Автор книги считает, что эффективность современного филологического образования, а именно успешное решение учителями задач развития целостных, системных знаний школьников, зависит от того, насколько качественно сформирована профессиональная компетенция студентов, будущих учителей-словесников, в рамках осуществления интегративного подхода. <...> Опираясь на опыт лучших методистов прошлого, внесли существенный вклад в разработку общих вопросов методики преподавания русского языка Л. П. Федоренко, А. В. Текучев, 3 М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, А. И. Власенков и др. <...> Целью автора является разработка методики обучения студентовфилологов использованию содержательных и процессуальных связей русского языка и литературы в рамках реализации принципа интеграции в процессе профессиональной подготовки учителя словесности. <...> Необходимо отметить, что интегративный подход – не столько утвердившееся, сколько развивающееся направление как науки, так и практики (в том числе методики преподавания филологических дисциплин). <...> Интеграция как особая тенденция в развитии науки означает в широком смысле слова стремление к целостному охвату знания и его объединение в самых разнообразных формах, начиная от простого обобщения фактов и кончая междисциплинарными теориями [Лукашевич, 1985; Блауберг, 1997; Кохановский, 1999; Кузнецова, 1999; Меркулов, 1999]. <...> Интеграцию знаний В. К. Лукашевич рассматривает как процесс концептуального взаимодействия наук, результат которого – наиболее общие концептуальные схемы исследуемой реальности [Лукашевич, 1985: 93]. <...> В соответствии с понятием концепции как основной точки зрения на предмет, главной мысли, общего замысла, под концептуальностью В. К. Лукашевич понимает свойство определенной совокупности знаний, наличие которого придает этой совокупности целостный системный характер, а под концептуализацией – осуществляемый субъектом познания процесс системного оформления наличного <...>
Содержание_и_процесс_интеграции_филологических_дисциплин_в_школьном_образовании_(1).pdf
УДК 37.016:811.161.1’06
ББК Ч48
Б435
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра русского языка Мордовского государственного университета
им. Н.П. Огарева;
доктор педагогических наук профессор Н.Д .Десяева;
кандидат педагогических наук доцент Т.П. Малявина
Белова Н.А.
Б435
Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в
школьном образовании [Электронный ресурс] : монография / Н.А. Белова.
– 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 222 с.
ISBN 978-5-9765-1987-9
Монография отражает исследование содержания и процесса интеграции
филологических дисциплин в школьном образовании. Автор книги считает, что
эффективность современного филологического образования, а именно успешное
решение учителями задач развития целостных, системных знаний школьников,
зависит от того, насколько качественно сформирована профессиональная
компетенция студентов, будущих учителей-словесников, в рамках осуществления
интегративного подхода.
Основываясь на анализе путей и возможностей интеграции традиционных
в отечественном школьном образовании учебных предметов «Русский язык» и
«Литература», автор предлагает оригинальную методику обучения студентовфилологов,
нацеленную на углубление их профессиональной подготовки в
вузе.
Монография предназначена для научных работников, аспирантов,
студентов-филологов, а также может оказаться полезной учителям-словесникам.
УДК 37.016:811.161.1’06
ББК Ч48
ISBN 978-5-9765-1987-9
© Н.А. Белова, 2005
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Философские и методологические основы исследования
процесса интеграции филологических дисциплин
1.1. Изучение процесса интеграции – перспективное направление
современной науки
1.2. Специфика филологии как одного из аспектов гуманитарного знания.
Текст – интегрирующая основа филологических дисциплин
1.3. Дидактико-методические предпосылки обучения школьников в
условиях интеграции филологических дисциплин
1.3.1. Развитие теории интеграции в обучении
1.3.2. Место интегративного принципа среди дидактических принципов
обучения и его отражение в целях, содержании, методах и формах организации
обучения
1.4. Психологические особенности восприятия интегрированного
материала
1.4.1. Развитие способности к обобщению как условие успешного
восприятия интегрированного материала
1.4.2. Влияние интегративного подхода на развитие креативности
личности
Глава 2. Пути реализации интеграции дисциплин филологического цикла
в современном школьном образовании
2.1. Исторические и теоретические основы интегрированного обучения
2.1.1. История и современность школьных интегрированных курсов по
русскому языку и литературе
2.1.2. Анализ содержания школьного филологического образования
последней четверти XX – начала XXI вв. с точки зрения реализации идеи
интеграции русского языка и литературы
2.1.3. Степень подготовленности учителей-словесников к использованию
интегративного подхода в школьном образовании
2.2. Содержательные и процессуальные уровни интегрированного
обучения филологическим дисциплинам
2.2.1. Уровни интеграции учебных дисциплин в обучении
2.2.2. Интеграция содержания филологических предметов на уровне
межпредметных связей
2.2.3. Осуществление интеграции в школьном филологическом
образовании на уровне дидактического синтеза
2.2.4. Интеграция русского языка и литературы на уровне целостности в
курсе «Русская словесность»
220
Стр.220
Глава 3. Методические основы спецкурса «Интегративный подход к
изучению филологических дисциплин в школе» в системе профессиональной
подготовки студентов-филологов в педагогических вузах
3.1. Ознакомление студентов с интегративным подходом как одно из
условий формирования профессиональной компетенции будущих учителейсловесников
3.2.
Этапы формирования методических умений студентов как будущих
учителей-словесников применительно к интегрированному обучению в школе
3.2.1.Теоретические основы и практика обучения бакалавров-филологов
профессиональным методическим умениям в рамках спецкурса
«Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе»
3.2.2. Обучение студентов методике проведения урока словесности как
интегрированной форме организации образовательного процесса в школе
3.2.3. Обучение студентов-филологов реализации интеграции на уровне
дидактического синтеза и межпредметных связей при изучении русского языка
на текстовом материале
Заключение
Литература
Приложение 1. Примерная рабочая программа, отражающая
межпредметные понятийные связи русского языка и литературы в школьном
курсе русского языка
Приложение 2. Примерная программа для создания уроков развития
связной речи
Приложение 3. Примерная программа для создания уроков словесности
Приложение 4. Программа спецкурса «Интегративный подход к
изучению филологических дисциплин в школе»
Стр.221