОФИЧЕСКАЯ ФОРМА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 45.03.01 – Филология Профиль подготовки «Отечественная филология» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 801.675.2 (075.8) ББК 84(0)-5 я73 О 76 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета О 76 Останкович А. В. <...> Теория гармонической системы сонета корректирует противоречивое отношение в науке к следованию или не следованию всем правилам жанрово-строфической формы, актуализирует диалогизированную пространственно-временную сферу сонета, систематизирует закономерности образования циклических сонетных единств и реализацию сонетом строфического и жанрового потенциала в условиях цикла. <...> Теоретические задачи: - освоение методологических принципов теории сонета в его историческом развитии; - овладение теорией гармонической организации поэтического текста; - рассмотрение основных концепций сонетологии и стихосложения; - овладение терминологическим аппаратом сонетологии и стиховедения. <...> В результате освоения курса обучающийся должен: знать: терминологический и понятий аппарат жанровой истории и теории сонета; принципы гармонической организации сонета и лирического произведения; канонизированную традицией систему правил построения сонета; основные классификационные типы сонета; уметь: проводить полный уровневый анализ сонета; отличать твердые строфы от обычных поэтических текстов; анализировать гармоническую систему поэтического текста; владеть: методологической базой стиховедения применительно к сонетологии; навыками самостоятельного анализа сонета и поэтического текста в целом; теорией гармонической организации стиха. <...> Диалектика взаимодействия антиномичных начал в архитектонике и композиции сонета. <...> Типология сонетных версификаций и история изучения сонета В последние десятилетия русский сонет стал привлекательным и популярным объектом <...>
Сонет_как_универсальная_жанрово-строфическая_форма_учебное_пособие_Направление_подготовки_45.03.01_–_Филология._Профиль_подготовки_«Отечественная_филология»._Бакалавриат.pdf
УДК 801.675.2 (075.8) ББК 84(0)-5 я73 О 76 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета О 76 Останкович А. В. Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 374 с. Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО. В нем представлены основные этапы развития сонета в России, дано его теоретическое обоснование как твердого жанрово-строфического образования с точки зрения реализации гармонического потенциала. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 – Филология. УДК 801.675.2 (075.8) ББК 84(0)-5 я73 Автор д-р филол. наук, профессор Останкович А. В. Рецензенты: канд. филол. наук, доцент Л. В. Савелова, канд. филол. наук, доцент А. П. Деревяшкина (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт») © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Актуальность и значимость дисциплины обусловлены тем, что в ней сонет впервые представлен в аспекте закономерностей его гармонической организации как целостное и системное явление, способное к самоорганизующемуся функционированию и развитию через создание многообразных циклических единств и диалогизированные жанрово-родовые взаимодействия. Теория гармонической системы сонета корректирует противоречивое отношение в науке к следованию или не следованию всем правилам жанрово-строфической формы, актуализирует диалогизированную пространственно-временную сферу сонета, систематизирует закономерности образования циклических сонетных единств и реализацию сонетом строфического и жанрового потенциала в условиях цикла. Дисциплина относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули) вариативной части». Ее освоение происходит в 6 семестре. Она содержательно связана с дисциплинами, изученными ранее («Введение в литературоведение», «История русского литературного языка», «История мировой литературы средних веков и эпохи Возрождения», «История мировой литературы XVII-XVIII в.», «История мировой литературы XIX в. (часть 1, 2)», «История русской литературы XVIII века», «История русской литературы XIX века (ч. 1)», «История русской литературы XIX (ч. 2)», «История русской литературы XIX века (часть 3)», «Историческая поэтика жанра русской литературы XIX века»), и необходима для освоения последующих дисциплин («История мировой литературы 20 в. (до 1945 года)», «Современная русская (родная) литература», «История русской литературы XX века (ч. 1.)», «История русской литературы XX века (ч. 2)», «История русской литературы XX века (ч. 3)», «Теория литературы»). Целью курса является формирование набора общепрофессиональных компетенций будущего бакалавра: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4). 3
Стр.3
Поставленная цель предполагает осуществление следующих задач. 1. Теоретические задачи: - освоение методологических принципов теории сонета в его историческом развитии; - овладение теорией гармонической организации поэтического текста; - рассмотрение основных концепций сонетологии и стихосложения; - овладение терминологическим аппаратом сонетологии и стиховедения. 2. Практические задачи: - развитие навыков самостоятельного научного поиска в результате учебной деятельности, потребности в саморазвитии; - формирование навыков осмысления поэтических текстов с помощью анализа их формы; - умение производить целостный литературоведческий анализ поэтических текстов; - разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе. 3. Воспитательные задачи: - сохранение и преемственность культурной традиции с помощью поэтических текстов как основных выразителей идей личностного потенциала и исторического развития общества; - познание действительности сквозь эстетическую призму поэтических текстов; - развитие эстетических потребностей учащихся. В результате освоения курса обучающийся должен: знать: терминологический и понятий аппарат жанровой истории и теории сонета; принципы гармонической организации сонета и лирического произведения; канонизированную традицией систему правил построения сонета; основные классификационные типы сонета; уметь: проводить полный уровневый анализ сонета; отличать твердые строфы от обычных поэтических текстов; анализировать гармоническую систему поэтического текста; владеть: методологической базой стиховедения применительно к сонетологии; навыками самостоятельного анализа сонета и поэтического текста в целом; теорией гармонической организации стиха. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……….……………………………………….. 3 Введение к курсу лекций…………………………………. 5 Раздел 1. Сонет и гармонические законы пропорции золотого сечения……………………………………………. 14 1. Гармоническая система сонета………………………….. 14 2. Сонет и пропорция золотого сечения…………………… 71 Раздел 2. Система традиционных правил в гармонической организации сонета…………………………………… 101 3. Проблема эстетического потенциала сонетной архитектоники………………………………………………... 101 4. Гармонизирующее значение нарушений традиционных норм в сонетах И. Ф. Анненского…………………………. 150 Раздел 3. Диалог в жанровом времени-пространстве Сонета………………………………………………………………. 169 5. Сонет как диалогизированная система…………………. 169 6. Время-пространственное содержание сонета как результат диалогического взаимодействия с сопредельными жанровыми формами лирики……………………………… 206 Раздел 7. Идея гармонии в образовании и функционировании сонетных циклических единств………………………. 251 7. Циклообразующий потенциал сонета………………… 251 8. Система сонетных циклических и жанрово-тематических единств…………………………. 277 Заключение…………………………………………………. 364 Литература и источники………………………………….. 369 373
Стр.373